Глава 7. Все делайте без ропота и сомнения

Мастерство

Все делайте без ропота и сомнения.

ФИЛИППИЙЦАМ 2:14

Среди прочих обитателей вод существует на на­шей планете слепая пещерная рыба. В США эти рыбы по большей части водятся в известковых пеще­рах в дельте реки Мисси-сипи. Слепая пещерная рыба вырастает до пяти дюймов в длину, пигментация у нее сла-бая или отсутствует вовсе. К тому же все, кроме одной разновидности этих бледнокожих рыб, лишены глаз.

Ученые предполагают, что много лет назад в ре­зультате тектонических сдвигов предки этих рыб были пойманы в ловушку и стали узниками пещер. Окруженные сплош-ной темнотой, лишенные воз­можности видеть, они постепенно приспосаблива­лись к своему окружению. Сменялись поколения пещерных рыб, и пигментация, предназначен-ная защищать их кожу от солнца, постепенно исчезла, поскольку в ней больше не было необходимости. Со временем эти рыбы стали производить безглазое потомство. Сейчас они отлично чувствуют себя в кромешной тьме.

ИЗ ПИСЕМ

Четыре года назад у моего старшего сына, двад­цатитрехлетнего офицера поли-ции, открылось моз­говое кровотечение. Не буду вдаваться в детали. Это был долгий путь, который вся моя семья приняла с верой в Бога и безусловной любовью.

Сейчас Бен выздоравливает, хотя доктора утверж­дали, что это невозможно. Он принимает свои огра­ниченные физические возможности с удивительным спокойст-вием. В нем крепнет Божья благодать. Это серьезный урок для всех нас.

У сына легкая форма афазии и онемение правой стороны тела, замедлены неко-торые процессы, но он идет на поправку — не жалуясь. Так действуют браслеты. Думаю, если Бен смог принять свой крест без жалоб, значит, сможем и мы. Я хотела бы, чтобы все те, кто помог Бену выздороветь, получили браслеты.

Огромное Вам спасибо и бесконечной УДАЧИ в Вашем деле. Вы и Ваша цер-ковь меняете мир!

НОРИН КЕППЛ,

СТОНИНГТОН, КОННЕКТИКУТ

Потратив несколько месяцев на то, чтобы стать безжалобным человеком, вы замети-те, что измени­лись. Подобно слепой пещерной рыбе, которая со временем отказалась от того, в чем больше не нуж­далась, ваш ум наконец перестал быть источником негативных мыслей. Поскольку вы их не озвучиваете не даете им выхода, ваша «фабрика жалоб» закрыва­ется. Вы перекрыли кран — и источник иссяк. Изме­нив слова, вы перестроили свой образ мыслей. Это стадия Неосознаваемой (вы этого уже не замечаете) Способности (не жаловаться). Вы становитесь дру­гим человеком, более счастливым.

Начав нашу программу, мы решили выдавать тем, кто продержался двадцать один день без жалоб, «Сертификаты счастья». Они называются именно так (а не, к примеру, Сертификатами «Без жалоб») вовсе не случайно. Избавление от вредной привыч­ки жало-ваться оказывает на сознание невероятно мощный эффект. Меняется не просто поведение, но и образ мыслей человека, вся его жизнь. Когда вы про­живете свои первые три недели без жалоб, пожалуй­ста, зайдите на наш сайт www.AComplaintFreeWorld.org — мы будем рады выслать вам сертификат, чтобы отметить ваше преображение.

На стадии Неосознаваемой Способности, насту­пающей по прошествии двадцати одного дня, вы больше не ищете несчастий на свою голову. Ваши мысли сосредоточены на том, чего вы хотите. Вы не только сами становитесь счастливее, это проис­ходит и с вашими ближними. Вы привлекаете к себе оптимистичных людей, побуждаете окружаю-щих подняться на более высокий ментальный и эмоцио­нальный уровень. Перефразируя Ганди, можно ска­зать, что вы становитесь переменой, которую хотите видеть в мире. Когда что-то удается, вы говорите: «Ну конечно!» В любой проблеме вы ищете благо — вместо того чтобы попусту тратить свою энергию, сообщая о ней другим. А кто ищет, всегда находит.

Вы также заметите, насколько вам теперь не­комфортно, когда кто-нибудь рядом на-чинает жа­ловаться. Ощущение такое, как если бы в комнату вдруг просочился неприят-ный запах. Поскольку вы провели довольно много времени, стараясь не жаловаться, то, когда вы слышите жалобы от других людей, они создают эффект какофонии, нарушившей священную тишину. Но хотя это нытье вам непри­ятно, вы не чувствуете себя обязанным указывать людям, что они жалуются. Вы просто наблюдаете ситуацию, а раз вы не крити-куете и не жалуетесь, вашему собеседнику не нужно оправдывать свое поведение и жало-бы быстро прекращаются.

Вы начинаете испытывать чувство благодарности за сущие пустяки — даже за то, что привыкли прини­мать как должное? Я помню, как однажды подумал: «Если бы, в по-следний раз расчесывая волосы, я знал, что делаю это ПОСЛЕДНИЙ раз, я бы постарался насладиться этим полнее» (если вам непонятно, о чем я говорю, посмотрите на мою фото-графию на обложке). Достигнув стадии Неосознаваемой Способ­ности, вы воспринимаете жизнь с благодарностью. Вы по-прежнему можете хотеть чего-то для себя, и это хорошо. Теперь, с новым позитивным качеством вашей энергии, вы можете удерживать в уме об-раз того, чего хотите, зная, что это приближается к вам уже сейчас.

Может улучшиться ваша финансовая ситуация (хотя деньги, эти полоски бумаги и кусочки металла, по моему глубокому убеждению, сами по себе ценно­сти не имеют, являясь лишь некими ее символами) Начав больше ценить себя и свой мир, вы стане­те излучать вибрации, привлекающие финансовое благополучие. Люди будут охотно давать и дарить вам то, за что вы, возможно, «расплатились» в про­шлом. Я знаю человека, бес-платно пользующегося некоторыми профессиональными услугами просто потому, что он нравится людям, оказывающим эти услуги, и они хотят его поддержать. Так же может по­счастливиться и вам. Главное — замечать малейшие позитивные проявления в своей жизни и быть бла­годарным. Если кто-то придержал для вас дверь или помог поднести вещи, считайте это благословением Вселенной. Так вы привлечете больше подобных проявлений.

С позитивными и счастливыми людьми прият­нее находиться рядом. Теперь, когда вы сами стали таким человеком, ваша финансовая ситуация может улучшиться в связи с повышением зарплаты и гаран­тий занятости. Конечно, нам платят за выполнение опреде-ленных трудовых задач, и наши профессио­нальные способности во многом определяют раз­мер зарплаты. Но человек, излучающий радость и солнечный свет, ценится дороже зо-лота.

Я знаю компанию в Сиэтле, в которой работала администратором девушка по имени Марта. Я ни у кого не встречал такой широкой, сияющей и откры­той улыбки. Она была неизменно любезна, весела и искренне готова всем помочь. Вы всегда могли ощу­тить ее присутствие — когда Марта была в офисе, у сотрудников поднималось настроение и они рабо­тали эффективней.

Некоторое время назад, решив навестить своих друзей, я заглянул в эту компанию. И сразу почув­ствовал — что-то изменилось. Как будто стены вы красили в более темный цвет или вдруг ухудшилось освещение. Вот что я тогда почувствовал, стоя у конторки администратора. Я понял, чего не хвата­ет — Марты.

— Где Марта? — спросил я.

— Она перешла в другую компанию, которая предложила ей в два с лишним раза больше, чем мог­ли платить мы, — ответила мне одна из сотрудниц. И, посмотрев вокруг, добавила:

— Той компании здорово повезло!

Оптимистичная, жизнерадостная Марта дарила свет всем сотрудникам и клиентам компании, и ее уход понизил общий уровень счастья и производи­тельности. Продавцы говорили, что после того, как Марта перестала отвечать на телефонные звонки, число жалоб и недовольство клиентов заметно воз­росли.

Поведение, в котором проявляются наши мысли, определяет отношение к нам людей и даже животных. Когда я пишу эти строки, два наших пса, Гибсон и Мэджик, возбужден-но лают на приближающийся грузовик UPS. Они делают это не в целях защиты сво­ей тер-ритории. И не для того, чтобы не дать грузовику остановиться у нашего дома, но скорее В НАДЕЖДЕ, ЧТО ОН ОСТАНОВИТСЯ. В отличие от остальных курьеров, которые боятся собак или не желают иметь с ними дела, наш курьер UPS решил выучить имена всех псов, которых встречает на своем пути. Он даже возит с собой собачий корм. Это может пока-заться нелепым, но, поскольку наши собаки любят курьера UPS, а мы любим наших собак, мы любим курьера UPS. Его простое стремление быть счастливым и полезным человеком внушает нам намного больше любви к UPS, чем тысяча телевизионных реклам «Что для вас может сделать Браун?».

Если он хочет стать руководителем, я могу пред­ставить, что этот курьер однажды возглавит службу UPS. Мы все стремимся находиться рядом е людьми, которые делают каждый наш день незабываемым. Поэтому весьма вероятно, что в конце концов эти люди продвинутся по карьерной лестнице.

Одно из величайших преимуществ, приобретае­мых безжалобным человеком — пози-тивное влия­ние, оказываемое им на свою семью в настоящем и будущем. Хорошо это или плохо, мы склонны «подгонять под себя» окружающих. Как мы уже говорили в предыду-щей главе, нас увлекает энергия других людей, особенно таких авторитетных фигур, как наши родители.

Я помню своего отца на кухне. Каждый раз, что-нибудь готовя, он брал кухонное полотенце и пере­кидывал через левое плечо — на случай, если ему понадобится снять что-нибудь горячее с плиты или вытереть руки. Он называл его «левоплечным полотен-цем для готовки». Сегодня, если я на кухне, у меня на плече всегда мое собственное «левоплечное полотенце для готовки». Так делал мой отец, так делаю я. Возможно, он видел, что так делает его отец, и перенял эту привычку — кто знает? Мне известно только, что я научился этому у него. Он никогда не стремился привить мне эту «странность», все произошло само собой. И я знаю, что точно так же, намеренно или нет, я передаю свои собственные привычки Лие, являясь для нее примером того, как поступают люди.

Прежде чем мы стали вести свободный от жалоб образ жизни, я, фактически, учил Лию тому, что семейный обед — время для нытья и сплетен. Я бла­годарен судьбе, что те-перь за семейными обедами мы обсуждаем хорошие новости и блестящие перс­пективы. Это то, что я хочу передать ей, чтобы она подавала пример своим будущим детям, а те, в свою очередь,— своим. Давайте посвятим время, прово­димое с семьей, переживанию ра-дости и счастья, а не жалобам на постигшие нас неудачи. Я убежден, что наша жизнь ста-ла лучше, потому что мы не выискиваем (а значит, и не находим) каждый день плохие но­вости, чтобы нам было о чем поговорить за обедом.

Безжалобный человек способен привлечь в свою жизнь то, что хочет, затратив на-много меньше усилий, чем вечно всем недовольный нытик. Помните, я рас­сказывал вам о женщине из моей церкви с перечнем жалоб? Внимательно просмотрев пару ее «жалобных листов», я понял: что бы я ни сделал, она непременно отыщет в этом еще больше недо-статков. Казалось, ее не устраивало ничего из того, что мы делали.

Вскоре я заметил, что у меня возникает силь­ное, хотя и ненамеренное противодейст-вие по отношению ко всему, о чем бы она ни просила. Идеи, которые она предлагала, да-же хорошие, оставались без рассмотрения, ибо я чувствовал, что их реали­зация повлечет за собой только еще больше жалоб и критики. Поскольку я игнорировал ее претензии и отказывался говорить о том, что она считала нашими слабыми сторонами, она перестала носить мне свои «жалобные списки».

Забавно, но когда жалобы прекратились, мы мало-помалу начали принимать практи-чески все ее предложения. Не потому, что она жаловалась, а наоборот — потому что она перестала это делать. Мы осуществили предлагаемые изменения, поскольку чувствовали, что в них есть смысл. Однако сделали мы это спустя довольно долгое время. Игнорирова­ние требований этой женщины было не чем иным, как защитной реакцией, — ведь мы чувствовали, что на нас нападают.

Вы стали намного более позитивным человеком, предпочитающим говорить о том, чего он хочет, а не жаловаться на то, что его не устраивает. Теперь люди будут охотно работать с вами и на вас, вы по­лучите даже больше, чем мечтали. Это обязательно про-изойдет, дайте срок.

Меня часто спрашивают: «А как быть с волную­щими меня социальными проблема-ми? Если я не буду жаловаться, как я смогу помочь осуществить позитивные перемены?» Да, перемены начинаются с недовольства, в момент, когда кто-то (например, вы) видит разрыв между тем, что есть, и тем, что могло бы быть. Но недовольство — отправная точка, а не конечная. Жалуясь на ситуацию, вы непременно привлечете людей, которые будут выражать недо­вольство вместе с вами, но весьма сомнительно, что вам удастся что-либо предпринять для ее улучшения. Однако говоря о том, что было бы, если бы разрыв был устранен и проблема разрешилась, вы сможете воодушевить людей и подвигнуть их на осуществле­ние позитивных перемен.

Перестав жаловаться, вы обнаружите, что стали реже испытывать страх и гнев. (Гнев — тот же страх, но обращенный вовне.) Если вашими поступками больше не движет страх, вы привлекаете в свою жизнь меньше недовольных и робких людей.

В своей книге «Координаты души» Гари Зукав пи­шет: «Жалоба — это форма мани-пуляции». У меня есть друг, священник другой конфессии. И вот как-то вышестоящая организация направила к нему консуль­танта для оказания помощи в развитии его церкви.

— Определите, чего боятся ваши прихожане, — советовал консультант. — Исполь-зуйте это, чтобы вызвать их гнев. Пускай они начнут жаловаться на ситуацию. Это объе-динит их и привлечет также других людей.

Такой подход показался нечестным моему другу, который считал, что его задача — служить нужда­ющимся, а не раздражать паству. Он позвонил одно­му из своих приятелей-священников и поинтересо­вался, как эта техника страха и гнева работает в его церкви.

— Техника работает хорошо, — ответил прия­тель. — Она привлекла в церковь мно-го новых прихожан. Проблема заключается в том, что это сплошь недовольные и робкие люди, которые к тому же все время жалуются, и они доставляют мне массу хло­пот.

В конце концов мой друг оставил должность на­стоятеля этой церкви и стал священ-ником в больни­це. Он живет честно и вполне счастлив.

Недавно мы с семьей смотрели фильм «Музы­кальный человек» («The Music Man») с участием знаменитого Роберта Престона. Престон играет там жуликоватого, беспринцип-ного коммивояжера — «профессора» Гарольда Хилла, торгующего музыкальными инс-трументами. Приехав в Ривер-Сити, штат Айова, он спрашивает старого друга, роль ко­торого исполняет Бадди Хэкетт: «Есть ли что-то в этом городе, что могло бы огорчить этих людей?» Хэкетт рассказывает ему, что в город на днях при­везли первый стол для пула, и Престон начинает запугивать жителей — мол, игра в пул ведет к полному мо-ральному разложению. И лишь массовое вступ­ление молодых людей в оркестр поможет решить проблему «морального разложения» и «массовой истерии», которые символи-зирует игра в пул. Спа­сти ситуацию может только Гарольд Хилл, продав всем инстру-менты и форму. «Профессор» раздувает пламя жалоб, чтобы манипулировать горожанами с целью извлечения выгоды.

Зукав прав. Жалоба — это манипуляция вашей энергией, и теперь, став безжалобным человеком, вы замечаете, когда кто-то использует негативные высказывания, пытаясь ва-ми манипулировать, и устанавливаете безопасные границы, чтобы себя защитить. Слыша такие разговоры, вы знаете — это жалобы, которые есть не что иное, как весьма эффек­тивный способ вовлечь вас в чужие проблемы.

Кто-то возразит: «Но некоторые психиатры счи­тают, что жаловаться полезно». Как я уже сказал, иногда в жалобах (выражении огорчения, горя, не­довольства) есть смысл. Выражение горя, огорчения или недовольства, адресованное тому, кто действи­тельно может помочь, полезно — при условии, что это делается с целью получить то, чего вы хотите, в будущем, а не является средством нападения, осно­ванным на ситуации, имевшей место в прошлом.

Беседы с психологом или другим компетентным советчиком о ваших жизненных трудностях ради того, чтобы избавиться от них, могут быть полезны. Хороший психолог может интерпретировать эти проблемы, дать надежду и обрисовать конструктивные пара-дигмы лучшей жизни в будущем. Однако жалоба другу — то, что часто называют излия-ния­ми, — может служить оправданием несдержанно­сти и проявления негативных эмоций, способного привлечь к нам еще больше проблем. Не говоря уже о том, что это объединяет нас с негативно настро­енными людьми, под влияние которых мы можем попасть.

Время от времени нам всем необходимо прого­варивать то, что происходит в нашей жизни, чтобы лучше контролировать ситуацию. Но проговорить — не значит пожаловать-ся. Проговаривать означает ДЕЛИТЬСЯ ЭМОЦИЯМИ по поводу происшедших событий, а не пересказывать их. Если на вас накричал начальник, вы можете захотеть поделиться возник­шими в связи с этим чувствами со своей половиной. Вы можете сказать: «Я был удивлен и огорчен, когда она на меня кричала».

Осмысливая происшедшее вслух, убедитесь, что вы говорите только о своих чувст-вах, а не о самом событии.

Используйте такие слова, как:

• Раздраженный

• Грустный

• Радостный

• Счастливый

• Недовольный

• Испуганный

• Довольный

Например: «Я чувствую раздражение, когда ты так поступаешь». Фраза «Когда ты это делаешь, я чувствую, что ты — ничтожество» — банальное на­вешивание ярлыка, но с приставкой «я чувствую». Ваши чувства — лучший индикатор того, живете ли вы в гар-монии со своим высшим «Я», и обсуждение ваших чувств с другими людьми без возвра-щения к предыстории и драматическим диалогам типа «он сказал, она ответила» может быть полезным.

Даже в разговорах с психиатром важно не заци­кливаться на болезненном пережива-нии слишком долго. Согласно данным одного психологического исследования, затянув-шийся разговор о невротических симптомах усиливает эти симптомы*. Хороший пси-

* Kowalski, R. М. (1996). Complaints and complaining: Functions, antecedents, and consequences. Psychological Bulletin 119, page 181.

хиатр знает, сколько времени и энергии нужно посвятить прошлому и как помочь вам использо­вать случившееся для создания более желанного будущего.

Теперь вы наконец у штурвала и ведете свой ко­рабль к будущему, о котором всегда мечтали. Более того, сохраняя свои намерения и говоря только о том, чего вы хотите, можно быстро достичь целей, на осуществление которых, как вам казалось, нужны годы.

Один из героев пьесы Стивена Дитца «Fiction» говорит: «Писатели не любят писать, они любят написанные ими книги». Да, людям не нравится ме­няться, но они хотят изме-ниться. Вы не жалели ни времени, ни сил, снова и снова переодевая браслет. Теперь вы другой человек. Вы изменились. Оливер Уэнделл Холмс сказал: «Если ум открылся для новой, он никогда не вернется к своему изначальному измерению». Вы сделали это!

Если вы уже прочли эту главу, но еще не прошли испытание (не продержались двад-цать один день подряд без жалоб), пусть это послужит вам ориен­тиром. Вы можете сде-лать это. В следующей главе вы узнаете о людях, которым удалось прожить двадцать один день подряд без жалоб, и о том, что это для них означало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: