Метод CDM

Метод CDM представляет собой развитие достаточно давно созданного Oracle CASE-Method, известного по использованию CASE-средств фирмы Oracle и книгам Р. Баркера. Этот метод полностью опирается на использование инструментальных средств Oracle, несмотря на утверждения о простой адаптации CDM к проектам, в которых используется другой инструментальный комплекс.

В соответствии с CDM ЖЦ ПО формируется из определенных этапов (фаз) проекта и процессов, каждый из которых выполняется в течение нескольких этапов (рис. 5.4).

Перечислим этапы CDM и их назначение:

• стратегия (определение требований);

• анализ (формулирование детальных требований к прикладной системе);

• проектирование (преобразование требований в детальные спецификации системы);

• реализация (написание и тестирование приложений);

• внедрение (установка новой прикладной системы, подготовка к началу эксплуатации);

• эксплуатация (поддержка и слежение за приложением, планирование будущих функциональных расширений).

В методе CDM предусмотрены следующие процессы:

• определение бизнес-требований, или постановка задачи (Business Requirements Definition);

• исследование существующих систем (Existing Systems Examination). Выполнение этого процесса должно обеспечить понимание состояния существующего технического и программного обеспечения для планирования необходимых изменений;

• определение технической архитектуры (Technical Architecture);

• проектирование и реализация базы данных (Database Design and Build). Процесс предусматривает проектирование и реализацию реляционной базы данных, включая создание индексов и других объектов БД;

• проектирование и реализация модулей (Module Design and Build). Этот процесс является основным в проекте. Он включает непосредственное проектирование приложения и создание кода прикладной программы;

• конвертирование данных (Data Conversion). Цель этого процесса — преобразовать, перенести и проверить согласованность и непротиворечивость данных, оставшихся в наследство от существующей системы и необходимых для работы в новой ИС;

• документирование (Documentation);

• тестирование (Testing);

• обучение (Training);

• внедрение, или переход к новой системе (Transition). Этот процесс включает решение задач установки, ввода новой системы в эксплуатацию, прекращения эксплуатации старых систем;

• поддержка и сопровождение (Post-System Support).

Процессы состоят из последовательностей задач. Задачи разных процессов взаимосвязаны явно указанными ссылками.

В соответствии с методом CDM на этапе стратегии определяются цели создания системы, приоритеты и ограничения, разрабатывается системная архитектура и составляется план разработки ЭИС.

На этапе анализа строятся модель информационных потребностей (диаграмма "сущность-связь"), диаграмма функциональной иерархии (на основе функциональной декомпозиции ЭИС), матрица перекрестных ссылок и диаграмма потоков данных.

На этапе проектирования разрабатывается подробная архитектура ЭИС, проектируются схема реляционной БД и программные модули, устанавливаются перекрестные ссылки между компонентами ЭИС для анализа их взаимного влияния и контроля за изменениями.

На эт апе реализации создается БД, строятся прикладные системы, производятся их тестирование, проверка качества и соответствия требованиям пользователей. Создаются системная документация, материалы для обучения и руководства пользователей.

Рис. 5.4. Этапы и процессы CDM

На этапах внедрения и эксплуатации анализируются производительность и целостность системы, выполняются поддержка и, при необходимости, модификация ЭИС.

CDM предоставляет возможность выбрать требуемый подход к разработке. Это возможно, поскольку каждый процесс базируется на известных зависимостях между задачами одного типа и не зависит от того, на какие этапы будет разбит проект.

При определении подхода к разработке оцениваются масштаб, степень сложности и критичность будущей системы. При этом учитываются стабильность требований, сложность и количество бизнес-правил, количество автоматически выполняемых функций, квалификация и число пользователей, степень взаимодействия с другими системами, критичность приложения для основного бизнес-процесса компании и целый ряд других.

В соответствии с этими факторами в CDM выделяются три основных подхода к разработке:

• классический подход (Classic);

• подход быстрой разработки (Fast Track);

• подход облегченной разработки (Lite).

Классический подход. Этапы данного подхода представлены на рис. 5.4. Классический подход применяется для наиболее сложных и масштабных проектов. Для таких проектов характерны большое количество реализуемых бизнес-правил, распределенная архитектура, критичность приложения. Применение классического подхода также рекомендуется при нехватке опыта у разработчиков, неподготовленности пользователей, нечетко определенной задаче. Продолжительность таких проектов — от 8 до 36 мес.

Подход быстрой разработки. В этом подходе три этапа: моделирование требований, проектирование и генерация системы и внедрение в эксплуатацию. Подход используется для реализации небольших и средних проектов при условии простоты бизнес-правил. При этом основные функциональные возможности прикладной системы генерируются с использованием CASE-средства Oracle Designer. Для таких проектов также характерны невысокая сложность архитектуры системы, гибкие сроки и четкая постановка задачи. Продолжительность проекта от 4 до 16 мес.

Подход облегченной разработки. Здесь всего два этапа: реализация прототипа и внедрение в эксплуатацию. Подход применяется для реализации малых проектов. Подход Lite предназначен для разработки прототипов в сжатые сроки. Продолжительность проекта от 1 до 6 мес.

Все перечисленные подходы являются, по существу, каскадными. Даже облегченный подход, несмотря на итерационность выполнения действий по прототипированию, сохраняет общий последовательный и детерминированный порядок выполнения задач.

Большинство задач проектирования и разработки решается с использованием Oracle Designer — основного инструментального средства CDM. Для решения задач календарного планирования и управления разработкой можно воспользоваться готовым вариантом распределения работ по проекту, где уже составлен подробный график работ с исполнителями. Руководителю проекта остается только скорректировать сроки (предлагается это сделать либо в MS Project 4.0, либо в АВТ Project Workbench 3.0). При этом руководитель проекта может в самом начале оценить трудозатраты по исполнителям и спланировать их работу по отдельным проектам. В справочной документации по CDM приводятся таблицы, в которых указаны оценки трудозатрат на выполнение отдельных процессов в процентах от трудозатрат по всему проекту или по отдельному его этапу. Можно оценить загруженность каждого исполнителя по проекту, по этапу и степень его участия при выполнении отдельной задачи.

В CDM отдельно решается задача документирования результатов проекта. Для каждого проектного результата имеется возможность с помощью макросов сгенерировать в MS Word шаблон документа, который может содержать примеры диаграмм в формате Visio 4.0.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: