Агитаторы старались напрасно

Говорят, что два переезда равняются одному пожару. Если продолжить такую аналогию, то две избирательные кампании тождественны государственному перевороту. Или революции, кому как больше нравится. Перелистывая календарь своего первого президентского срока, не устаю удивляться, как хватало времени еще на какие-то дела, кроме выборов. Судите сами.

Практически два года, в 1994-м и 1995-м, республика выбирала свой парламент, состоялось, кажется, десять туров голосования. Добавим к этому упоминавшийся референдум о сохранении института президентства, избирательную кампанию в Государственную Думу. Летом 1996-го всех трясло от выборов Президента России, прошедших в два тура. Не успели избиркомы передохнуть, как вскоре состоялись выборы органов местного самоуправления. А нужно заметить, что накал борьбы при избрании местной власти бывает повыше, чем когда выбирают главу государства. Только все успокоились, как на носу в 1997 году выборы Президента республики, а через несколько месяцев придется и депутатов выбирать. Как в пословице: на колу мочало – начинай сначала.

Не буду говорить, какое это недешевое удовольствие. Всем известно, что бюджет вечно испытывает серьезные трудности, а тут еще нужно выкидывать деньги на оплату труда членов избирательных комиссий, печатание бюллетеней, оснащение участков для голосования и прочее. А ведь надо учитывать еще и моральные издержки. Если верить всем желтым агиткам и газеткам, то среди кандидатов на выборные должности вообще нет ни одного честного, порядочного человека, сплошь одни негодяи, казнокрады, какие-то политические маньяки. В обществе раскол и метания, люди разбредаются по разным лагерям, начинают ненавидеть друг друга. Нет, я не против выборной системы, напротив, категорически за, но во всем должна быть мера. Тем более, что при бесконечном избирательном конвейере граждане стали терять интерес к выборам. Явка все падала и падала, наблюдалась резкая девальвация демократии.

Исходя из этих соображений, я предлагал Госсовету совместить выборы Президента и парламента республики. Но мое предложение даже рассматривать не захотели: мол, не можем поступиться принципами, то есть сроком своих полномочий. Что тут скажешь, хозяин – барин.

А я тем временем пребывал в непростых раздумьях. Выдвигать свою кандидатуру на второй срок не хотелось. Из Москвы вновь поступали интересные предложения, и некоторые из них выглядели весьма привлекательно. Мысленно даже стал чемоданы собирать. А свое ежегодное послание Госсовету сделал как бы итоговым за все время свое работы Президентом. Намек был прозрачный: судите, сравнивайте, делайте выводы.

Депутатам, а большинство из них составляли активисты компартии и начальники колхозов, услышать меня было непросто. Ведь с чего начиналась наша работа три года назад? Прежде всего, мы стремились перестать быть пожарной командой, бегающей от одного очага возгорания к другому, от экономи­ческой прорехи к финансовой дыре. Стратегия требовала принятия непопулярных, жестких, но единственно правильных решений. Республике удалось четко определить свой государственно-правовой статус в обновленной Российской Федерации, который был закреплен в важнейших документах конституционного значения. В Кремле состоялось подписание Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Чувашии, Соглашений в области осуществления структурной перестройки экономики республики, химического разоружения.

Однако структура промышленного производства оставалась архаичной, не улучшалось финансовое состояние большинства предприятий, тяжелым бременем лежали неплатежи и несвоевременная выплата пенсий, зарплаты, пособий.

Но и в этих условиях республика не только выстояла. Мы укрепили свои позиции по многим направлениям - жилищному строительству, развитию коммуникаций, уровню и качеству медицинской помощи, в сфере образования, социального обслуживания. Мир бизнеса начал узнавать нас и верить в Чувашию.

По инвестиционному климату и качеству инвестиций мы значительно опередили некоторых соседей - республики Марий Эл и Мордовия, Кировскую область. По многим показателям начали конкурировать с Татарстаном, Нижегородской областью, по некоторым - даже опережать их.

Много было сделано для того, чтобы поддержать промышленность. Поэтому и стимулировали конкурентоспособное производство независимо от форм собственности. Постарались освободить предприятия от непроизводственных забот и провели передачу целого ряда социальных объектов, жилого фонда в республиканскую и муниципальную собственность. Одна из главных побед на федеральном уровне - удалось добиться подписания постановления Правительства Российской Федерации о введении таможенных пошлин на ввозимые в страну гусеничные бульдозеры и трубоукладчики. Это дало возможность увеличить объемы реализации чебоксарских тракторов на российском рынке. Еще несколько проектов, включая строительство крупного завода сантехнических изделий, стали осуществляться благодаря иностранным инвестициям. В Алатыре освоили выпуск автомобильных ремней безопасности по технологии германской фирмы. Это уникальное производство стало первым в СНГ. Было запланировано строительство еще нескольких заводов европейского уровня.

Но многое, конечно, было упущено в результате «странных» решений и договоренностей 1992-1993 годов. Многое из этого к текущему моменту не сумели исправить. Пример тому - Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат, алатырский «Электроприбор» и другие предприятия. Как всегда, от таких сделок руководителей страдали обманутые коллективы, трудящиеся.

В своей работе мы преследовали еще одну важную цель - как можно быстрее газифицировать всю Чувашию. И сделать удалось немало. В эту сферу мы направляли до 30 процентов республиканских бюджетных инвестиционных ресурсов. За три года выполнили такой масштаб работ по газификации, который был сопоставим с объемом за весь предыдущий советский период. А по уровню жилищного строительства наша республика прочно вошла в число ведущих регионов России. Чувашия даже опередила Татарстан с его гораздо большими возможностями.

После оглашения послания депутатам и всем присутствующим было предложено задавать вопросы. Обычно так не делается, процедурой не предусмотрено. Но мне хотелось, чтобы никаких неясностей не оставалось. Спрашивали о многом. В одних чувствовалась большая заинтересованность, желание вникнуть в суть поставленных проблем. Другим факты были по барабану, они стремились достичь своих целей. В одной анонимной записке даже содержался упрек: мол, приведенная статистика не соответствует реальности. Предложил назвать хоть одну недостоверную цифру. Но никто не отозвался.

А дыхание предстоящих президентских выборов ощущалось все жарче. В ожидании возможной смены власти вновь в республике оживились силы националистов. Большинство их демаршей можно было не принимать всерьез. Но тут на мое имя поступает письмо из МИД России, в котором сообщаются малоприятные новости. Оказывается, в Стамбуле прошел некий курултай тюркских государств и общин. В нем приняли участие и делегаты от Чувашии. Да не просто приняли, а активно поддержали весьма сомнительные инициативы, например, о необходимости признания так называемой Турецкой республики Северного Кипра.

В письме также приводились цитаты из турецких газет, судя по которым эти деятели позволяли себе в Турции довольно рискованные высказывания. Например: «мы должны стремиться к единству языка, мнений и дел, единству государства, армии и флага». Сообщала иностранная пресса и о том, что один из чувашских делегатов собирается выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента республики и его надо всячески поддерживать. В письме из МИДа прямо говорилось, что «недопустимо использование таких форумов для протаскивания идей сепаратизма, неуважения к нормам международного права», и предлагалось кандидатам в Президенты делать более ответственные заявления.

Получать подобные письма главе региона неприятно. Словно учитель шлет родителю записку в отношении нерадивого дитяти. Да разве уследишь за каждым депутатом, возомнившим себя политиком международного уровня? Он выступил в какой-нибудь узкой аудитории, сказал несколько горячих фраз, сорвал аплодисменты, а тебе потом за него отдуваться. Ведь обязательно в Москве вспомнят его глупости и попрекнут: «Вы просите помочь республике, а у вас сепаратизм цветет и пахнет». Да мне и самому было прекрасно известно, что Турция, Иран, Саудовская Аравия и ряд других стран постоянно пытались укрепить свое влияние в нашем регионе. И не всегда с благовидными намерениями. Мне пришлось подписать указ, регламентирующий отношения министерств и ведомств, предприятий и организаций республики с иностранными государствами. Деловые контакты налаживайте, препятствий никаких нет, но в политику не лезьте, особенно когда представляете республику, а не себя лично.

Но сигнал поступил тревожный. Вроде национальный вопрос совсем отступил куда-то на задний план. А тут на тебе! Впрочем, все закономерно, этой теме нужно уделять постоянное внимание. На поддержание мира и согласия требуется много усилий, а чтобы обострить межнациональные отношения большого ума не нужно. Но моя позиция всегда остается неизменной: любой шовинизм, вне зависимости от его принадлежности, необходимо выжигать каленым железом.

Что же касается предвыборного расклада, то националистические силы реальных шансов на успех не имели. Их влияние оставалось минимальным. Зато коммунисты были уверены в своей победе. Их избирательные штабы начали действовать задолго до официального начала агитационного марафона. Мои же соратники находились в смятении, никто не знал, пойдет ли Федоров на второй срок.

Определяющее значение для принятия решения имела встреча в Москве с Б. Ельциным. Он вначале выслушал доклад о положении дел в республике. Пришлось посетовать, что после нашего конфуза в кампании по выборам Президента России мне стало гораздо тяжелее ходить по московским кабинетам и решать вопросы о выделении ассигнований на различные проекты. Борис Николаевич дал понять, что эта проблема решаема, а потом поинтересовался личными планами на будущее. Своими сомнениями поделился с ним откровенно. Он задумался и сказал: «Тебе решать самому, но помни, что, если уйдешь, мы можем потерять Чувашию».

После таких слов альтернативы не осталось, пришлось браться за переизбрание, засучив рукава. Alea jacta est. Жребий брошен. А главный соперник в лице председателя Госсовета, первого секретаря республиканского комитета КПРФ В. Шурчанова достался серьезный. Валентин Сергеевич – опытный политик, неплохой организатор, очень усидчив и упорен.

Одно время была мысль задействовать его потенциал на практической работе. Предлагал ему возглавить огромный тракторный завод, но он отказался. Жаль, мог бы там возродить социалистическое соревнование, борьбу за звание бригады коммунистического труда. Но у Валентина Сергеевича были другие намерения.

Судя по всему, Чувашия в предвыборных планах КПРФ в масштабах страны стояла на первом месте. Сюда были брошены лучшие силы агитпропа. Для поддержки кандидата-коммуниста здесь побывали Геннадий Зюганов, Аман Тулеев. Даже приезжал Александр Лебедь, неведомо каким ветром занесенный в республику. По городам и селам колесили агитационные бригады неплохих московских артистов. Этим гастролерам по-человечески можно было только посочувствовать, тяжкую миссию они на себя взвалили. На представлениях агитировать публику нельзя, но гонорар-то следует отрабатывать.

Мне рассказывали следующий забавный эпизод. Приехала эта труппа в один райцентр, пригласила народ на бесплатное шоу в местный клуб. Неизбалованный зритель, естественно, валом повалил. А мэр городка артистов строго-настрого предупредил: будет хоть слово предвыборной пропаганды, сразу своей властью объявляю бессрочный антракт. Гастролеры туда-сюда, ищут выход из положения. И Светлана Светличная, самая обаятельная из них, приглашает мэра в свою гримерку кофе попить. Тот не устоял, пошел за неувядающей красотой. А ее партнеры тем временем вовсю Шурчанова стали расхваливать. Помощники мэра перепугались, стали искать своего шефа и нашли его у Светличной. А хитрая лиса еще над ними и поиздевалась, стала причитать: «Не виновата я, он сам пришел». Нет, как хотите, но на артистов грешно было обижаться, людям ведь нужно было хоть как-то заработать. Как говорится, pecunia non olet. Деньги не пахнут. Со стороны весь этот карнавал, наверное, смотрелся довольно странно. Партия трудящихся могла себе позволить нанять звезд экрана и эстрады.

А я вообще никогда в избирательных кампаниях не делал ставку на финансовые ресурсы. Победу в таких политических битвах приносит четко продуманная стратегия, а не тугой кошелек. Например, кандидатом в вице-президенты предложил баллотироваться своему оппоненту на выборах 1993 года, ректору Чувашского государственного университета Льву Куракову. Правда, наши взаимоотношения омрачало не только то памятное соперничество.

Мне довелось как-то критично отозваться о практике создания филиалов университета в сельской местности. Ну не может быть полноценным университетское образование в деревенской глуши, не тот случай. Нужны дух вуза, атмосфера, масса других сопутствующих факторов. Лев Пантелеймонович тогда сильно на меня обиделся. На сессии парламента республики даже вышел к микрофону и заявил, что ему и его семье кто-то угрожает. Пришлось срочно послать туда министра безопасности, который клятвенно заверил, что если уважаемый ректор напишет соответствующее заявление, ему и его домочадцам будет организована самая надежная охрана. К счастью, никаких чрезвычайных мер не потребовалось, душевное равновесие у ректора восстановилось. А мое предложение попробовать себя в новом качестве он воспринял с радостью.

Если с В. Шурчановым бороться следовало всерьез, то остальные кандидаты производили неоднозначное впечатление. Про причуды одного их них, президента так называемой ассамблеи тюркских народов, уже рассказывал. Не помогли ему его турки. Другой представлял ЛДПР, в ходе кампании выяснилось, что этот претендент на должность главы республики имеет судимость по тяжким статьям Уголовного Кодекса.

У Жириновского, когда тот приезжал в Чувашию агитировать за своего выдвиженца, спрашивали, как он относится к данному пикантному обстоятельству. «А что, - не моргнув глазом, ответил Владимир Вольфович, - судимость – это даже хорошо, человек знает жизнь изнутри».

Еще один кандидат принадлежал к левым радикалам. За него Анпилов очень старался. Из программы этого претендента запомнилось лишь обещание всех чиновников пересадить из служебных автомобилей в общественный транспорт. Вроде, от кого-то из демократов мы слышали нечто подобное. Кстати, мысль достаточно здравая, иногда такой шаг может быть полезным. Однако в итоге все для этой троицы закончилось довольно бесславно, они вместе и трех процентов голосов набрать не смогли.

Да и ладно, зато на главном фронте рубка шла отчаянная. В последние дни избиратели ходили по колено в оппозиционных газетах и листовках. Во всех одно и то же: Федоров такой-сякой, отдал наши заводы и фабрики московским капиталистам, устраивает бесконечные праздники. А с нашей стороны принципиально не было никакого выброса печатной продукции. Зачем? Ведь по телевизору все равно покажут новые дороги, газопроводы, школы и больницы. И если избиратели от Президента отвернулись за время исполнения им своих полномочий, то никакая агитация в последний месяц не спасет.

В ночь подведения итогов голосования долго волноваться не пришлось. Во всех районах победа была очевидной, перевес свыше 20 процентов голосов, безоговорочный успех в первом же туре. Мой главный соперник В. Шурчанов признал свое поражение и де-юре, и де-факто. По действовавшей тогда Конституции Чувашии именно председатель Госсовета на инаугурации вновь избранного главы республики должен был приводить Президента к присяге. Ситуация выглядела парадоксальной: победитель получал власть из рук проигравшего. Валентин Сергеевич быстро понял двусмысленность нашего с ним положения и предпочел под благовидным предлогом в сессии не участвовать. Правда, говорят, так поступить ему подсказала группа депутатов, угрожавшая в противном случае объявить ему вотум недоверия. В любом случае, он поступил взвешенно.

После инаугурации я предложил Валентину Сергеевичу возглавить Правительство. Так ему и сказал: «Завода вам было мало, берите весь Кабинет Министров. Цель этого шага проста — даю вам возможность осуществить свои мечтания о благе народа Чувашии и продемонстрировать на деле секреты экономического подъема». Шурчанов два дня думал, советовался со старшими товарищами из ЦК и в итоге отказался. Позже говорил коллегам, что ему хотелось иметь и право формировать Правительство. Но тут уж извините: для обретения таких полномочий нужно президентские выборы выигрывать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: