С любовью к Матери

Не мной замечено: когда речь идет о том, что следует нечто разрушить, больших дискуссий обычно не возникает. Храм взорвать, памятник архитектуры снести – всегда находится масса желающих. Но если речь заходит о созидании, то скептиков и оппонентов хоть пруд пруди. Точно таким образом обстояло дело и с реализацией идеи о сооружении монумента Матери на западном косогоре чебоксарского залива. Ни сам замысел, ни проект скульптора Владимира Нагорнова большого энтузиазма в обществе поначалу, мягко говоря, не вызывали.

Чуваши не любят высовываться, все оригинальное, не укладывающееся в рамки привычного вызывает у них настороженность. А масштабы нового памятника намного превосходили все прежде созданные в республике монументы. Достаточно сказать, что общая высота скульптуры составляет 57 метров. Над заливом должна была подняться фигура чувашской женщины в национальном уборе. Особенно много вопросов возникало по поводу широко раскинутых рук. В. Нагорнов настаивал, что руки, раскинутые в стороны,- не только встречающий, но и охватывающий жест, обещающий покровительство земле и народу.

«Внимательно вылеплены черты молодого лица, детально проработаны пальцы рук, тщательно вымерены и уложены складки платья, ниспадающего до земли. Хорошо найдены формы широких рукавов, дающие плавность переходящих линий, – объяснял он свой замысел. - На близком расстоянии видны орнаментированные поясные повязки с бахромой на концах, мониста на груди, подвески из монет на головном уборе. Широкая лента вокруг постамента украшена чувашскими звездами - знаками огня, элементами традиционного орнамента».

Обычно памятники и скульптуры такого масштаба готовятся в течение нескольких лет, а мы в общей сложности взялись воплотить замысел в жизнь за 9 месяцев. Тут надо заметить, что 9 месяцев - срок тоже символический, в нем есть важное, хорошее, доброе содержание. Мы действительно в результате многолетней работы, переживаний, размышлений родили эту идею: поставить памятник вечности, красоты, надежды - монумент, посвященный Матери, самому святому для любого человека вне зависимости от мировоззренческих взглядов. Мать - то начало и тот венец, который соединяет всех нас. К открытию готовился весь комплекс на берегу чебоксарского залива: сама скульптура и фонтанный светомузыкальный ансамбль, который предполагал два режима работы - торжественный и будничный.

В ходе уникальной ночной транспортной операции 16-метровая медная скульпту­ра Матери была доставлена к месту монтажа на западный косогор залива и затем установлена на постамент. От производственной базы, расположенной на окраине Чебоксар, три элемента монумента перевозили на платформах. Как доложили специалисты, у самой громоздкой части была высота 6 метров, са­мый длинный элемент - с разведен­ными в стороны руками - 14 мет­ров. В операции были задействованы сотрудники свыше двадцати организаций. Особые трудности доставляли линии электропередачи. Электрикам на автовышках при­ходилось приподнимать провисающие над дорогой провода. Районный центр, Кугеси, отключили от электроснабжения на несколько минут. Вряд ли кто-нибудь из мирно спящих жителей поселка это заметил. На железнодорожном переезде на метр приподняли сразу несколько коммуникаций, в том числе кабель правительственной связи, за который, в случае чего, многим пришлось бы отвечать головой. В городе разъединяли стыки контактной сети, а на набережной залива положили дополнительное дорожное покрытие. Без особых приключений, примерно, в половине третьего утра, автопоезд прибыл на мес­то назначения. Монтаж монумен­та прошел как по нотам. Город уже проснулся под пристальным взглядом Матери.

На торжественном открытии этого архитектурного ансамбля я сказал, что мы присутствуем при уникальном моменте, полный смысл которого, возможно, оценят только наши потомки. На планете множество знаменитых грандиозных памятников. Они посвящены самым разным достойным людям, выдающимся личностям. Но необходимы, жизненно необходимы и величественные скульптуры, которые были бы посвящены самой простой, рядовой женщине-Матери.

Люди издавна поклонялись памятникам. И хотя Господь говорит «не сотвори себе кумира», надеюсь, Он меня простит, если скажу, что есть один кумир на этом свете, которому можно и нужно поклоняться – это Мать. Мать, дающая начало новой жизни, воспитавшая в нас лучшие человеческие качества. Мать, отдающая не только последнюю крошку хлеба, но и в буквальном смысле готовая пожертвовать сердцем своим для ребенка. Мать, которая разделит твою печаль. И недаром Матерь Божию поэты называют «теплой заступницей мира холодного». А еще римляне заметили, что maternis precibus nihil fortius. Нет ничего сильнее материнских просьб.

Мне представлялось очень символичным, что мы открывали монумент, посвященный Матери, именно в День Победы. Тысячи женщин Чувашии в годы Великой Отечественной войны отдали стране своих сыновей и дочерей для защиты Отечества от агрессора, неустанно работали в тылу. Матери Чувашии стояли за станками эвакуированных заводов, вместо лошадей впрягались в плуг, а после тяжелой работы шли создавать вторую линию обороны, рыли окопы и работали на лесозаго­товках. Матери Чувашии потеряли на фронтах Великой Отечественной войны более ста тысяч своих детей. И более половины из них пропали без вести, не найдя последнего приюта на родной земле. Нет горя большего на Земле, чем трагедия Матери, оплакивающей свое дитя…

Памятник, воздвигнутый на берегу залива, таит в себе и еще один смысл. Здесь есть еще один великий смысл. У войны не женское лицо. Женщина-Мать – это Мир и Любовь, символ торжества Жизни над Смертью, Добра над Злом, Мудрости над Глупостью, победы Терпения, Мира и Любви над Слабостью, Злобой и Ненавистью.

У кого-то, возможно, и нет детей. Но у всех есть мать. И все мы – дети Любви. Без нее мы бы просто не появились на свет. Любовь – основа всего сущего. Где Любовь, там и Свет. Любовь Матери светит нам всю жизнь. А любовь к Матери одинаково согревает и бедных, и богатых, и правых, и левых, и молодых, и старых, и горожан, и сельчан. Любовь к Матери объединяет представителей всех наций и всех конфессий.

На пьедестале монумента начертаны простые, но очень важные для всех нас слова. Автор их - народ Чувашии, а мы с супругой Светланой только их сложили в такой ряд. «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви!» - это родительское, материнское благословение на века всем нам. Призыв к Миру и Любви – это обращение к сегодняшнему поколению, напутствие потомкам. Потому что только Мир и Любовь дают возможность спокойно трудиться, строить дома и дороги, создавать рабочие места, рожать и воспитывать детей, творить, развиваться, мечтать... Совсем недавно центр столицы Чувашии и набережная ничего, кроме уныния, не вызывали. И вот на месте болота, кучи мусора и свалок построили заливы с фонтанами и дорогой к Храму. А теперь можно и подняться вверх по новой лестнице, ведущей к Введенскому собору.

Но самое главное мое желание в том, чтобы все мы встали на путь духовного роста, духовного обогащения. Весь XX век в России прошел под флагами революций, гражданских войн, репрессий. В стране много и долго воевали, в том числе – с собственным народом. А эта война особенно жестока, бессмысленна и нелепа. В гражданских войнах не бывает победителей – только проигравшие. Эта истина известна давно, но мы умудрились познать ее на собственном опыте. Так хотелось, чтобы открытие монумента Матери на берегу волжского залива в столице Чувашии стало началом эпохи социального мира, человечности и духовности не только в Чувашии, но и во всей нашей мятежной, революционной, постоянно реформирующейся России. Те, кто считают себя сильными, должны помнить о слабых и помогать им. Те, кто причисляют себя к слабым, должны стать терпимее, не озлобляться на мир. Иначе притянут к себе лишь разрушительные силы и сделают несчастными и себя, и своих потомков.

Возведение монумента в Чебоксарах стало настоящей всенародной стройкой. Тысячи граждан и организаций внесли свой вклад в этот проект на общую сумму более 40 млн. рублей. Кто-то мог позволить себе больше, кто-то – меньше. Но не количество пожертвованных денег важно в таком деле. Искренне радует тот факт, что никто не остался равнодушным! Мужчины и женщины, пожилые и молодые, люди разных убеждений несли свои кровные рубли с одинаковым чувством сопричастности важному делу. Не только жители столицы, но граждане всей республики, чуваши, живущие в других регионах России, перечисляли на благотворительный счет свои однодневные или месячные заработки, отдавали свои пенсии. Пожертвования частных лиц особенно дороги, потому что они – от самого сердца! И в этом тоже – великий философский смысл. «Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать».

Правда, находились и такие, кто желал в этом монументе увековечить свой спонсорский вклад. Один крупный бизнесмен всерьез предлагал на постаменте начертать фамилии наиболее крупных благотворителей с указанием пожертвованных сумм. Очень он обижался, когда его идею вежливо отклонили, пообещав весь список дарителей опубликовать в газетах. Ничего не поделаешь, культура меценатства тоже воспитывается не сразу. Впрочем, абсолютное большинство участников этого проекта меньше всего было озабочено тем, чтобы их заслуги не забыли. Побудительными стали совсем иные, благородные мотивы.

Только дружной семьей может быть сильна наша держава. А крепость семьи во многом держится на Матери. На её терпении, трудолюбии, доброте, нежности и милосердии, мудрости. Сколько у нас замечательных мам, родивших и воспитавших достойных сыновей и дочерей Чувашии! И потому неудивительно, что строительство монумента Матери, словно возведение сельского дома, объединило всех нас в чувашском ниме. Пройдут годы, века... Чебоксары станут другими. Возможно, это будет многомиллионный, многоязыкий город с великой и новой культурой. Но монумент Матери на берегу волжского залива всегда будет объединять разные поколения, соединять все времена силой всепрощающей и всеобъемлющей материнской Любви.

Вскоре Чебоксары посетили высокопоставленные гости. Они уже были наслышаны о новой достопримечательности города, и первым делом попросили повезти их туда. Реакция превзошла все ожидания. «Сказочное место со сказочной архитектурой», - так назвал чебоксарский залив полпред Президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко во время осмотра монумента Матери. И добавил: «Для меня это символ происходящего в Чувашии, когда на месте свалки и болота рождается красота. Этот памятник придал целостность и завершенность всему архитектурному комплексу залива. Находясь здесь, я понимаю, что очень заслуженно и очень справедливо Чебоксары были признаны самым благоустроенным городом России, заслуженно и справедливо стали культурной столицей».

«Скульптура Матери имеет символическое значение, и не только для Чувашии. Каждый народ хочет жить в мире, согласии и счастье. Мать - это символ устойчивости, преемственности, продолжения рода. Поэтому это очень важный памятник на главном в городе месте, представляющем историко-культурную ценность», - отметил министр культуры России Михаил Швыдкой.

«Увековечение памяти главного человека, дающего нам жизнь - это прекрасно. Слова "Благословенны дети мои, живущие в мире и любви" говорят все. Это центр, который притягивает к себе всех, от мала до велика. У нас появилась возможность поклониться матери. Я помню время, когда Николай Васильевич твердил: «так будет» - сегодня мы видим: «так есть», - подчеркнул министр путей сообщения Геннадий Фадеев.

«Сюда приходят, приезжают молодожены, возлагают цветы, назначают свидания - значит, все в порядке», - заключил Швыдкой.

Увы. Михаил Ефимович несколько заблуждался. Разве бывает бочка меда без ложки дегтя? Внезапно вспыхнул скандал в церковных кругах. Настоятель чебоксарской церкви Успения Божией Матери обвинил Владыку Варнаву в идолопоклонстве. Его негодование было вызвано тем, что митрополит присутствовал на открытии монумента Матери и освятил так называемую «Новую лестницу», которая ведет к памятнику. Оппозиционер в рясе и его сторонники посчитали, что монумент Матери является частью языческого чувашского культа, а их митрополит совершил акт идолопоклонства. Они объявили о разрыве евхаристического общения с правящим архиереем, которому отправили письмо с призывом покаяться. В ответ митрополит в соответствии с просьбой Епархиального совета освободил священника от должности настоятеля, а затем вообще отлучил от церкви.

Бунтарь не смирился и даже подавал иски в суды различной инстанции. Фактически опальный батюшка добивался того, чтобы приходы, руководствуясь положениями Гражданского Кодекса, получили полную независимость как от епархий, так и от Патриархии. И Священный Синод, некоторое время не реагировавший на конфликтную ситуацию, все же озвучил свою поддержку митрополиту Чебоксарскому и Чувашскому. Понятно, мы не могли вмешиваться в сугубо церковный конфликт. Одного не дано было понять, как вообще Владыку Варнаву можно было заподозрить в какой-то ереси. Ведь он даже в своих церковных кругах, не склонных к любому проявлению либерализма, имеет репутацию несгибаемого консерватора. Мне приходилось неоднократно бывать в Патриархии. И там говорили, что митрополит Варнава отличается рьяной приверженностью канонам. Получается, что его оппонент пытался быть святее Папы Римского. Но Бог ему судья… Позже мне сообщили, что бывший настоятель перешел в лоно Румынской православной церкви и даже открыл ее приход в Чебоксарах.

А монумент Матери получил высокую оценку и одного из маститых экспертов в этой сфере искусств, всемирно известного скульптора, президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Он приезжал в Чебоксары на открытие в Чувашском художественном музее своей персональной выставки. И, конечно, проявил интерес к самой большой в столице республики монументальной скульптуре. У ее подножия состоялась встреча коллег: З. Церетели обстоятельно переговорил со скульптором В. Нагорновым.

«Зураба Константиновича интересовало, в какие сроки был создан монумент. Он искренне удивился, когда узнал, что с «рождением» самой скульптуры я уложился ровно в девять месяцев, - вспоминает Владимир Нагорнов. – Он подробно расспрашивал меня о внутреннем устройстве фигуры. Я рассказал, что каркас Матери выполнен, как и у Эйфелевой башни и дополнительно натянут на тросах. Из черного металла, хотя это не самый подходящий материал. Зураб Константинович поделился, что в таких случаях покрывает металлическую конструкцию пеной. Но это столько пены надо! Я раскрыл ему свой рецепт: каркас монумента мы покрыли специальным антикоррозийным составом. На что Церетели одобрительно кивнул». Делясь впечатлениями от увиденного, глава Российской академии художеств отметил «удачно выбранный масштаб скульптуры», которая органично вписалась в ландшафт Чебоксарского залива.

«Уникальный художественный образ, прекрасная надпись «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви», от этих идей исходит добро и дух созидания. У чувашского народа это в крови. Вы всегда отдаете больше, чем получаете. В этом ваш характер. Скульптор очень точно передал это», - подчеркнул Церетели.

И все же были у монумента и недоброжелатели. Они даже распространяли слухи, что В. Нагорнов воссоздал лицо скульптуры по фотографиям матери Президента республики. Могу авторитетно подтвердить, что не было ничего подобного. Зато в типичных чертах типичной чувашской женщины каждый из чувашей может узнать и свою маму. И еще про один эпизод, связанный с историей монумента придется поведать. Однажды открываю газету и читаю. Что авторский коллектив монумента выдвинут на соискание Государственной премии Чувашской Республики. Все хорошо, все правильно, но в списке соискателей значилась и моя фамилия. Это опять подхалимы расстарались. Пришлось ругаться, искать виноватых. Первым желанием было вообще вычеркнуть эту работу из числа претендентов на премию. Но авторы-то не виноваты в том, что некоторые чиновники проявляют непомерное усердие. Внесли в документы поправку, фамилию Федорова вычеркнули, а впоследствии творческий коллектив удостоился вполне заслуженной награды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: