Снова с партбилетом

Начиная реформы, мы исходили из того, что мало кому есть дело до обустройства жизни в нашей Чувашии. Мы сами обязаны сделать свою республику удобной для комфортной, осмысленной жизни и интересной, содержательной, эффективной работы. Только тогда, когда мы сами пойдем в гору, появятся желающие встать рядом. И действительно, с каждым годом желающих быть вместе с Чувашией становилось все больше. И это лучшее доказательство того, что республика шла верным курсом.

Неслыханное дело: Всемирный банк выделял Чувашии кредит на сумму порядка 1,5 млрд. рублей, не требуя гарантий федерального центра. С другими регионами эта крупнейшая международная финансовая структура напрямую не работала. Спрашивается, откуда такое доверие? А мы его заслужили всей своей кредитной историей. Еще в 1997 году тогдашний большевистский парламент республики устроил мне выволочку за решение погасить федеральные облигации. «Вы, Николай Васильевич, деньги на ветер выбрасываете, - высокомерно поучали меня депутаты. – Все равно федеральное Правительство всем регионам эти долги спишет». А я всегда считал, что нам поблажки не нужны, они только развращают. Республика погасила тогда свою задолженность, хотя федеральный центр, действительно, впоследствии простил всех несостоятельных. Но Чувашия – состоятельная и самостоятельная! И это все увидели! И в 1998 году после дефолта Чувашия оказалась единственным регионом, выполнившим все свои обязательства перед кредиторами.

Наверняка, можно было схитрить, сэкономить, кинуть, выражаясь современным языком, своих партнеров. Но, во-первых, честь всегда дороже денег. А во-вторых, вовремя возвращая долги, мы выигрывали гораздо больше, ведь репутация и в нынешнем мире стоит очень дорого. А тот же кредит Всемирного банка мы получили на длительный срок и под самые льготные проценты, о которых при работе с российскими банками и мечтать не приходится.

Самостоятельность, самодостаточность – качества замечательные. В то же время перед каждым действующим политиком периодически встает вопрос: с кем ты идешь рядом, кто твои союзники и соратники? Мне часто предлагали вступить в различные партии, но всегда безрезультатно. Печальный опыт пребывания в КПСС не позволял связывать себя какими-то групповыми обязательствами.

Но все течет, все меняется. И партии развиваются. На выборах в парламент Чувашии возглавил избирательный список «Единой России». И это оказалось правильным решением. В противном случае республика имела бы коммунистический Госсовет, как в середине 90-х годов прошлого века. И тогда работать было бы очень сложно. Хотелось бы в политике оставаться стерильным и вообще не считаться ни с какими реальностями, а осуществлять экспериментально свои идеи. Но такое можно делать лишь в лабораторных условиях.

«Единая Россия» провозгласила себя партией реальных дел и заявила, что она готова практически отвечать за происходящее в стране, а не быть бутафорским придатком исполнительной власти. Российский феномен, когда политические партии приходили в законодательные органы страны и регионов не на основе программных установок, а исключительно на харизме их лидеров и усилиях политтехнологов, уходил в прошлое. Партия, претендующая на власть, обязана выходить на выборы с детальной программой развития страны, ясной стратегией, основанной на идеологии гражданского согласия, а не классовой борьбы, опираясь на традиционные для российского народа культурные и духовные ценности.

По большому счету, вступая в «Единую Россию», выбирал не столько партийный, сколько стратегический путь. Стратегический, в первую очередь, для народа Чувашии. Ведь статус члена Высшего политсовета, предложенный мне в руководстве партии, предполагал реальное участие в «политической кухне», если можно так выразиться, в «приготовлении» законов, по которым будут жить и работать россияне, по которым страна будет двигаться дальше. И надо было сделать все, чтобы республика оставалась на переднем крае этого развития.

Возглавляя партийный список «Единой России» на прошедших в республике парламентских выборах, естественно, я брал на себя всю полноту ответственности за политику партии. А назвавшись груздем, следовало лезть в кузов. Именно это стало главной причиной того, что вступил в ряды единороссов. И уже не имел морального права политически откреститься от партии, даже если она будет предпринимать непопулярные шаги.

Мне лишь оставалось принять такое решение, которые позволяло более эффективно влиять на выработку политики "Единой России" еще на стадии ее разработки. По-другому не представлял, как могу нести ответственность за нее, только работая внутри партии. Мне представлялось, что, находясь в руководящих органах партии, смогу минимизировать или даже нейтрализовать те действия, которые идут в разрез с моими убеждениями о том, как должна развиваться страна. При этом прекрасно сознавал, что никто не может претендовать на право истины в последней инстанции.

Но попытки качественно улучшить политику партии имеют шансы на успех только в том случае, когда ты сам работаешь в этой партии. А сомнений в том, что в стране самой эффективной и результативной партией при всех присущих ей недостатках является «Единая Россия", у меня не имелось. Несмотря и вопреки некоторым вещам, которые мне, может быть, и не очень нравились в деятельности правящей партии. Например, не все вопросы своевременно и основательно обсуждаются с первичными ячейками партии, согласовываются с главами муниципалитетов районов и городов. В избирательных списках порой оказывались персоны не очень приемлемые для граждан.

В тоже время, проголосовав за «единороссов», республика обеспечила себе дополнительную поддержку из федерального бюджета. И не надо никого обвинять или говорить, что это несправедливо. Но в том смысле, что победившая партия в любой стране имеет больше возможностей эффективно влиять на распределение бюджетных средств. И руководство страны в своей политике, конечно, опирается на те регионы, где их политику поддерживают. В этом мы имели возможность убедиться не раз.

За эти годы высшие руководители страны неоднократно посещали Чувашии, и не было ни одного рядового визита. Обязательно каждый приезд сопровождался каким-нибудь неординарным событием, накладывающим на поездку особенный ореол.

В сентябре 2007 года ждем Президента Владимира Путина. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев предварительно предупреждает, что предстоит ознакомление с реализацией национальных проектов в области образования и здравоохранения. Особая просьба – учесть, что это первая поездка, которая целиком посвящена именно национальным проектам.

В республике гостям всегда рады, паники никакой, есть что показать, есть что предложить для размышления. Но в назначенный день приходит сообщение, что прилет борта № 1 задерживается на несколько часов. Становится очевидным, что следует ждать каких-то серьезных событий. И точно, в этот день Президент В. Путин отправляет Правительство в отставку и представляет в Госдуму кандидатуру В. Зубкова в качестве нового премьер-министра. Однако, так с ним и не встретившись, Президент летит в Чебоксары в сопровождении Д. Медведева. А тем временем заблаговременно прибывшая в Чувашию федеральная пресса просто безумствует в догадках о причинах произошедшей коллизии. Двухлетний юбилей с начала реализации национальных приоритетных проектов для нее уходит на задний план, все ждут сенсационных заявлений. Лишь некоторые корреспонденты для приличия интересуются, почему в качестве инспектируемого региона выбрана именно Чувашская Республика. Объясняем, что ведем активную работу в образовании и здравоохранении не только на региональном, но и на местном уровне. Однако слушают плохо, мысли витают где-то далеко.

Но В. Путин по приезду в Чебоксары никаких громких заявлений делать не стал, а отправился в деревню Новые Тренькасы Чебоксарского района, где осмотрел местную школу, которая работает для жителей сразу 16 населенных пунктов. Первой группе подготовки визита министр образования предлагала другую школу, только что отремонтированную и оборудованную с иголочки. Но предложение было с негодованием отвергнуто: «Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич хотят осмотреть самую рядовую сельскую школу, и ни в коем случае не в райцентре».

Что ж, нам такой подход знаком. А в Новых Тренькасах школа вполне достойная, даже миллион рублей выиграла по нацпроекту. К тому же здесь можно продемонстрировать, как работает нормативно-подушевая методика оплаты труда учителей, оснащение классов новым учебным оборудованием.

Для начала Путину здесь поведали о том, что школа принимает участие в дистанционном филологическом марафоне, посвященном Году русского языка. Одним из этапов конкурса станет тест на правильность ударений. Каждому испытуемому придется прочитать, правильно расставляя ударения, около трех сотен слов. «Это довольно трудно», - сказала одна из учительниц. «Знаю, у меня тоже не всегда получается», - чистосердечно признался Владимир Владимирович.

Попросил Путин уточнить происхождение названия деревни Тренькасы. У меня по этому поводу с учениками даже произошел небольшой диспут. Несомненно, что первая часть названия возникла от имени первого поселенца - крестьянина-язычника Терентия. А насчет слова «касы» у нас возникло разночтение. Ребята утверждали. что оно обозначает улицу. Однако я настоял на том, что правильно слово переводится как «участок» или «надел», ведь те времена у нас улиц не было. «Это важное уточнение в вашей программе от Президента республики», - заметил со своей стороны Путин.

Похоже, что главу государства больше всего интересовал коэффициент полезного действия компьютерных комплектов, приобретенных в рамках национального проекта «Образование». Не секрет, что новая техника зачастую кое-где простаивает: не только школьники, но и учителя не умеют толком на ней работать. А здесь ему показали даже компьютерную игру, составленную местным «юзером», с помощью которой детей обучают чувашскому языку. «Нравятся ноутбуки, есть резон задержаться в школе после уроков? – спросил он. Вопрос был излишним. Педагоги даже жаловались, что ребят из школы домой не выгонишь. С новыми технологиями учить родной язык стало гораздо интереснее. А дальнейший эпизод вошел во все репортажи федеральных телеканалов. «Ученики почувствовали красоту нашего языка», - сказала учительница чувашского языка, и продемонстрировала Президенту свои таланты - спела песню на чувашском языке. Причем, так задушевно, так искренне, что Путин растрогался и признался: «Мне самому захотелось учиться».
Мне же оставалось только посетовать, что в мои школьные годы таких технологий не существовало. В детстве я говорил только на чувашском языке, и лишь с пятого класса начал учить русский и немецкий.

Педагоги принялись меня утешать и говорить, что они до сих пор учатся, осваивать новые технологии и программы им порой гораздо тяжелее, чем ученикам. Учительница русского языка и литературы, дама в возрасте, сообщила, что ей «вдвойне интереснее стало работать». «Вроде бы на пенсию пора, но не хочется», - сказала она. Впрочем, в чувашской деревне Президент страны вел беседу не только с местными педагогами.

Здесь была организована видеоконференция, в которой приняли участие учителя еще нескольких школ разных регионов страны, включая Чечню. Президент, прежде всего, повел разговор о новой модели оплаты труда учителей. Он заметил, что она вынуждает государство постоянно повышать бюджет учебных заведений. В то же время, внедрение такой системы позволяет решить одну из главных проблем, когда определять зарплату учителя должен не объем нагрузки.

Большинству педагогов нововведение пришлось по душе. Однако называли они и возникшие проблемы: не везде разработаны прозрачные показатели результатов преподавательской деятельности. И учителя зачастую сами не понимают, за что их премируют или не премируют. А педагогические коллективы в основном состоят из женщин. У них своя специфика, здесь порой не обходится без зависти и по менее существенным поводам. К тому же нормативно-подушевое финансирование заметно обостряет конкуренцию между школами.

Поэтому педагоги проявляли беспокойство в том плане, что эта система может довести отдельно взятую школу до полного разорения. Одни учителя будут зарабатывать все больше и больше, а другие все меньше и меньше. Впрочем, учителя не оспаривали тот факт, что зарплата у них довольно заметно выросла. Поэтому они нисколько не возражали против того, чтобы национальный проект действовал и дальше. «Проект «Образование» реализуется наиболее быстрыми темпами. В целом за последние два года в образовании произошли довольно серьезные изменения», - сказал Д. Медведев. По его мнению, обеспеченность педагогов «должна быть не хуже, чем у других бюджетников».

Тем временем школьников старались всеми доступными для них средствами поддержать своих учителей. В компьютерном классе ученики по Интернету вышли на спутник, сделали из космоса снимок своей школы с орбиты и продемонстрировали Президенту страны свой трофей. Владимир Путин не скрывал своего удовлетворения плодами национального проекта. И даже старый визави из газеты «Коммерсантъ» Андрей Колесников не смог испортить ему настроения. Известный репортер улучил момент и спросил у Президента, зачем нужно было менять премьер-министра Фрадкова на премьер-министра Зубкова.

- Вы где находитесь? – деловито спросил Путин.

- В школе, - ответил несколько растерявшийся журналист.

- Ну вот и давайте заниматься делом, - довольно резко сказал ему Президент.

Из деревенской школы мы поехали в Президентский перинатальный центр в Чебоксарах. Здесь уже инициатива была в руках министр здравоохранения и социального развития республики Н. Суслоновой. Нина Владимировна села на своего любимого конька и подробно посвятила Президента в нюансы государственной политики поддержки материнства и детства.

Наибольшее количество вопросов у главы государства вызвала школа будущих матерей и отцов. Ему показали специальный кабинет, где их обучают, как себя вести и как обращаться с ребенком. Путину очень пришлось по душе, что «мужчины тоже не забыты». Мы с ним опять же слегка подискутировали на предмет того, что нужно сделать для исправления демографической ситуации в стране. Говорю, что необходимо заводить двух и более детей. А Путин уточняет: «Это должно быть внутренней потребностью каждого человека, каждой семьи. Должны быть большие горизонты планирования, чтобы семья знала, на что может рассчитывать, чтобы у нее возникло желание завести ребенка. Мы изобрели цепочку по системной поддержке рождения второго и последующих детей, но, конечно, это не является основным стимулом, важна и моральная поддержка государства».

Моральная поддержка – дело важное. Но в медицине высоких технологий, на которой специализируется Президентский перинатальный центр в Чебоксарах, без огромных финансовых вливаний не обойтись. Он буквально напичкан современным дорогостоящим лечебно-диагностическим оборудованием, а все равно не хватает. Да и лекарства нынче недешевы. Например, одна ампула специального препарата – куросуфа – уже тогда обходилась Центру в 21 тыс. рублей, а каждому ребенку необходимо принять по три ампулы. В. Путин пообещал медикам помочь в решении неотложных проблем. И слово свое он сдержал. По нацпоекту «Здоровье» клиника получила очень существенную поддержку.

А вот посещение за две недели до этого открывшейся пятой гимназии в программе визита не значилось. Но мы подготовились и организовали так, что ее директор Инна Исаева так настойчиво зазывала Владимира Владимировича в гости, что тот не смог устоять.

Директор правильно поступила, ведь это гимназия – просто педагогическая поэма. Широкополосный интернет, мобильные компьютерные классы, интерактивные доски, видеостудия, медиацентр – это еще цветочки. Бассейн, многопрофильный спортивный комплекс, включающий два теннисных корта, большое футбольное поле и силовые тренажёры – также уже не чудо. Гораздо удивительнее, что здесь педагогический коллектив сформирован на конкурсной основе и почти на треть состоит из мужчин. Родителей в гимназию вызывать не обязательно. Они имеют возможность через Интернет проследить за успеваемостью своего чада, в интерактивном режиме пообщаться с педагогами.

Если директору гимназии позволительно в общении с Президентом страны проявлять инициативу, то главе региона сам Бог велел. В ходе отдельной беседы докладываю о том, что Чувашия может предложить интересный проект не только для самой республики, но и для всей России. В Чувашии создана сеть из 500 модельных библиотек, оснащенных современным оборудованием, компьютерной техникой, выходом в Интернет, электронными изданиями. Реализация этого проекта в республике позволила увеличить количество пользователей библиотек на селе на 40 процентов. Модельные библиотеки стали духовными и культурными центрами в сельской местности, и это очень важно для развития российского села.

«Мне кажется, что такой результат в некотором смысле важней строительства дорог и газификации, хотя мы завершили газификацию в 2005 году, а строительство дорог к населенным пунктам завершим в следующем. Есть возможность эти 500 модельных библиотек замкнуть на Национальной библиотеке Чувашии», - говорю я. И прошу, чтобы федеральный центр участвовал в создании этой единой сети, с подключением к Президентской библиотеке имени Ельцина. Владимир Путин согласился и так сказал, что словно резолюцию наложил: «Поработаем вместе».

На следующий день, проводя в Белгородской области совещание по реализации национальных проектов, В. Путин назвал Чувашию в числе лидеров по этой работе. Самое важное, по его словам заключается в том, что именно здесь, интегрируя нацпроекты с собственными региональными программами развития, уже приступили к системным отраслевым преобразованиям.

В Чувашской Республике благодаря современным методам управления повысились качество и доступность медицинской помощи. За счет внедрения эффективных технологий и нового оборудования, роста квалификации медперсонала удалось вдвое уменьшить смертность матерей и новорожденных. Продуманные подходы к организации работы сельских школ привели к тому, что и по уровню обучения, и по оснащению они уже не уступают городским.

«Там достаточно смело идут на создание образовательных центров. И в целом, в основном, это себя оправдывает, - сказал В. Путин. - Как вчера преподаватели, учителя средних школ говорили: родители, конечно, хотят направлять детей в эти образовательные центры. Мы много говорили на этот счет, и я знаю мнение тех, кто считает, что нельзя в каждой деревне школы упразднять. Такая логика тоже есть, но родители уже хотят отдавать детей в образовательные центры, где обеспечивается высокий уровень знаний. И откуда дети могут реально поступать в лучшие учебные заведения страны. В Чувашии не в десять – в сто раз увеличилось количество детей из сельских школ, поступающих в приличные вузы страны! Представляете! Это результат сочетания и единого государственного экзамена, и наличия этих образовательных центров. Единый экзамен не панацея, но в целом для страны эффект есть».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: