Подготовка автомобильной техники к длительному и кратковременному хранению подразделяется на два этапа.
Первый этап -это работы, выполняемые на ПТОР или ПЕТО и включающие:
· техническое обслуживание, проводимое при подготовке машин к хранению.
Второй этап- это работы выполняемые на месте хранения.
· специальные работы (консервация), герметизация.
Консервация АТ - это защита поверхностей деталей и материалов от коррозии, старения путем применения средств временной защиты (рабоче -консервационных масел, ингибиторов и других материалов).
Консервация машин производится следующими методами;
- с герметизацией (заклейка, полу-чехол), создание микроклимата внутри объекта.
- без герметизации, с использованием рабочее-консервационных масел.
- комбинированный (с герметизацией и безгерметизации).
На местах хранения завершаются работы по консервации АТ. Для этого используется необходимое техническое оборудование ПТОР или передвижной пост консервации (ППК).
Работы по консервации должны выполняться в теплую, безветренную, сухую погоду в условиях, исключающих попадание в агрегаты влаги и пыли. Допускается проводить консервацию и в холодное время года под навесом или в хранилищах при относительной влажности воздуха не более 80%.
При температуре воздуха ниже плюс 5°С работы по консервации должны выполняться в отапливаемых помещениях, а перемещение АТ к местам стоянок производиться на буксире.
При постановке АТ на длительное хранение работы по консервации рекомендуется выполнять специализированными бригадами. Так, при подготовке к длительному хранению автомобилей создают две бригады.
Бригада №1 в составе:
· механик-регулировщик;
· автоэлектрик;
· автослесарь;
· водитель,
выполняет работы по консервации и герметизации систем и агрегатов автомобиля.
Бригада №2 в составе:
· автослесарь;
· маляр;
· водитель;
выполняет работы по частичной или полной окраске автомобиля, разгрузке колес, подвески, подготовки к хранению ЗИП: тента, проверке огнетушителей и пломбированию машины.
На автомобили, поставленные на длительное хранение, составляется акт закладки (освежения) материальных средств, а в формуляре (паспорте) и карточке а делается соответствующая запись.
Автомобили подготовленные к кратковременному хранению, проверяются командирами подразделений, подготовленные к длительному хранению — комиссией, назначенной командиром воинской части.
Специальные работы (консервация), выполняемые при техническом обслуживании, включают работы, качество которых не может быть ухудшено или нарушено при перемещении машин к месту хранения.
Специальные работы (консервация), выполняемые на месте хранения, завершают работы по консервации машин.
Герметизация машин является завершающим этапом постановки машин на хранении и проводится после выполнения работ по контролю технического состояния, техническому обслуживанию, консервации систем, узлов и агрегатов, проверки комиссией воинской части качества подготовки машин к постановке на хранение.
Консервация машин и их составных частей – это защита поверхности деталей и материалов от коррозии, старении и биологических повреждений, путём применения средств временной защиты (рабочеконсервационные и консервационные, ГСМ, интибиторы коррозии и прочие материалы) и восстановление средств постоянной защиты (химических, лакокрасочных покрытий)
Герметизация машин – это изоляция машин (агрегатов, узлов, деталей) от воздействия внешней среды.
Консервация машин проводится следующими методами
При подготовке машин к кратковременному хранению консервация агрегатов, сборочных единиц и механизмов не производится.
При подготовке машин к длительному хранению консервация производится рабочеконсервационными маслами и жидкостями, консервационными и рабочеконсервационными смазками, а также защитными покрытиями с герметизацией сборочных единиц и агрегатов.
При консервации корпусных машин и подвижных мастерских, кроме того, осуществляется герметизация корпусов и кузовов со статическим осушением влагопоглотителем (селикагелем) воздуха внутри загерметизированных объемов.
Герметизация методом "заклейка" применяется для машин, имеющих полностью закрытый цельнометаллический сварной (литой) корпус, а также для кузовов типа К-66Н, КМ-66, КМ-131, К-131, КП-10, КУНГ и др. Сущность этого метода заключается в заклеивании влагонепроницаемым материалом (ткань ТТ и т.п.) и уплотнении специальной замазкой (ЗЗК-ЗУ или У-20А) всех отверстий и щелей в корпусе (кузове) машины с размещением внутри герметизированного объема влагопоглотителя (рис.1).
Технология герметизации корпусов машин и специальных кузовов методом "заклейки" включает:
Рис. 1 Общий вид мастерской МТО-АТ с герметизацией кузова-фургона методом «заклейка»:
· подготовку поверхности в местах проклейки ткани (ленты);
· герметизацию отверстий, щелей, люков, за исключением люков (дверей), через которые будет загружаться влагопоглотитель внутрь герметизируемого объема (1, 2 и 3 рис. 1);
· загрузку внутрь (кузова) влагопоглотителя;
· установку датчика прибора для контроля влажности, гидрометра или контрольного мешочка;
· герметизацию люка (двери), через который загружался влагопоглотитель.
При применении метода "заклейки" щели шириной до 10 мм и отверстия диаметром до 20 мм герметизируются замазкой.
Герметизация методом "получехол" применяется для машин с цельнометаллическим, сварным корпусом и заключается в укрытии верхней (над гусеничной) части машины прочным влагонепроницаемым пленочным покрытием - получехлом (рис.2). Внутри герметизируемого объема помещается влагопоглотитель, а отверстия и щели в не укрытой части корпуса промазываются
замазкой.
Получехлы поставляются централизованно в готовом виде и рассчитаны на многократное использование.
Технология герметизации корпусов машин методом "полу-чехол" включает:
· герметизацию люков, отверстий и щелей на той части корпуса, которая не укрыта полу- чехлом;
· подготовку корпуса к укрытию полу- чехлом;
· подготовку мест приклейки полу-чехла;
· размещение мешочков с силикагелем и крепление их;
Рис. 2. Общий вид транспортера-тягача МТ-ЛБВ, подготовленного к длительному хранению с герметизацией корпуса методом «полу- чехол»:
1 - влагонепроницаемое пленочное покрьтие-получехол.
· установку датчика прибора для контроля влажности или контрольного мешочка;
· укрытие машины полу- чехлом и его приклейку;
· контрольный замер обводнения силикагеля.
Машины, загерметизированные методом "полу-чехол", размещаются только в хранилищах с целью защиты пленки от ветра и непосредственного воздействия атмосферных осадков.
Работы по герметизации выполняются при температуре окружающего воздуха не ниже минус 10°С и при отсутствии атмосферных осадков.
Обводнение силикагеля проверяется взвешиванием контрольных мешочков с силикагелем, размещенных внутри герметизированных объемов с помощью прибора контроля влажности ПКВ-2М и гигрометра МВ-68.
Результаты проверки обводнения силикагеля заносятся в карточку машины длительного хранения. Силикагель, обводненный свыше 26%, должен быть заменен.