Билет №25 3. Тушение пожара в задымленных помещениях

1. Что включают в себя понятие «аварийно-спасательные работы».

Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализация ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них жизненных факторов. Характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Аварийно-спасательные работы включают в себя работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях химического, бактериологического, радиационного заражения, непригодной для дыхания среды и задымленности, низких или высоких температур, угрозы взрывов, обрушения конструкций и др.

Виды аварийно-спасательных работ:

- разведка маршрутов движения и участков работ;

- подавление вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

- локализация и тушение пожаров;

- эвакуация населения из опасных зон;

- санитарная обработка населения и местности;

- поиск и извлечение пораженных из поврежденных зданий и сооружений, помещений, завалов;

- обеззараживание территорий, сооружений, транспорта, техники, средств защиты, продовольствия и воды;

- оказание первой помощи пострадавшим, их эвакуация в лечебные учреждения.

2. Пути распространения инфекционных заболеваний.

Возбудители болезней могут попадать в организм человека различными путями:

· при вдыхании зараженного воздуха,

· при употреблении зараженной воды и пищи (пищевой),

· при попадании микробов в кровь через открытые раны и ожоговые поверхности,

· при укусе зараженных насекомых (трансмиссионный),

· при контакте с больными людьми, животными, зараженными предметами и не только в момент применения бактериальных (биологических) средств, но и через длительное время после их применения, если не была проведена санитарная обработка личного состава (фекально-оральный).

3. Тушение пожара в задымленных помещениях.

При возникновении пожара в подвале огнь и продукты горения распространяются в верхние этажи через:

  • различные проемы, отверстия;
  • вентиляционные каналы;
  • шахты лифтов,

· в разрушенных прогревом конструкций и коммуникаций.

Массы нагретого воздуха устремляются вверх, увлекая за собой дым. В ряде случаев задымление лестничных клеток происходило настолько быстро, что люди не успевали покинуть свои квартиры или рабочие места на этажах и эвакуироваться из здания.

Например, при пожаре в подвале, лестничная клетка 5-ти этажного жилого дома может быть заполнена дымом в течении 1,5-3 мин. с момента открытия дверного проема.

Для предотвращения задымления помещений используют перемычки и средства дымоудаления. При ведении разведки на лестничных клетках, этажах, чердаках необходимо определить:

· степень задымления

· способы удаления дыма

· наличие опасности людям, пути эвакуации

· вероятные места перехода огня на этажи и чердак

· наличие вентиляционных канатов, мусоропроводов и др.

· места вскрытия перекрытий для удаления дыма и снижения температуры, а также ввода огнетушащих средств в подвал.

Для удаления дыма необходимо вскрывать в первую очередь двери и люки ведущие из лестничных клеток все чердаки или окна лестничной клетки на верхнем этаже, но не на этажах так как осуществляться подпор давления до 2.

Также используются дымососы различной производительности. Их применяют для отсоса дыма из задымленных помещений или подачисвежего воздуха в помещении подвала, что создает дополнительный подпор и улучшает циркуляцию воздуха.

При наличии нескольких дымососов одновременно используют на:

  • отсос продуктов сгорания
  • подачу наружного воздуха.

Дымососы начинают работать после окончания спасательных работ и обнаружения места пожара. При их работе необходимо следить, чтобы огонь не распространялся в нежелательных направлениях и не усугублять обстановку на пожаре.

4. Защита от АХОВ в ЧС. Средства коллективной защиты.

Защита населения от АХОВ есть составная часть общей защиты населения от всех возможных поражающих воздействий источников ЧС.

Под защитой населения в ЧС понимается совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы жизни и здоровью людей от поражающих факторов и воздействия источников ЧС, уменьшение материальных потерь, прекращение действий источников ЧС.

Под средствами коллективной защиты понимается специфическая сфера профессиональной аварийно-спасательной деятельности, целью которой является защита людей, а также территорий от поражающих факторов или противодействие последствиям чрезвычайных ситуаций. Каждый вид защиты осуществляется путем проведения соответствующего ему комплекса защитных мероприятий, предусматривающих использование специфических для данного вида действий способов и средств защиты. В целом защита населения от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф достигается комплексным применением различных способов и средств защиты и осуществлением мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях чрезвычайных ситуаций.

В современных условиях наблюдается тенденция инженерную защиту населения и территорий строить путем образования единой территориальной системы (комплекса) сооружений и мероприятий. При этом к основным мероприятиям инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относят:

· укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном под защитные сооружения подземном пространстве городов (подвальных помещениях, цокольных этажах, подземных пространствах объектов торгово-социального назначения, метрополитенах и др.);

· использование в качестве жилья, мест работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

· использование при соответствующих чрезвычайных ситуациях отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

· укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых ими в оперативном порядке самостоятельно проведена герметизация;

· предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей с АХОВ;

возведение и эксплуатация инженерных защитных сооружений от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

Определенную роль в проведении инженерной защиты населения могут сыграть защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия), фонд которых был создан для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Эти сооружения могут быть успешно использованы для защиты населения в условиях некоторых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Универсальность защитного сооружения в мирное и военное время заложена в самом его определении. Защитное сооружение в настоящее время определяется как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также воздействия современных средств поражения.

В мирное и военное время используются следующие виды защитных сооружений (ЗС):

· специальные фортификационные сооружения (СФС);

· войсковые фортификационные сооружения (ВФС):

· защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО).

· Эти виды защитных сооружений могут использоваться, как и для защиты войск, населения, техники, материальных ценностей, так и для оборудования пунктов управления. Общие сведения о составе ЗС приведены на схеме 9.1.

· Для защиты населения разработаны различные по конструкции, защитным свойствам и срокам строительства защитные сооружения гражданской обороны.

· Защитные сооружения гражданской обороны классифицируются по следующим признакам:

· времени возведения;

· месту расположения;

· вместимости;

· защитным свойствам;

· материалу конструкций;

· обеспечению электроэнергией;

· обеспечению фильтровентиляционным оборудованием;

· характеру использования в мирное время.

Убежища возводятся заблаговременно, а также в оперативном порядке при военной угрозе или в военное время. Сооружения, возводимые в оперативном порядке, называются быстровозводимыми.

Убежища могут быть встроенными в другие здания и сооружения, а также отдельно стоящими. Они могут быть заглубленными и полузаглубленными. Убежища могут размещаться в районах городской застройки, на объектах экономики, в метрополитене, подземном пространстве городов, в горных выработках и естественных подземных полостях.

По вместимости убежища подразделяются на малые (до 150 человек), средние (150-500 человек) и большие (более 500 человек)

Важнейшей мерой по жизнеобеспечению убежищ является их воздухоснабжение. В большинстве убежищ оно осуществляется в двух режимах: чистой (прямой) вентиляции (1 режим) и фильтровентиляции (2 режим). При втором режиме фильтровентиляционное оборудование защищает помещения убежищ от проникновения в них радиоактивных, отравляющих и некоторых аварийно химически опасных веществ. Кроме таких убежищ к началу 1990-х годов в стране был также накоплен значительный фонд убежищ с тремя режимами вентиляции.

Эти убежища строились в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения, вблизи химически опасных объектов, атомных станций, в зонах возможного катастрофического затопления. Третий режим вентиляции этих убежищ предусматривает полную или частичную изоляцию помещений убежища с регенерацией внутреннего воздуха. Убежища с тремя режимами наиболее перспективны для защиты персонала и населения в мирное время.

5. Понятие о транспортных авариях и катастрофах. Что называют ДТП.

Авария - это экстремальное событие техногенного происхождения или являющееся следствием случайных внешних воздействий, приведшее к выходу из строя, повреждению и (или) разрушению технических устройств, транспортных средств, зданий, сооружений и (или) к человеческим жертвам.

Транспортная авария - экстремальное событие на транспорте техногенного происхождения или являющееся следствием случайных внешних воздействий, повлекшее за собой повреждение транспортных средств и (или) человеческие жертвы и (или) материальный ущерб.

Катастрофа - переворот, уничтожение, крушение, военное поражение, разрушение, потрясшее внезапное бедствие, имеющее гибельный характер, в том числе и для людей.

Катастрофы возникают в результате:

- стихийных бедствий, вызванных катаклизмами природы;

- воздействия внешних природных факторов, приводящих к старению или коррозии металлов, конструкций, сооружений и снижению их физико-механических показателей (воздействие блуждающих токов, поражение насекомыми, грызунами и т.п.);

- проектно-производственных дефектов сооружений (ошибки при изысканиях и проектировании, низкое качество выполнения строительных работ, плохое качество строительных работ, нарушение правил эксплуатации и т.п.);

- воздействие технологических процессов промышленного производства на материалы сооружений (нагрузки, превышающие допустимые, и т.п.);

- нарушение правил эксплуатации сооружений и технологического процесса производства.

Таким образом, можно констатировать, что авария является частным случаем катастрофы и относится к экстремальным событиям техногенного происхождения.

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП)подразумеваетсятранспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортных средств и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждение транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

ДТП могут возникать по вине водителей или пешеходов, по причине технической неис­правности транспортного средства или дорож­ной регулировочной системы, низкого каче­ство дорожного покрытия, по независящим от водителей, пешеходов, транспортных средств причинам.

Характерными особенностями ЧС на авто­транспорте являются внезапность, практиче­ски мгновенная остановка транспортного сред­ства, его деформация, заклинивание дверей. В ряде случаев автомобильные аварии сопро­вождаются взрывами, пожарами, выбросами отравляющих веществ, попаданием автомобилей в пропасть, воду. Эти ЧС отличаются тяжелыми последствиями.

Аварии на автотранспорте приводят к травмированию и гибели людей. Типичными травмами автодорожных ЧС — следствием внезапного динамического удара, взрыва, пожара — являются ушибы, переломы костей, сотрясение головного мозга, поврежде­ния внутренних органов, ожоги.

Чрезвычайные ситуации на автотранспорте отличается многообразием причин воз­никновения, условий протекания и последствий.

Основным видом ДТПявляется столкновение, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой, движущимся подвижным составом железных дорог или с элементами конструкций дороги, или неподвижными препятствиями на прилегающей к дороге территории.

Билет №26.

1. Характеристика техногенных ЧС, характерных для региона.

Техногенная чрезвычайная ситуация чрезвычайная ситуация, причина которой заключается в производственной деятельности человека.

Чрезвычайными ситуациями техногенного характера принято называть аварии или катастрофы, которые связаны с производственной или хозяйственной деятельностью человека.

Инженерные сооружения на транспортных коммуникациях оказывают решающее влияние на ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Вывод из строя нженерных сооружений на транспорте (автомобильном, железнодорожном, авиационном) приводит к невозможности доставки техники, отрядов спасателей, эвакуации пострадавших в районах чрезвычайных ситуаций, требует строительства дополнительных обводных инженерных сооружений для работ в районе ЧС.

Вывод из строя инженерных сооружений в системах водоснабжения затруднит тушение пожаров, которые неизбежно возникают в районах чрезвычайных ситуаций, нарушит водоснабжение населения и спасательных бригад, что может привести к людским потерям.

Вывод из строя инженерных сооружений в системах канализации ведет к загрязнению районов города, возникновению эпидемий и массовых заболеваний, затруднению работы спасательных отрядов. Особая опасность возникает, когда происходит контакт водопроводной и сточных вод.

Повреждение инженерных сооружений на коммуникациях газоснабжения, транспортировки химически опасных, ядовитых, пожароопасных веществ приводит к пожарам, взрывам, загрязнению районов города, затруднению проведения в них аварийно-спасательных и других неотложных работ обычными средствами и может потребовать применение специализированных отрядов и специальной техники.

В городском округе Самара:

Объекты электроснабжения. Обеспечение электроэнергией всей инфраструктуры городского округа осуществляет ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самарские городские электросети». Генерирующие предприятия ГРЭС, БТЭЦ, СТЭЦ, а также сетевая компания АО «Самараэнерго» обеспечивают электроэнергией ЗАО СГЭС – сетевое предприятие, которое осуществляет развитие и эксплуатацию электрических сетей города напряжением 0,23-10 кВт. Обслуживание электросетей города обеспечивают 14 специализированных служб и 6 сетевых районов.

Объекты водоснабжения, канализации и очистки сточных вод. Водоснабжение на территории городского округа осуществляют предприятия МП «Самараводоканал» (насосные станции НФС-1, НФС-2, НФС-3, ГВС) и более 200 скважин промышленных предприятий.

Наиболее уязвимыми местами являются водозаборные устройства, находящиеся на дне реки Волга, насосно-фильтровальные станции, задвижки и водоводные трубы, заложенные на глубине промерзания, а также электроподстанции, предназначенные для перекачки воды и емкости для хранения хлора.

Канализация городского округа обслуживается МП «Самараводоканал». Работа городской очистной канализационной станции (ГОКС) обеспечивается системой канализационных насосных станций (более 10 КНС), камер перепада, сооружений ливневой канализации и очистных сооружений. На предприятиях около 30 станций очистки и шлаковых отстойников обеспечивают предварительную очистку технических вод, используемых в технологическом цикле. Канализационная система имеет износ более 70%. Наиболее уязвимыми местами являются: канализационные трубы в домах, приемные канализационные колодцы и водоочистные сооружения, станции перекачки сточных вод с электроподстанциями.

Объекты теплоснабжения. На территории городского округа имеются теплоисточники, принадлежащие ОАО «Самараэнерго» субъекта РФ мощностью по теплу:

- Безымянская ТЭЦ;

- Самарская ГРЭС;

- Самарская ТЭЦ;

- Привокзальная отопительная котельная, цех №3;

Эксплуатацию магистральных тепловых сетей на территории городского округа осуществляет филиал ОАО «Самарские тепловые сети», а внутриквартальных – ЗАО «Предприятие тепловых сетей». Наиболее уязвимыми местами являются теплоэлектроцентрали и районные котельные с энергетическим оборудованием на них.

Объекты газификации. Эксплуатация газового хозяйства на территории города осуществляется ОАО «Самарагаз» и ООО «Средневолжская газовая компания». Ежегодное потребление газа по городу составляет ~ 2900 млн. куб. метров, в том числе населением ~ 406 млн. куб. метров.

Гидротехнические сооружения. К основным гидротехническим сооружениям, влияющим на обеспечение жизнедеятельности населения городского округа, относятся:

- Волжская ГЭС им. Ленина, образующая Куйбышевское водохранилище;

- Балаковская АЭС, образующая Саратовское водохранилище;

- генерирующие энергетические предприятия города (ГРЭС, БТЭЦ, СТЭЦ) энергетических компаний ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самарские городские электросети»;

- объекты водоснабжения (НФС-1, НФС-2, НФС-3, ГВС) и очистные сооружения (ГОКС, КНС) МП «Самараводоканал».

В случае возникновения аварии на них, создаются предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, связанные с прекращением подачи населению жизненно необходимых видов коммунального обеспечения, подтоплением в период весеннего паводка, а в случае разрушения плотины Волжской ГЭС им. Ленина – угрозой катастрофического затопления отдельных районов города Самара.

2. Понятие ЧМТ. Первичные признаки ЧМТ. Закрытые ЧМТ.

ЧМТ – повреждение механической энергией черепа и внутричерепного содержимого (головного мозга, мозговых оболочек, сосудов, черепных нервов). По характеру ЧМТ делятся на:

· закрытые и открытые;

· непроникающие и проникающие (проникающая ЧМТ определяется повреждением мозговых оболочек, истечением ликвора)

· очаговые (ушиб головного мозга, внутримозговые гематомы);

· диффузная (сотрясение головного мозга).

Первичные признаки:

· потеря сознания;

· признаки травмы мягких тканей;

· повышение ВЧД;

· угнетенное сознание;

· головокружение;

· тошнота, рвота;

· посттравматическая амнезия.

Закрытая черепно-мозговая травма —наиболее часто встречающийся вид повреждений черепа и головного мозга возникает при ударе по голове, сильном толчке, при падении с высоты.

Нередко местные признаки повреждения головы бывают слабо выражены, представляя собой, поверхно­стные ссадины на лице либо кровоподтеки на волоси­стой части головы. Однако это не исключает поврежде­ний головного мозга, который может подвергаться сотрясению и ушибу.

Под влиянием травмы в головном мозге происходят нарушения циркуляции крови и содержащейся в поло­стях мозга жидкости—ликвора. От сильного ушиба или сотрясения в веществе мозга возникают кровоиз­лияния различной степени и локализации, может раз­виться отек мозга. Эти изменения вызывают угнетение функции коры больших полушарий головного мозга (сознания, памяти, речи, слуха), в тяжелых случаях — резкие расстройства жизненно важных функций орга­низма—дыхания и кровообращения.

При сотрясении головного мозга характерна потеря сознания, рвота, замедленный, а иногда учащенный пульс. Пострадавший может потерять сознание на не­сколько минут или несколько часов. Кроме того, воз­можна потеря памяти на события, предшествовавшие моменту травмы (ретроградная амнезия). Придя в соз­нание, пострадавший жалуется на общую слабость, головную боль.

3. Тушение пожара в условиях низких температур; при сильном ветре.

При тушении пожаров в условиях низких температур необходимо:

· применять на открытых пожарах и при достаточном количест­ве воды пожарные стволы с большим расходом, ограничивать ис­пользование перекрывных стволов и стволов-распылителей-

· принимать меры к предотвращению образования наледей на путях эвакуации людей и движения личного состава;

· прокладывать линии из прорезиненных и латексных рукавов больших диаметров, рукавные разветвления по возможности уста­навливать внутри зданий, а при наружной установке утеплять их;

· защищать соединительные головки рукавных линий подруч­ными средствами, в том числе снегом;

· при подаче воды из водоемов или пожарных гидрантов снача­ла подать воду из насоса в свободный патрубок и только при ус­тойчивой работе насоса подать воду в рукавную линию;

· прокладывать сухие резервные рукавные линии;

· в случае уменьшения расходов воды подогревать ее в насосе увеличивая число оборотов двигателя;

· избегать перекрытия пожарных стволов и рукавных разветв­лений, не допускать выключения насосов;

· при замене и уборке пожарных рукавов, наращивании линий подачу воды не прекращать, а указанные работы проводить со стороны ствола, уменьшив напор;

· определять места заправки горячей водой и, при необходимо­сти, заправить ею цистерны;

· замерзшие соединительные головки, рукава в местах переги­бов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами (замерзшие соединительные головки, разветвления и ство­лы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лам­пами и факелами);

· подготавливать места для обогрева участников тушения и спа­саемых и сосредоточивать в этих местах резерв боевой одежды для личного состава;

· избегать крепления на пожарных лестницах и вблизи них ру­кавных линий, не допускать обливания лестниц водой;

· не допускать излишнего пролива воды по лестничным клеткам.

При тушении пожара в условиях сильного ветра необходимо:

· производить тушение мощными струями;

· создавать резерв сил и средств для тушения новых очагов пожара;

· организовывать наблюдение за состоянием и защиту объектов, расположенных с подветренной стороны, путем выставления постов и направления дозоров, обеспеченных необходимыми сред­ствами;

· в особо угрожающих случаях создавать на основных путях распространения огня противопожарные разрывы вплоть до раз­борки отдельных сгораемых строений и сооружений;

· предусмотреть возможность активного маневра (передислока­ции, отступления и др.) силами и средствами в случае внезапного изменения обстановки, в том числе направления ветра.

4. Возможные неисправности штатных ГАСИ. Способы устранения неисправностей.

Неисправность Как проявляется Вероятная причина Метод устранения
Нарушение герметич-ности уплотнения шток-букса, поршень-букса, шток-корпуса негерметичность определяется появ-лением жидкости на поверхности штока износ уплотнительного кольца заменить кольцо
При остановке штока в промежуточном поло-жении под действием внешней нагрузки происходит самопро-извольное движение рычагов, ножей, штока   - - износ уплотни-тельных колец; - неисправность блока управления заменить кольца заменить блок
Нарушение герметичности соединения рукавов определяется появлением жидкости в местах соединения рукавов ослаб натяг соединений штуцеров с рукавами подтянуть накидные гайки на рукавах
При работе после перевода маховичка блока управления в нейтральное положение рычаги останавливаются с просадкой - попадание воздуха в полости прокачать изделие
Забоины, зазубрины на рычагах - твердость переку-сываемого материла выше твердости материала рычагов снять зазубрины, забоины бархатным напильником или надфилем
Изгиб пальцев, деформации звеньев цепи, сменных частей - усталость материала заменить сменные части
Изгиб удлинителей - несоосная нагрузка выпрямить удлинитель вручную или гидравлическим прессом

5. Способы деблокирования пострадавших из разрушенных зданий /сооружений.

Для высвобождения пострадавших используются следующие основные способы:

- ручная разборка завалов с использованием слесарного и шанцевого инструмента;

- расширение системы естественных полостей с использованием средств малой механизации;

- пробивка горизонтальных галерей и откопка вертикальных колодцев;

- последовательнопоэтапная горизонтальная разборка завалов с использованием основных средств механизации инженерно- спасательных работ и ССМ;

- последовательнопоэтапная вертикальная разборка завалов с использованием основных средств механизации инженерно- спасательных работ и ССМ;

- использование подземных галерей инженерных сетей и коммуникаций.

Выбор того или иного способа осуществления операции по высвобождению пострадавших из-под обломков определяется в первую очередь степенью повреждения типом конструктивного решения зданий или сооружений, на которых предстоит вести работы.

При проведении спасательных работ в завалах, образовавшихся при разрушении зданий и сооружений из местного камня (в том числе с неполной каркасной схемой), наиболее широко используются два способа производства работ:

- пробивка горизонтальных галерей и откопка вертикальных колодцев в завале;

- последовательнопоэтапная горизонтальная разборка завала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: