Билет №37 1. Общие требования безопасности при работе с инструментом любого типа

· К работе допускаются сотрудники, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные способам безопасного ведения отдельных видов работ и проинструктированные в соответствии с инструкциями по охране труда;

· При работе следует строго выполнять все указания начальника или руководителя работ;

· При работе следует быть внимательным к подаваемым сигналам и командам;

· Запрещается использовать неисправные механизмы и средства защиты;

· Руководителю следует наблюдать за выполнением работ лицами, не имеющими достаточного опыта;

· Запрещается находиться под поднимающимся или опускающимся грузом, обрушающимися конструкциями;

· Запрещается работать в атмосфере, где может произойти взрыв;

· При выполнении работы требуется сосредоточенность на выполняемых действиях;

· Перед началом работы следует надеть СИЗ:

- перчатки;

- соответствующую условиям обувь, плотно сидящая по ноге;

- одежда по сезону, без повреждений. Рабочая одежда должна быть застегнута, рукав штанины опущены, застегнуты. При отдельных работах куртка защитного костюма может быть навыпуск;

- каска, крепящаяся ремнем под подбородком;

- средства защиты органов зрения;

- средства защиты органов дыхания;

- средства защиты органов слуха;

- волосы должны быть убраны под головной убор;

- СИЗ ОД перед применением проверить;

- при работе в темное время суток – исправные средства индивидуального освещения.

· Перед началом работы следует проверить исправность инструмента;

· Движущиеся в процессе работы детали различных инструментов перед началом работы должны быть проверены на надежность закрепления;

· Без необходимости, не убедившись в безопасности данного действия, не трогать предметы, не мешающие движению.

2. Тройной прием Сафара.

1. Запрокинуть голову пострадавшего назад. При этом одна рука поднимает шею сзади, а другая нажимает сверху вниз на лоб. В большинстве случаев (до 80 %) проходимость дыхатель­ных путей при этом восстанавливается. При повреж­дении шейного отдела позвоночника запрокидывание головы пострадавшего противопоказано.

2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед. Этот прием осуществляется путем тракции нижних челюстей за углы (дву­мя руками) или за подбородок (одной рукой).

3. Открыть и осмотреть рот. При обнаружении во рту и глотке крови, слизи, рвотных масс, мешающих дыханию, не­обходимо удалить их при помощи марлевой салфетки или носового платка на пальце. При этой манипуляции голову пострадавшего

поворачивают на бок.

3. Тушение лесных и торфяных пожаров.

Лесные пожары возникают только в результате зажигания горючих материалов каких-либо источника тепла:

- оставленный костер;

- незатушенная спичка;

- тлеющий окурок;

- искры от машин, локомотивов;

- разряд молнии.

При этом чаще всего загораются гнилая древесина, обнаженная подстилка, мертвые растительные остатки, лишайники и мхи.

Саморазогрев и самовозгорание лесных горючих материалов маловероятны.

Характеристика лесных горючих материалов. Лесные горючие материалы в зависимости от их свойств и той роли, которую они выполняют в возникновении и распространении лесных пожаров, могут быть подразделены на пять групп.

Первая группа - мхи, лишайники и опад. Эти виды растений являются тем горючим материалом, который загорается раньше всего, по ним распространяется горение.

Вторая группа - подстилка (самый верхний горизонт почвы), которая состоит из отмерших частей растений различной степени разложения. Горение в ней может долго сохранятся в скрытом состоянии.

Третья группа - травы и кустарники, составляющие первый ярус живого надпочвенного покрова. Вследствие высокой влажности и чрезмерно рыхлой структуры слоя горючие материалы этой группы самостоятельно без других гореть не могут.

Четвертая группа - подрост и подлесок. По влажности и ее изменениям подрост и подлесок мало отличаются от горючих материалов третьей группы. Однако в лесах их горение усиливают низовые пожары.

Пятая группа - валежник. Известно, что захламленность леса может значительно усилить пожар и увеличить его продолжительность.

Для тушения лесных и торфяных пожаров используются пожарные автомобили основного, специального и вспомогательного назначения, а также лесопожарная, сельскохозяйственная и другая техника.

При тушении лесных пожаров применяется следующие способы и приемы:

- захлестывание огня по кромке пожара ветвями;

- засыпка кромки пожара грунтом с помощью лопат;

- засыпка кромки пожара с помощью грунтометов или полосопрокладывателей;

- прокладка на пути распространения пожара заградительных минерализованных полос и канав;

- отжиг;

- тушение горящей кромки водой;

- тушение химическими огнетушищими веществами.

Выбор способов и приемов тушения пожара зависит от вида, силы и скорости его распространения, природных условий, наличия сил и средств пожаротушения и намечаемых тактических приемов.

4. Защита от АХОВ в ЧС. Средства коллективной защиты.

Защита населения от АХОВ есть составная часть общей защиты населения от всех возможных поражающих воздействий источников ЧС.

Под защитой населения в ЧС понимается совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы жизни и здоровью людей от поражающих факторов и воздействия источников ЧС, уменьшение материальных потерь, прекращение действий источников ЧС.

Под средствами коллективной защиты понимается специфическая сфера профессиональной аварийно-спасательной деятельности, целью которой является защита людей, а также территорий от поражающих факторов или противодействие последствиям чрезвычайных ситуаций. Каждый вид защиты осуществляется путем проведения соответствующего ему комплекса защитных мероприятий, предусматривающих использование специфических для данного вида действий способов и средств защиты. В целом защита населения от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф достигается комплексным применением различных способов и средств защиты и осуществлением мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях чрезвычайных ситуаций.

В современных условиях наблюдается тенденция инженерную защиту населения и территорий строить путем образования единой территориальной системы (комплекса) сооружений и мероприятий. При этом к основным мероприятиям инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относят:

· укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном под защитные сооружения подземном пространстве городов (подвальных помещениях, цокольных этажах, подземных пространствах объектов торгово-социального назначения, метрополитенах и др.);

· использование в качестве жилья, мест работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

· использование при соответствующих чрезвычайных ситуациях отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

· укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых ими в оперативном порядке самостоятельно проведена герметизация;

· предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей с АХОВ;

возведение и эксплуатация инженерных защитных сооружений от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

Определенную роль в проведении инженерной защиты населения могут сыграть защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия), фонд которых был создан для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Эти сооружения могут быть успешно использованы для защиты населения в условиях некоторых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Универсальность защитного сооружения в мирное и военное время заложена в самом его определении. Защитное сооружение в настоящее время определяется как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также воздействия современных средств поражения.

В мирное и военное время используются следующие виды защитных сооружений (ЗС):

· специальные фортификационные сооружения (СФС);

· войсковые фортификационные сооружения (ВФС):

· защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО).

· Эти виды защитных сооружений могут использоваться, как и для защиты войск, населения, техники, материальных ценностей, так и для оборудования пунктов управления. Общие сведения о составе ЗС приведены на схеме 9.1.

· Для защиты населения разработаны различные по конструкции, защитным свойствам и срокам строительства защитные сооружения гражданской обороны.

· Защитные сооружения гражданской обороны классифицируются по следующим признакам:

· времени возведения;

· месту расположения;

· вместимости;

· защитным свойствам;

· материалу конструкций;

· обеспечению электроэнергией;

· обеспечению фильтровентиляционным оборудованием;

· характеру использования в мирное время.

Убежища возводятся заблаговременно, а также в оперативном порядке при военной угрозе или в военное время. Сооружения, возводимые в оперативном порядке, называются быстровозводимыми.

Убежища могут быть встроенными в другие здания и сооружения, а также отдельно стоящими. Они могут быть заглубленными и полузаглубленными. Убежища могут размещаться в районах городской застройки, на объектах экономики, в метрополитене, подземном пространстве городов, в горных выработках и естественных подземных полостях.

По вместимости убежища подразделяются на малые (до 150 человек), средние (150-500 человек) и большие (более 500 человек)

Важнейшей мерой по жизнеобеспечению убежищ является их воздухоснабжение. В большинстве убежищ оно осуществляется в двух режимах: чистой (прямой) вентиляции (1 режим) и фильтровентиляции (2 режим). При втором режиме фильтровентиляционное оборудование защищает помещения убежищ от проникновения в них радиоактивных, отравляющих и некоторых аварийно химически опасных веществ. Кроме таких убежищ к началу 1990-х годов в стране был также накоплен значительный фонд убежищ с тремя режимами вентиляции.

Эти убежища строились в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения, вблизи химически опасных объектов, атомных станций, в зонах возможного катастрофического затопления. Третий режим вентиляции этих убежищ предусматривает полную или частичную изоляцию помещений убежища с регенерацией внутреннего воздуха. Убежища с тремя режимами наиболее перспективны для защиты персонала и населения в мирное время.

5. Понятие о транспортных авариях и катастрофах. Что называют ДТП.

Авария - это экстремальное событие техногенного происхождения или являющееся следствием случайных внешних воздействий, приведшее к выходу из строя, повреждению и (или) разрушению технических устройств, транспортных средств, зданий, сооружений и (или) к человеческим жертвам.

Транспортная авария - экстремальное событиена транспорте техногенного происхождения или являющееся следствием случайных внешних воздействий, повлекшее за собой повреждение транспортных средств и (или) человеческие жертвы и (или) материальный ущерб.

Катастрофа - переворот, уничтожение, крушение, военное поражение, разрушение, потрясшее внезапное бедствие, имеющее гибельный характер, в том числе и для людей (БИ МСЭ).

Катастрофы возникают в результате:

- стихийных бедствий, вызванных катаклизмами природы;

- воздействия внешних природных факторов, приводящих к старению или коррозии металлов, конструкций, сооружений и снижению их физико-механических показателей (воздействие блуждающих токов, поражение насекомыми, грызунами и т.п.);

- проектно-производственных дефектов сооружений (ошибки при изысканиях и проектировании, низкое качество выполнения строительных работ, плохое качество строительных работ, нарушение правил эксплуатации и т.п.);

- воздействие технологических процессов промышленного производства на материалы сооружений (нагрузки, превышающие допустимые, и т.п.);

- нарушение правил эксплуатации сооружений и технологического процесса производства.

Таким образом, можно констатировать, что авария является частным случаем катастрофы и относится к экстремальным событиям техногенного происхождения.

Под Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) подразумеваетсятранспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортных средств (ТС) и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждение транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

ДТП могут возникать по вине водителей или пешеходов, по причине технической неис­правности транспортного средства или дорож­ной регулировочной системы, низкого каче­ство дорожного покрытия, по независящим от водителей, пешеходов, транспортных средств причинам.

Характерными особенностями ЧС на авто­транспорте являются внезапность, практиче­ски мгновенная остановка транспортного сред­ства, его деформация, заклинивание дверей. В ряде случаев автомобильные аварии сопро­вождаются взрывами, пожарами, выбросами отравляющих веществ, попаданием автомобилей в пропасть, воду. Нередки случаи попадания автотранспортных средств в лавины, селевые потоки, под снегопады и кам­непады. Эти ЧС отличаются тяжелыми последствиями.

Аварии на автотранспорте приводят к травмированию и гибели людей. Типичными травмами автодорожных ЧС — следствием внезапного динамического удара, взрыва, пожара — являются ушибы, переломы костей, сотрясение головного мозга, поврежде­ния внутренних органов, ожоги.

Чрезвычайные ситуации на автотранспорте отличается многообразием причин воз­никновения, условий протекания и последствий.

Основным видом ДТПявляется столкновение, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой, движущимся подвижным составом железных дорог или с элементами конструкций дороги, или неподвижными препятствиями на прилегающей к дороге территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: