Федеральные информационные центры

Всерос-ий институт науч.и техн. инф-ии рос. академии наук (ВИНИТИ РАН )- один из ведущих центров России - обслуживает своих польз-ей с 1952 г. Ежегодно обрабатывает поток мир. научно-техн. лит-ры, поступающей б. чем из 100 стран мира на 60 языках по ест., точным, тех. и прикладным наукам, а также отраслям нар. хоз-ва и некоторым комплексным проблемам. Генерирует документальные и фактографии-ческие БД, документальные БД, фактографические БД, осущ-ет депонир-ие науч. работ, предоставляет инф. услуги, включая теледоступ к БД с ретроспективой 10 лет.

ВИНИТИ генерирует в России 60-70% инф-ии, на базе кот. издает РЖ: сводные тома по осн. отраслям ест. и техн. наук и отдельные выпуски по межотраслевым проблемам. Кроме РЖ ВИНИТИ издает также экспресс-информацию (ЭИ) - периодическое инф. издание, освещающее наиболее интересные зарубеж. публикации в области науки и техники.

Институт научной инф-ции по общественным наукам Рос. академии наук (ИНИОН РАН) - система изданий ИНИОН РАН состоит из б/граф. указателей лит-ры, РЖ и сборников, проблемно-тематических сборников, специализир. инф. изд-ий, дайджестов, альманахов, научно- инф. журналов, пресс-обзоры. Кроме того, ИНИОН выпускает непериодические издания и монографии, альманахи, б/граф. указатели, б/граф. БД на компакт-дисках, дайджесты и др.

РКП – явл-ся б/граф. центром по регистрации печатной продукции и выпуску спец. инф-ии об этой продук-ции. Палата осущ-ет учет выходящей в стране многообразной печатной продукции и текущую инф-ию о ней. Все вторичные источники инф-ии РКП называются летописями.

Осн. направления деят-ти РКП:

- гос. б/граф. учет изданий, публикуемых на территории РФ;

- формир-ие электр. банка данных гос. б/графии;

- издание гос. б/граф. указателей;

- организация и обеспечение сохранности изданий с 1917 г. в Нац. книгохранилище (Архив печати);

- обеспечение деят-ти Нац. агентства РФ по международной стандартной нумерации (ISBN) и др.

Всерос-ий научно-тех.инф-ый центр (ВНТИЦ) - федеральный фонд России по непубликуемым источникам инф-ии (отчетам о НИР и ОКР, кандидатским и докторским диссертациям) по всем областям науки и техники: анализ и распр-ие инф. мат-ов, доступ к БД.

Рос. научно-исследовательский институт проблем машиностроения Мин. науки и тех. политики РФ (РОСНИИПМ) - выпускает 11 серий ежемесячного издания «Новые промышленные каталоги», позволяю-щего устанавливать сведения об отеч. и зарубеж. каталогах и проспектах (рекламных, товарных, фирменных, выставочных, промышленных, технических).

Всероссийский научно-исследоват. инст-т классификации, терминологии и инф-ии по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) – явл. рос. инф. центром Всемирной торговой орг-ции (РИЦ ВТО), гл. инф. центром Госстандарта России и выполняет ф-ции базового узла Автоматиз. системы обработки инф-ии (АСОИ) по стандартизации, метрологии и сертификации. Обеспечивает доступ к каталогам ГОСТов, ОСТов, ТУ, ИСО, иностр. стандартов; абонементный доступ к БД; подписка на сборники полных текстов ГОСТов на CDROM. Осн. вторичными источниками инф-ии ВНИИКИ явл. 4-х томный ежегод. указатель «Нац.стандарты».

Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации «ИНТЕРСТАНДАРТ» - явл. некоммерческой организацией - учреждением Госстандарта России. Осн. цель ее деят-ти - внедрение передовых технолог. и инф. решений в области стандартизации, сертификации и упр-ия качеством продукции.

В.3. Система менеджмента качества биб-ки. Философия кач-ва TQM – «Всеобъемлющее упр-ние кач-ом», «Тотальный менеджмент кач-ва».TQM призвана развивать успех предприятия по следующим направлениям:всесторонний учет потреб-их требований; снижение кол-ва нареканий со стороны потреб-ей; сохранение постоянной клиентуры; привлечение новых потреб-ей; повышение эфф-сти организац-ых процессов;

снижение затрат за счет уменьшения потерь; повышение прибыльности; захват большей рыночной доли;

поддержание конкурентного преимущества; ориентация на персонал.TQM - это новая система принципов, инструментов и методов организации работ, обеспечивающих такой уровень упр-ния предприятием, который бы позволил добиться потребительского удовлетворения в стремительно изменяющихся условиях глобальн. экономики. Принципы TQM: 1. Удовлетворение потреб-ля означает удовлетворение нужд и разумных ожиданий потреб-ля и поддержание отношения, при котором нужды потреб-ля ставятся на 1 место. (Телеф.звонок от кого–либо, кто потребляет мои продукты – мой потреб-ль –это не прерывание моей работы; это моя работа.) 2. Упр-ние через данные (часто определяемое как обращение с фактами) означает, что все рабочие, включая менеджеров, управляют своей работой путем сбора объективных данных и нахождения решений, основанных на этой инф-ии.3.Уважение к людям означает, что каждому из нас необходимо прислушиваться и поддерживать возможности всех других служащих для самомотивации и творческого мышления. Уважение к людям – один из важнейших принципов TQM. Это означает уважение спо собностей каждого человека к творческому мышлению и его/ее возможностей к самомотивации. Но эти слова будут бессмысленны, если мы не будем практиковать этот принцип ежедневно в нашей работе.

4. ПВПД (Планирование – Выполнение – Проверка – Действие после проверки) – это рабочая философия, которая делает ударение на 4 фазах деят-ти: Планирование (что делать); Выполнение этого; Проверка сде- ланного; Действие для предотвращения ошибки или улучшения процесса. «Цикл Деминга»: «планируй - делай - проверяй – действуй».Философия Деминга. Цель деят-ти – процветание общества в целом, что достигается через процветание, как потреб-ей, так и изготовителей путем осуществления «цепной реакции Деминга». Для улучшения качества необходимо совершенствовать все процессы (а любой вид деят-ти есть некий процесс), достигаемое при этом совершенствование опирается на такие столпы, как «научный подход» и «человеческий фактор». «Науч.подход» по Демингу: упр-ние должно осуществляться не на основе интуиции и ощущений руководителя, а на основе твердо установленных фактов и их науч. анализа;

- для этого нужна достоверная и полная инф-ия, которая должна тщательно собираться и всесторонне изу- чаться. TQM в биб-ке - новая система принципов, инструментов и методов организации инф-но– биб. обслуж-я, обеспечивающих такой уровень упр-я биб-ой, который бы позволил добиться удовлетворения инф.потребности в стремительно изменяющихся условиях инф.общества. Это способ достижения удовле- творенности чит-ля б-ки путем включения всех биб-рей в изучение того, как надежно производить и достав-лять кач-ные инф-но– биб-ые продукты и услуги. Потребители. Согласно философии качества, потреб-ль – это также и человек или группа людей, которые участвуют в рабочем процессе и, получая результат (продукт или услуга), действуют в зависимости от него.Типы потреб-ей: внешние потребители – чит-ли –конечные польз-тели, чьи устойчивые требования будут удовлетворены вашим продуктом или услугой. - внутренние потреб-ли -те, которые работают в вашей биб-ке и увеличивают ценность продукта или услуги, которые вы представляете. - потребителем след. процесса – тот кто по ходу процесса использует или видоизменяет продукт процесса, например, руководители биб-ки. Устойчивые требования- стандарт кач-ной работы, на который согласились поставщики и потреб-ли. Для того, чтобы удовлетворить внеш. потреб-ей, ваш продукт должен соответствовать устойчивым требованиям: - утверждают, какой д/б продукт, для того чтобы он соответствовал нуждам потре-ля. (Например, правильно обработан ное издание в течение какого-то кол-ва дней после поступления в б-ку.) - нужны для того, чтобы удов- летворить нужды и разумные ожидания наших потреб-ей инф-ии, чит-ей биб-и. В биб-х, обычно, устойчи вые требования подтверждаются стандар-тами, нормативами и метод.решениями, обсуждаемыми коллеги- ально и принятыми на метод.советах данной биб-ки. - однажды установленные, устойчивые требования служат целью и способом для всего технолог. цикла биб-ки, производства её кач-ных продуктов и услуг. - требуют проверки и пересмотра. ISO 9000 — серия междунар-ых стандартов, описывающих требо вания к системе менеджмента кач-ва организаций и предприятий. Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом ТК 176 Междун. организации по Стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).Серии стандартов ИСО 9000:

- МС ИСО 9000– 3: 1991 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Ч.3: Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.

- МС ИСО 9000– 4: 1993 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Ч.4: Руководство по управлению программой обеспечения надежности. И др. Макроэкономика представляет собой некую отрасль экономич.науки, которая занимается исслед-ем тенденций и факторов экономической системы в целом. Этот анализ имеет целью выявить условия обеспечения устойчивого экономич. роста, полной занятости всех ресурсов и факторов произ-ва при минимизации реальных темпов инфляции. Применительно к биб-ке, на основании анализа биб. деят-ти, можно выявить условия для подъема и увели-чения биб. обслуж-ия польз-ей. Критерии индикатора эфф-сти работы. Часто цитируемое описание того, что должен включать индикатор эфф-ти работы, было дано Р. Орром в 1973 г. Он д/б действенным, инфор-мативным, надежным, воспроизводимым и удобным, предоставлять возможность использ-ия для целей сравнения. Индикатор эфф-ти д/б действенным (эффективным) для того, что он будет измерять. Это очень важный момент. Индикатор применяется для получения ответа на конкретный вопрос, и результаты должны обеспечить это. Индикатор д/б надежным (точным), воспроизводимым: одни и те же вещи д/б всегда вычис-лены или измерены одинаковым образом. Для достижения этого проце дура измерения д/б точно описана, а действия, лица или предметы, подлежащие оценке, строго определе- ны. В этом плане измерение эфф-ти работы должно позволять сравнивать: эфф-ть работы одной биб-ки в различные моменты времени, б-ки аналогичного типа. Индикатор д/б полезным (информативным) в принятии решений, а именно: должен показывать причины недостатков, например: недостаток у польз-ля необходимых знаний, отсутствие требуемых ресурсов в ключ.местах, недостатки в организации рабочих потоков биб-ки; - должен раскрывать потребности польз-ля, должен помогать находить пути достижения более высокой эфф-сти. Индикатор д/б удобным («дружественным» по отношению к польз-лю).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: