Б.9. В.1. Общественные библиотечные общества, ассоциации

Организационная структура управления библиотекой и биб. делом. С т.зр. системного подхода можно выделить 4 уровня биб. управления: федеральный, ведомственно-отраслевой, территор. (региональный) и внутрибиблиотечный.

1)Федеральный уровень - установление основ биб. политики и биб. закон-ва, разработка гос. биб. программ и осн. долгосрочных нормативов (стандартов), обеспечение межрегионального и межведомст-венного вааим-ия б-ек, т.е. создание единой биб. системы в стране.

2)Ведомственный. Цель - обеспечить эффект. развитие подведомственной биб. сети как составной части биб. системы страны. Специфические ф-ции должно выполнять МК РФ: разработка проектов общефедер. док-ов, развитие межведомственных биб. связей и оказание метод. помощи др. ведомствам, осущ-ие гос. контроля за выполнением биб. закон-ва. Однако эти ф-ции выполняются неудовлетворительно, т. к. отсутс-твует механизм их реализации.

3)Территориальный. Его главные ф-ции: учет регион. и нац. особенностей, историч. традиций, сложившихся в биб. деле регионов; обеспечение наиболее рацион. размещения биб. ресурсов и их комплексное развитие на территории; орг-ция наиболее полного удовл-ия инф. потребностей всех групп населения и эффект. использ. всех биб. ресурсов.

4)Внутрибиблиотечный - системный подход к управлению, учитывающий единство всех биб. процессов и структ. подразделений, взаимосвязи целей со средствами и методами их достижения, с теми ресурсами, кот. располагает или будет располагать Б. Тесная зависимость м/у отд. элементами Б. означает, что как позитив-ные, так и негативные процессы по мере своего развития взаим-ют друг с другом, все более превращаются во взаимосвязанный комплекс, управлять кот. становится возможным только целиком, а не по частям. Без учета этой тенденции не м.б. обеспечена структурная и организационно-технологическая сбалансированность и максимальная эффект-ть взаиморазвития всех подразделений б-ки, нацеленных на достижение общебибли-отечного рез-та.

!!! Следствием несогласованности всех уровней биб. упр-ия выступает разобщенность б-ек, т.е. замкнутость биб. сетей, заинтересованность в наибольшей независимости от других биб. сетей, стремление решать вопросы организации БО в основном исходя из своих внутр., ведомственных интересов и возможностей.

Органы профессионального и общественного управления в биб. деле:

На федер. и ведомственном уровне высшим органом упр-ния явл. Правительство РФ, кот. утверждает Фед. программы развития биб. дела, программы сохранения и развития культуры, осущ-ет финансирование биб. учреждений и учеб. заведений. Непосредственное упр-ие биб. делом осущ-ет Мин. культуры РФ - готовит проекты законод. актов, концепцию гос. политики в области биб. дела, участвует в разработке фед., регион., межрегион. и междун. программ в области биб. дела, разрабатывает предложения по форм-ию сети учеб. заведений, подготовке и переподготовке кадров биб. работников, ведет работу по совершенствованию системы книгоснабжения б-ек, оказывает консультативную и практическую помощь б-ам фед. и др. уровней т.д. Рук-во подведомственными им б-ми осущ-ют мин-ва и ведомства, общественные орг-ции, имеющие биб. сеть. Задачи отраслевых министерств - обеспечить наиболее полное удовлетворении инф. потребностей отрасли, используя межведомственные связи и интеграцию б-ек.

На территориальном уровне управление биб. делом ведется исполнительными органами субъектов РФ. Они разрабатывают проекты законов в области биб. дела и др. нормат. актов, осущ-ют упр-ние деят-тью б-ек, находящихся в их ведении, координируют и контролируют работу б-ек др. ведомств, расположенных на их территории, обеспечивают гарантированное финансирование б-ек, сохранность фондов, реализацию прав граждан на БО.

На внутрибибл. уровне органом упр-ия служит администрация библ-ек - они непосредственно управляют деят-тью б-ек, обеспечивают БО, сохранность фондов, сам-но определяют содержание и формы работы, осущ-ют хоз. деят-ть в целях расширения перечня предоставляемых пользователям биб. услуг, развивают сотрудничество с б-ми др. ведомств.

Библиотечные ассоциации, общества, объединения:

Международная федерация библиотечных ассоциаций (ИФЛА), 1927 г. Объединяет биб. ассоциации, б-ки и библ-ей независимо от типа Б. и специализации. Осн. проф. подразделения – секции и «круглые столы», сформир. как по типам б-ек, так и по видам биб. деят-ти. Способствует развитию междун. сотрудничества, проведению дискуссий и исследований во всех областях биб. дела.

Библиотечная ассамблея Евразии (БАЕ), 1993 г. - представляет собой некоммерческое партнерство б-ек, главной целью кот. явл. деят-ть, направл. на форм-ие единого инф.-библ. и социокультурн. простр-ва. Помогает в решении общих проф. задач, одно из важнейших проблем, решаемых ассоциацией – создание общего законодат. пространства, модельных и рекомендат. законодат. актов.

Американская библиотечная ассоциация – осн. в 1876 году в Филадельфии, осн. отделение находится в Чикаго. Поддерживает б-ки и биб. проф. образование не только в США, но и по всему миру.

Российская биб. ассоциация (РБА), 1994 г. Цели - объединение усилий, поддержка и координация действий б-ек, биб. ассоциаций и школ в интересах сохранения и развития биб. дела в России, представительство и защита интересов рос. биб. сообщества, повышение престижа б-ек и соц. статуса биб. профессии. Явл. членом ИФЛА, развивает сотрудничество с Биб. ассамблеей Евразии (БАЕ), Амер. биб. ассоциацией и др. междун. орг-ями.

Библиотечные общества регионов:

- Петербургское биб. общ-во (1989 г.) и Алтайское биб. общ-в о. Цель - демократизация отеч. биб. дела, объединение инф.-библ. спец-тов для активизации их роли в формир. открытой инф. политики в стране.

- Тверское биб. общ-во (1990 г.). Цели формир. обществ. мнения, благоприятствующего развитию биб. дела в регионе; объединение усилий проф. группы по решению вопросов БО населения; содействие повышению проф. уровня биб. работников, оказание им помощи в решении соц. проблем.

- Новосибирское биб. общ-во (1996) - некоммерческая организация, деят-ть кот. распр-ся на территорию г. Новосибирска и Новосибирской обл. Цели - сохранение и развитие биб. дела в области; повышение статуса биб. работников в общ-ве.

Технологические библиотечные объединения, библиотечные консорциумы:

- Ассоциация регион. биб. консорциумов (АРБИКОН) –создана в 2002 г. для координации деят-ти б-ек по повышению кач-ва сервисов за счет модернизации управления биб. ресурсами при объединении в биб. консорциумы. Явл. некоммерческим партнерством, объединяющим рос. б-ки и инф. центры, ставшие его членами на добровольной основе.

Межд. ассоциация польз-ей и разработчиков ЭБ и новых ИТ (Ассоциация ЭБНИТ), 1995 г.Цели:

- объединение творч. потенциалов разработчиков совр. инф. прогр. продуктов и технологий для создания, развития и внедрение (ЭБ), телекоммуникационных систем, систем обучения польз-ей, а также НИТ в разл. областях человеческой деят-ти;

- обеспечение для польз-ей ЭБ и НИТ благоприятных (в т.ч, льготных) условий приобретения и внедрения совр. инф. прогр. продуктов и технологий;

- расширение междун. и регион. связей польз-ей и разработчиков ЭБ и НИТ, обеспечение их взаим-ия и взаимовыгодного обмена новыми идеями и технич. решениями;

- удовлетворение проф. интересов, развитие научн. и технич. тв-ва членов Ассоциации.

- Ассоциация дет. библ-рей России - создание благоприятных условий для взаимной проф. инф-ции, сотруд-ничества, обмена идеями, опытом по БО детей, интеллект. и соц. поддержка рук-лей и библ-ей дет. б-ек.

В.2.Управление биб.фондом. Управление – сознательное воздействие на объект с целью получить желаемый результат либо направить действия в нужное русло. Процесс У. направлен на достижение 2 целей:

1) тактической – поддержание функционирования БФ – оперативное У (нужно просто сохранить свое сущес-твование, обеспечить процесс текущего комплектования, процесс исключения из Ф., организации, учета, использ-ия, обработки) 2) стратегической – обеспечение устойчивого развития Ф в долгосрочной перспек-тиве – стратегическое У (возможность развития Б в перспективе). Устойчивость – способность сохранить равновесие, т.е. БФ должен сохранить способность соответствовать своему предназначению (обеспечить востребованность). Параметры оценки упр-ия: 1) Результативность – деят-ть приводит к нужным рез-ам и соответств. нужному качеству 2) Эффективность – получение нужных результатов при наименьших затратах (финансовых, трудовых, мат-технич.) 3) Оптимальность – сочетание затрат и резу- льтатов (м/у ними д.б. баланс). Управление БФ – постоянное, непрерывное упорядочение, сохранение и развитие Ф, регулирование всех процессов его создания и функционирования. Цель упр-ия БФ – поддержание соответствия состава и объема Ф задачам Б и потребностям чи-ей. Ю.Н. Столяров в системе управления БФ выделил две подсис-темы: - социальное У. - управление сотрудниками, занятыми формиро- ванием Ф.- технологическое У. - управление формированием БФ. Объект управленияБФ - поток док-ов, циркулирующий в процессах создания, развития и использования. Субъект управления БФ - лицо, которому поручено управлять либо подчиненными ему людьми, либо непосредственно самим формированием фонда. Принципы управления БФ: 1. Общие: координирование, систеиатичность, плановость. 2. Специфические: - планомерность и пропорциональность развития БФ - позволяет поддерживать внутр. стр-ру Ф. по содержанию и форме источников инф-ии; - учет фонда и контроль за его состоянием и использованием - выражается в наблюдении за кол. и кач. изменениями БФ, фактами и явлениями, происходящими в Ф, расходованием ср-в на его комплект-ие, сохранность, использ-ие; - научная организация труда - расчленение процессов организации БФ на отдельные операции, науч.обоснованное нормирование отдель- ных процессов и операций. Управление БФ состоит из 3 процессов: 1) упр. формир. БФ (моделирование, комплект-ие, учет, обработка, исключение) 2) упр. сохранностью БФ (размещение, расстановка, защита, создание опт. режима хранения) 3) упр. использ. БФ (изучение состава БФ, анализ неудовлетв. спроса, изучение использ. Ф. Функции управления - это система задач, определяемая его возможностями как инф. массива. Совр. фун-ции БФ делятся на две группы:

-социальные - определяют место БФ в системе дух. и матер. развития общества; - технологические (орга- низационные) - определяют стр-ру деят-ти Б., ее осн. рабочие процессы по производству фондов, их после- довательность, взаимосвязь, способы реализации. Система технологического управления БФ осущ-ет ряд функций: прогнозирование, планирование, организация, учет, регулирование, контроль, анализ.

Прогнозирование - определяет соц. назначение Б., регулирует отношения с внешней средой, определяет принципы хоз-ого и тех-го построения Б., выражается в док-ах, в концепции развития Б. Планирование сост. часть упр-ия Б., его сердцевина, напр. на определение перспективных и текущих целей и задач Б. Осн. цель - оптимальное по времени и качеству выполнение задач Б, максимальная мобилизация для этого всех необходимых ресурсов. Выделяют: - стратегическое П. - установление целей Б., определение необходимых для их достижения ресурсов и выбора наиболее рац. путей использования этих ресурсов - текущее П. - конкретизация задач и целей, определение сроков их выполнения в течение года, система расчетов по текущему регулир-ию хода производства в целях обеспечения равномерной и ритмичной работы органи- зации. Каждый текущий план - ступенька к выполнению плана стратегического. - оперативное П. – разра- ботка на основе месячных планов плановых заданий для отд. сотрудников на короткие отрезки времени (чаще всего на день). Нормирование труда – помогает выявить потери и нерацион. затраты рабочего времени, определить необходимый штат для конкретного структ. подразделения; правильно решать вопросы разделения труда м/у сотрудниками и стр. подразделениями; объективно оценить работу отд. сотрудника, отдела б-ки. В основе нормирования лежит изучение затрат рабочего времени. Анализ и оценка дея-ти субъекта и объекта управления БФ. В биб-ах применяется такой вид анализа, как анализ действий субъектов - позволяет обнаружить слабые места в системе БФ и своевременно укрепить их. Анализ объекта БФ- изучение задач биб-ки, состава и интересов ее абонентов, состояния и использования биб.фонда. При выработке маркетинговой концепции формир-ия БФ принимаются во внимание следующие факторы: внешние (макросреда библиотеки) и внутренние (микросреда) условия; назначение и цели фонда; пути и ср-ва реализации политики форми-ия фонда; финансовые затраты. Чтобы принимать верные решения по созда-нию и функц-ию БФ на настоящее и будущее время, необходимо иметь полную инф-ю о нем - путем изучения, анализа.

Изучение Ф - научное познание состава, использования, динамики БФ с целью повышения его соответствия задачам Б, информ. потребностям польз-ей, а также эфф-сти использования. Процесс повседневного изуче -ния БФ осущ-ся: при обработке новых поступлений; расстановке док-в на полки; организации выставок;
- проведении бесед и б/граф.обзоров и т. д. Комплекс спец. методов изучения Ф. включает тематич-ие; статист-ие; б/граф-ие; социологические методы. Тематич.анализ Ф.- сопоставление тематич.рубрик его модели с систематическим каталогом. Статистич.анализ Ф. - позволяет получить инф-ю о состоянии Ф. или части его, выявляя и сопоставляя различные колич-ые хар-ки - дает общее, собирательное представ- ление о Ф., его величине, составе и использ-ии.И спользуются следующие показатели: величина докуме нтного фонда, - объем новых поступлений, - объем выбытия, книговыдача, - число чит-ей; обращае- мость,, книгообеспеченность, - читаемость, - темп роста - отношение показателя за последующий год к показателю за предшествующий год, коэффициент соответствия– высчитывается как отношениекниговыдачи к величине Ф. Применяются различные приемы и методы: группировка; ранжирование;

анализ по отклонениям показателей; динамический анализ; сравнение, которое позволяет выявить отклоне ние показателей. «Модельный стандарт деят. ПБ» РБА реком. ориентироваться на след. показатели:

- ориентир. на средн. показ-ль книгообеспеченности: 4,9 тома на жителя; - фонд спр. и биб/граф. изд. (не менее 10% от общего объема), - объем Ф период. изд. (10 изд. на 1000 жителей),- фонд звукозаписи и видео (не менее 10 ед. на 1000 жителей), - для библ. учебн. заведений (фонд формир. на основе нормативов книго обеспеченности),- формир-ие подфондов (при отсутствии дет. Б. в р-не, в ПБ фонд дет. лит. должен сост. не менее 30-50% от общего объема Ф), для этнических зон (на 500 жителей – не менее 100 т. на нац. яз. Б/граф.анализ Ф. – оценивает наполнение, обеспеченность док-ми отдельных, наиболее актуальных тем фонда. Он заключается в сопоставлении б/граф.ук-лей с данными систем,каталога, где содержание фонда отражено полно и многоаспектно. Социологический анализ Ф. – базируется на мнении абонентов о фонде, отдельных его разделах, док-ах, сборе предложений по улучшению его комплектования и органи- зации. К методам социолог. анализа относятся собеседования, опросы, интервьюирование, анкетирование.

! Все методы изучения БФ использ-ся в комплексе, только тогда они дают объективну. инф-цию о Ф. для перспективного его развития. Результаты изучения БФ используют при: определении закономерностей развития Ф., его прогнозировании;уточнении модели Ф.;поиске актуальных, устаревших, непрофильных док., пересмотре системы б/графи инф-ции, поиске методов повышения интенсивности использ-ия конкр. док. и фонда в целом.Управление БФ сейчас рассматр. как некая составляющая часть менеджмента-

управление организацией, кот-ая функционирует в рыночной среде.Предполагает осн. подходы:

1) «Системный подход» - БФ рассматр. как сложный объект, взаимодействующий с внешней средой. 2) «Процессный подход» - управление рассматр. как технологический процесс, т.е. как серию взаимосвяз. действий.3) «Маркетинговый подход» - обеспечивает успешное взаим-ие упр. БФ с внешней средой (выяв- ление требований к Ф на основе анализа спроса) 4) «Ситуационный подход» - выбор наиболее успешных ср-в, методов в зависимости от конкретн. Ситуации. 5) «Использование соц-психол. методов» - персонал рассматр. как важнейший ресурс, учет особенностей людей, их соц-психолог. характеристик. Качество БФ – одна из целевых установок в процессе упр-ия БФ. Этапы работы по анализу качества Ф: 1)маркетин- говый анализ внешней среды 2)проектирование Ф на основе кач. моделе БФ 3)выбор качества использ. Технологий 4)выбор качества ресурсной базы (источники приобретения). Анализ качества БФ основы- вается на методах:1) Наблюдение – сбор инф-ции, 2) Организаци я – разработка структуры упр-ия, 3) Мотива ция – побуждение к деят-ти, соотв. целям и задачам, 4) Контроль – измерение результата деят-ти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: