Б.6. В.1. Видные библиотековеды и их вклад в теорию библиотечного дела

Становлению библ-ия способствовали труды след. библиотековедов:

В.И. Собольщиков – родоначальник русского библ-ия, написал первое отеч. рук-во по биб. делу, в кот. обосновал стройную систему организ., хранения и использ. фондов.

Н.А. Рубакин – исследовал многие актуальные до наст. вр. проблемы: принципы и методы самообразоват. чтения, научн. комплектование биб. фонда на основе теории «книжного ядра», социология и психология чтения и др.).

К.И. Рубинский – ставил вопросы организации биб. дела и создания системы биб. образования.

Л.Б. Хавкина – впервые в России определила понятие «библ-ие», как совокупность всех знаний, предметом кот. служит Б. Библ-ие она разделила на 2 отдела: теоретический (история биб. дела, биб. статистика и законод-во и т.д.) и прикладной (устройство и ф-ции Б.: помещение и оборудование, подготовка биб. персонала, комплектование, обработка, хранение и исольз фондов, упр-ие Б.)

Ленин и Крупская также внесли свой вклад в биб. дело – они разработали и пытались осущ-ть программу биб. строительства.Крупская также большое внимание уделяла вопросам организации биб. дела в Советском гос-ве, руководства чтением, биб. работы с детьми и юношеством, формир-ия биб. фондом, подготовке и повышению квалификации биб. кадров, становлению системы биб. образования, созданию сам-ых высш. и ср. биб. учеб. заведений.

Ю.В.Григорьев – разрабатывал общетеорет. и методолог. проблемы библ-ия, история биб. дела и библ-ия, теорию формир-ия биб. фонда.

Отечественные выдающиеся деятели в области биб. образования:

Л. Б. Хавкина в 1904 г. в Петербурге на съездепо техн. и проф. образованию предложила первый в России проект орг. биб. образования. В 1913 г. открылабиб. курсы в Нар. ун-те А.Л. Шанявского.

Г. К. Дерман организовала подготовку биб. кадров высшей квалификации, под ее рук-вом вышло первое уч. пособие для биб. техникумов «Организация биб. фондов и каталогов».

Н.К. Крупская – уделяла вниманиеподготовке и повышению квалификации биб. кадров, становлению системы биб. образования, созданию сам-ых высш. и ср. биб. учеб. заведений, сформулировала теорет. основы подготовки биб. спец-ов.

Современные библиотековеды:

Н.Н. Кушнаренко – разработаны методики по учету фондов, науч.- технич. лит., организ. работы библ-ек с неопубл. док-ми.

С.Г. Матлина – автор более 200 науч. трудов по проблемам и практики биб. дела. Изучала широкий спектр проблем обслуживания в публ. б-ах, социокультурную динамику биб. дела и т.д.

Ю.П. Мелентьева – определила новое направление исследов., предложив в нач. 80-х гг. рассм-ть Б. не только как социальный. но и социализирующий ин-т. Выпустила ок. 200 публикаций. Сост. монографии «Рос. библ-ие: XX в.» (2003). Инициатор разработки и принятия РБА Кодекса этики рос. библ-ря.

Ю.Н. Столяров – автор или сот. ок. 400 тр. по проблемам общ. библ-ия, биб. фондоведения, подготовки кадров, истории биб. дела и т.д. Обосновал функционально-системный подход к Б., в соотв. с кот. она представляет собой целостное док.-коммуникац. образование, включающее биб. фонд, контингент абонентов, персонал, мат.-техн. базу как осн. элементы.

Разработкой вопроса типологии б-ек занимались след. отеч. библитековеды: М.А. Потапов делил б-ки на два типа: универс. и спец., беря за основу состав кн. фондов. И.М. Фрумин возвращается к делению б.-ек на массовые и научные. За основу группировки принимает хар-ер читат. запросов. О.С. Чубарьян дифференци-ровал б-ки по читат. назначению, выделив два основных типа: массовые и научные специальные.

В 1970-1980-х гг. на страницах сборника "Научн. и технич. б-ки СССР" состоялась дискуссия, в ходе кот. библ-ведами выдвигались различные типологические концепции. Оригинальные подходы к типологии б-ек предложены в 1980—1990-х гг. А.В. Соколовым, М.И. Акилиной, Р.С. Мотульским, Е.Т. Селиверстовой, А.В. Гришиным и А.М. Ушаковой. Свой взгляд высказал Н.С. Карташов о том, что вряд ли возможно осущ-ие "чистой" типологизации б-ек и что к биб. типологии нельзя подходить как к чему-то раз и навсегда установленному и застывшему. Кроме этого, Карташовым была разработана концепция биб.-территор. комплексов (БТК) и др.

В.2. Основы теории б/граф. инф-ии (БИ) как исходного понятия общей теории б/графии; формы существования б/граф. инф-и, ее осн.общественные функции. Предпосылкой для возникновения б/графии явилось появление достаточного кол-ва письменных источников, их организаций в неком хранилище (б-ка, архив, музей тогда еще не различались между собой), что вызвало необходимость их упорядочить, составить их перечень и тем самым обеспечить возможность ознакомления с их составом без обращения к тексту. Длительное время, а именно в 18 и особенно в 19-начале 20в. большинство библиографов воспринимали и квалифицировали б/графию как науку о книге. Самые ранние элементы б/граф.инф-и в форме упоминаний названий древних книг обнаружены учеными в текстах глиняных табличек, написанных в середине 2 тысячелетия до н.э. Слово «б/графия» пришло из Др.Греции (библио-книга, графо-пишу В России в 18в. Слово «б/графия» означало любой перечень книг, журналов, статей и др.док-в. Современное научное представление о б/графии основано на трактовке ее сущности, понятии «б\граф.инф-ия» и отнесение ее к инф-ой инфраструктуре. Б/графия – инф-ая инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование инф-ии.Книговедческая и документографическая концепции в б/графоведении имеют разные представления о границах, составе и задачах б/граф.деят-ти, об общей стр-ре б/графии как обществ. явления. Документографическая концеп ция не противостоит книговедческой, а включает ее в себя в качестве частного случая со всем богатством ее конкр. содержания, не отрицая при этом ее достижений, значения и возможностей. Документографическая концепция охватывает, теоретически объединяет в единую систему все способы существования б/графии. Формы существования б/граф.инф-и. БИ состоит из отдельных элементов. Осн.элемент – б/граф.запись (БЗ) – фиксирующий в документальной форме сведения о док-те, позволяющий его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание в целях биб-го поиска. БЗ тоже состоит из отдельных элементов: заголовка, БО, анатации или реферата, шифр, ссылки и т.д. БИ – это сведения о док-ах, т.е. вторичная инф-я. В создании и передачи БИ участвуют люди и используют ее тоже люди. Основное общественное назначение БИ заключается в удовлетворении разнообразных инф-х потребностей общества в целом и отдельных его пользователей. Формы закрепления БИ и ее передачи в настоящее время многообразны – в традиционном виде (печатном) и в виде баз данных. Б/граф.сооб щение – элемент БИ, содержащий основные свед-ия о док-те, которые приводятся в установленном порядке. Б/граф.пособие (БП) – упорядоченное множество БЗ; наиболее сложная форма документально зафиксиро-ванной БИ. Б/граф. издание – б/граф.пособие, выпущенное в виде отдельного док-та. Виды БП: - б/граф. картотека – БП, реализованное в карточной форме и не связанное жестко с опред-ным док-ом; - б/граф. справка – ответ на разовый запрос, содержащий БИ о наличии и местонахождении док-а (адресная), о содерж-и БИ по опред-й теме (тематич.), об отсутствующих или искаженных в запросе элементах БО (уточняющая);- б/граф.указатель – БП значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом; он отражает док-ы и другие мат-лы, раскрывающие либо узкую, либо широкую, многоаспектную отрасль знания или область науки; - б/граф. список – БП с простой структурой, включает БЗ на материалы по узкой теме или вопросу;- б/граф.обзор – БП в устной или письменной форме, представляющее собой связное повествование о док-ах, и др.О.П.Коршунов рассматривает функции БИ, руководствуясь классиф-ей инф-ых потребностей. Он выделяет следую щие: всеобщие, общезначимые, производные и дополнительные. Всеобщие функции присущи БИ в целом и любому ее фрагменту и варианту проявления. К ним относятся поисковая (эвристическая) и коммуникативная функции. Поисковая функция БИ связана с удовл-ем индивидуальных инф-х потребностей. Поиск осуществляется в нескольких вариантах в зависимости от инф-и, которой облада ет ее потребитель и которую он стремится найти. Коммуникативная функция БИ дает стремление дове сти до потребителей свед-я о потенциально полезных для них док-ах. Она связана с удовлетворением общих, групп-ых и индивид-ых инф-ых потреб-ей, со стремлением органов управления, соц.групп донести до населения инф-ю о полезных и необходимых, по их мнению, док-ах. Общезначимой является ценностно-ориентирующая функция БИ, присуща главным образом рекомендат. б/графии. Ценностно-ориентирующая функция не является всеобщей, поскольку, выполняя коммуникативную ф-ию, б/граф.служба обычно информирует о новых док-х безотносительно их качества. Производными ф-ями являются:для поисковой:- уточняющая (связана с установлением неизвестных побочных элементов БО);- идентифицирующая (относится к установлению полного соответствия док-а и представленных потребителем сведений о нем) и др..для коммуникативной:- проспективная (относи тся к инф-и о подготовленных обещанных док-х и изд-ях)- предупредительная (относится к инф-и об ошибках в док-х или об отмене их в качестве нормативных. для оценочной:- ориентирующая (в мире б/граф.источников; благодаря ей пользователи получают возможность вести б/граф.поиск);- образовательная, педагогическая (проявляется в сфере образования, самообразования и воспитания):- заградительная (относится к инф-и о «ложных», запрещенных произведениях и изданиях). К дополнительным ф-ям БИ можно отнести: учетную (связана с необходимостью регистрации, подсчета накопленных гос-ом, этносом, регионом, любым храни-лищем док-в); стимулирующую (публикация свед-й об утраченных либо отсутствующих док-х побуждает к их разысканию, комплектованию; Моделирующую (структурированная БИ представляет б/граф. картину мира или его фрагмента; отражая док-ы определенного времени, она становится своеобразным зеркалом современной политич., экономич., культур.жизни общества; пробельную (БИ способствует выявлению «белых пятен» в карте знания).

Инф-ая потребность – это инф-я, для достижения какой-либо цели. Для ее удовлетворения создавались биб-и и архивы, а в последнее время – сложные инф-е системы. Биб-и любого уровня осуществляют функции инф-х, науч.культур. и образоват. учреждений. Они накопили большие биб-но-инф-е ресурсы, которые интересны потреб-ям, и имеют довольно большой арсенал приемов и методов пропаганды и информир-ия. Биб-ки играют двойную роль: - создают и предоставляют инф. продукты и услуги; - ведут просветительскую деят-ть, информир-е и консультир-е потреб-ей. Инф-е потребности можно разде лить на документальные, б/граф-е, фактограф-е. Документальные инф-е потреб-и – это потреб-ти в док-ах. Б/граф.потребности – это потреб-ти в сведениях о док-х. Фактографические – это потреб-ти в св-ях фактического характера. Все эти инф-ые потреб-ти неразрывно связаны между собой, что обуславливает взаимосвязь и взаимодействие источников инф-и при удовлетворении инф-ых потреб-ей по соц. наукам. Источниками документальной инф-и явл.яются док-ы различных типов, видов, на разных носителях. Источники б/граф.инф-и – биб.каталоги, б/граф.указатели, б/граф. базы данных.

В.3. Коммуникационные каналы. Общ-во всегда располагало теми или иными ср-ми распр-ия инф-и. Передача инф-и, само собой, осущ-ся при помощи инф., или же коммуникационных каналов. Ком-ые каналы – это матер.-тех. средства, кот. обеспечивают связь или сообщение м/у коммутантом и реципиентом. Без существования ком-ых каналов общение было бы невозможным. Для передачи мыслей, чувств, каких- либо эмоций необходимы жесты, знаки, языки и тд. Процесс развития ком-ых каналов склады-вался годами и продолжается до сих пор. Развитие ср-тв комму-ции не стоит на месте, оно шагает в ногу с научно- тех. прогрессом. С появлением компьютеров и всемирной сети – Ин-т, стало доступным быстрое и глобальное сообщение инф-и. Вместе с тем, появление и изучение новых ком. каналов нисколько не вытес-няет старых (уже изученных), а наоборот заставляет глубже рассматривать и анализировать их. От правиль-ности выбора ком. каналов зависит кач-во передаваемой инф-и, а значит и эфф-ть работы на любом уровне. Специфика делового общения в его наиболее отчетливой форме проявл. в письм. тексте, док-те. Отправитель должен выбрать канал, совместимый с типом символов, использ-ых для кодирования. К некоторым общеиз-вестным каналам относятся передача речи и письм. мат-ов, а также элект. ср-ва связи, включая элек. почту, видеоленты и видеоконференции. Выбор ср-ва сообщения не должен ограничиваться единств. каналом. Часто желательно использовать 2 или большее число средств комм-ций в сочетании. Когда взаим-ют друг с другом ком-ые каналы, образу-ются др. смешанные каналы и ср-ва. Устная коммуникация. Она представляет собой словесное взаим-ие сторон. Такая коммуникация осущ-ся с пом. знаковых систем, символов, гл. среди которых явл. язык. Под устной коммуникацией понимается разговорное общение. Документальная коммуникация. Временные рамки появления документальной комм-ции трудно установить, но письмо в Египте и Месопотамии появилось в 4-3 тысячелетии до н.э. Она всегда была неотъемлема от устной ком-ции. Слово «документ» в переводе с лат. языка означает «поучительный пример», «способ доказательства». В сегодняшнем, обычном употреблении слово документ- деловая бумага, подтверждающая какой- либо факт или право на что- нибудь, а также письм. свидетельство о чем- нибудь. Электронная коммуникация. Электронная техника позволяет значительно облегчить документальное упр-ие предприятием. Персональные ЭВМ (компьютеры, ПК) соверш-ют и сам процесс создания док-ов и орг-ю документооборота предприятия. Клавиатура ПК может служить для набора текстовой инф-ии и ее размножения с помощью принтера. Записанная на диске инф-ия может храниться в очень компактной форме, она становится файлом и может быть воспроизведена на экране дисплея или перепечатана. Наиболее универс. ср-во общения это электр. почта. Она позволяет пересылать сообщения практич. с любой машины на любую. Элект. почта оказалась во многом удобнее обычной, «бумажной», сообщение в больш-ве случаев доставляется гораздо быстрее, чем обычной; - стоит дешевле. Глобальная комп.сеть «Интернет» охватывает весь мир. Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных инф-ых сетей, принадлежащих различным орг-ям во всем мире. Если ранее сеть использ. исключительно в кач-ве среды передачи файлов и сообщений эл. почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам. Около 5 л. назад были созданы оболочки, поддерживающие ф-ии сетевого поиска и доступа к распред. инф. ресур-сам, электр. архивам. И как вывод: формы в которых осуществляются ком-ции, зависят от того, что известно о получателе инф-ии. Эфф-сть ком-ии также зависит и от возможностей сохранения инф-ии на всех этапах осущ-ия процесса ком-ции и отсутствие ее искажения во всех звеньях коммуникац. системы. Древо коммуникационных каналов. Хомо сапиенс получил в наследство от своих предков два канала устной комм-ии – неверб. и верб., к кот. вскоре присоединились искусств. иконический и символьный каналы. В каменном веке, возникли 4 исходных канала. В недрах этих каналов в виде первобытного иск-ва образовались худож. каналы, кот. невозможно обособить: музыка и танец слиты с невербальным каналом; поэзия и риторика - продукты вербального канала; живопись выросла из иконической графики, а скульптура - из амулетов и прочих вещественных символов. Канал письменной документации возник на базе иконического канала: в 15 веке появился канал книгопечатания; в 19 в. из книгопечатания вышел канал прессы; в 20 в. ср-ом масс. комм-ции стали комп. сети. Комм-ые каналы широко использ. в биб.деят-сти. Одни процессы обмена инф-ей специально орг-ся, др. возникают стихийно. Общение становится оптимальным, если оно строится на стремлении к взаимопониманию и эфф-му обмену инф-ей. Биб. деят-ть основана на документном канале комм-ной деят-ти. В наст. время все больше используется электр. комму-ия и Ин-ет для достижения целей биб. деят-ти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: