Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей

11. Теории экономического роста.
Под экономическим ростом понимают увеличение объема национального производства.
Показателем экономического роста является рост ВНП либо рост ВВП в абсолютном измерении или на душу населения.

В отличие от классической школы, кейнсианская теория полагает, чтогосударство должно активно регулировать развитие экономики. Кейнсианскийрецепт сводится в этом случае к тому, что государство с помощью своейэкономической политики просто-напросто должно переместить уровень равновесиятаким образом, чтобы он совпал с уровнем полной занятости. Это может бытьсделано с помощью повышения (стимулирования) совокупного спроса в обществе.Теорию Кейнса продолжили Р. Харрод (Великобритания) и Е. Домар (США). Характерные черты кейнсианского подхода к анализу проблем экономического роста: спрос не равен автоматически предложению, сбережения — инвестициям; важнейшую роль в экономическом росте играет формирование спроса, прежде всего спроса на капиталовложения; основные технологические коэффициенты (например, отношения: капитал — продукт, труд — капитал) не меняются вследствие негибкости цен и определяются нейтральным характером технического прогресса (т. е. таким техническим прогрессом, который не влияет на соотношение эффективности производств. факторов). Согласно моделям экономического роста кейнсианцев, норма накопления — главный стратегический фактор и основной параметр регулирования долговременного роста экономики. Этот рост устойчив, если устойчивы доля сбережений в доходе и отношение капитал — продукт (это т. н. гарантированный темп роста). Однако устойчивость не достигается автоматически. Отклонения фактического темпа роста от гарантированного порождают циклические колебания; отклонения гарантированного от естественного темпа роста (т. е. соответствующего темпу роста населения) вызывают длительные отрицательные тенденции в форме экономической стагнации или инфляции. Поддержание устойчивого роста экономики требует государственного вмешательства по линии регулирования накопления и потребления с помощью мер налоговой и бюджетной политики.Проблемами экономического роста занимались экономисты неоклассического направления, к представителям которого относятся Дж. Хикс, Дж. Э. Мид (Великобритания), Р. Солоу, М. Браун (США) и др. Они исходили из того, что спрос автоматически равен предложению; в процессе экономического роста главную роль играет предложение экономических ресурсов и эффективность их использования; основные технологические коэффициенты изменяются в зависимости от цен производственных факторов и характера технического прогресса. Важнейшей предпосылкой неоклассической Э. р. т. являлась идея о наличии свободной конкуренции и установлении цен производственных факторов на уровне их предельных продуктов, что обеспечивает якобы устойчивость экономического равновесия. На базе этих предпосылок экономисты неоклассического направления предложили свой вариант модели экономического роста. Этой моделью стала производственная функция Кобба — Дугласа. На основе этой и более сложных производственных функций была выведена система показателей, характеризующих зависимости между затратами и выпуском продукции (коэффициенты эластичности выпуска по ресурсам), между самими затратами (предельная норма замещения и эластичность замещения ресурсов); была дана система количественных характеристик для экономического воздействия технического прогресса: нейтрального и ненейтрального технического прогресса (т. е. влияющего на соотношение эффективности производств. факторов), материализованного (т. е. воплощённого в средства производства) и нематериализованного (т. е. не воплощённого в средства производства). Неоклассическая Э. р. т. призвана доказать, что экономика капитализма внутренне устойчива и обладает необходимыми механизмами для автоматического восстановления нарушенного равновесия. Государственное вмешательство в экономику, по их мнению, должно быть сведено к минимуму и ограничиваться преимущественно сферой кредитно-денежной политики. В неоклассической теории одним из краеугольных является положение о том, что рыночная экономика защищена от спада, что существует определенный механизм саморегулирования, приводящий объем выпуска продукции к уровню,соответствующему полной занятости. Если под воздействием каких-то внешних факторов (война, неурожай и т. п.) произойдет спад производства, это, по мнению представителей данной школы не будет длиться долго. Почему?Потому что заработная плата, процентная ставка (и вообще все цены) являютсягибкими и они вернут экономику в равновесное состояние, когда рабочая силабудет полностью нанята, а все, что произведено,— продано. Поэтому вмешательство государства, по мнению экономистов-классиков, в регулирование объемов производства необязательно и нежелательно. Регулирование же совокупного спроса, по их мнению, достаточно стабильного, следует осуществлять в случае необходимости за счет контроля над предложением денег, то есть с помощью монетарной политики.

В современной неоклассической(монетаристской) теории главной посылкой является прямая связь между денежной массой и национальным доходом. Монетаристы выдвинули лозунг - "Деньги имеют значение". Этот лозунг лежит в основе теории, вплоть до сегодняшних дней. Деньги являются главным центральным элементом в экономике. особенность монетарного подхода:

  1. Стабильность и важность функции денег, их спроса и предложения.
  2. Независимость фактора спроса и предложения денег.
  3. Форма функции спроса и предложения денег и сопутствующие функции;

И кейнсианская, и неоклассическая Э. р. т. испытывают в современный период состояние глубокого кризиса, обусловленного их несоответствием реальной действительности в условиях резкого обострения противоречий капитализма.

Основные различия между кейнсианством и монетаризмом сводятся к следующим: Кейнсианцы утверждают, что частной экономике присущи макроэкономическая нестабильность, отсутствие механизма автоматического саморегулирования, и поэтому необходимо активное государственное вмешательство в экономику.Монетаристы, наоборот, утверждают, что именно частной экономике присущи макроэкономическая стабильность, механизм автоматического саморегулирования, а государственное вмешательство подрывает этот механизм. Стабилизационнаяполитика государства способствует нестабильности экономической системы и усиливает циклические колебания.У кейнсианцев денежное предложение второстепенный фактор, отсюда особый упор делается на фискальную политику и основное внимание уделяется ставке процента, а у монетаристов денежное предложение - единственный и универсальный фактор, определяющий уровни производства, занятости и цен,отсюда особый упор делается на кредитно-денежную политику и отрицание эффективности фискальной политики.

Ни одну из концепций нельзя считать универсальной, ни одну из них

нельзя брать в “чистом” виде, поскольку каждая упрощает реальные процессы,

подчеркивает лишь отдельные стороны действительности.

12. Эластичность спроса: понятие, показатели, факторы ценовой эластичности спроса. Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой. Выделяют различные виды эластичности спроса. Эластичность спроса по цене. Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

Варианты ценовой эластичности спроса.

1. Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, при сокращении цены на 10% объем спроса увеличивается на 15%.

2. При единичной эластичности спроса цена и величина спроса изменяются одинаковыми темпами, то есть процентное изменение цены и процентное изменение величины спроса совпадают.

3. Если спрос неэластичен, изменение цены товара на 1% меняет величину спроса менее чем на 1%.

4. При абсолютно эластичном спросе любое повышение цены приведет к падению величины спроса практически до нуля, а сколь угодно малое понижение цены может увеличить спрос на него до бесконечности.

5. Если спрос абсолютно неэластичен, то, как бы продавец не менял цену на товар, объем спроса будет оставаться постоянным.

На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы:

1. Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2. Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, т.к. покупателям нужно время, чтобы найти товары-заменители.

3. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

4. Значимость товара. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным — на все другие группы товаров.

Перекрестная эластичность. Перекрестная эластичность показывает, насколько изменится спрос на товар X при изменении цены на товар Y. Если с повышением цены на товар Y растет спрос на товар X, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Если повышение цен на товар Y ведет к уменьшению спроса на товар X, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами.

Эластичность спроса относительно дохода. В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода, который показывает, насколько изменится спрос на товар под влиянием изменения дохода потребителя. Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель эластичности спроса по доходу может иметь различные положительные и отрицательные значения. Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна. В этом случае речь идет о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода, то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования. Но возможна и противоположная ситуация, когда показатель эластичности спроса по доходу отрицателен. В этом случае увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).

13. Эластичность предложения: понятие, показатель. Факторы ценовой эластичности предложения. Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.

Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены.

Варианты эластичности предложения.

  1. Если предложение эластично, то изменение величины предложения превышает вызвавшее его изменение уровня цены.
  2. Если предложение неэластично, цена изменяется больше, чем величина предложения.
  3. При единичной эластичности предложения уровень цены и величина предложения изменяются одинаково.

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения — абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.

К факторам, воздействующим на ценовую эластичность предложения, относятся:

  • величина издержек и возможности хранения продукции. Если имеются возможности хранения продукции до лучшего положения на рынке, то предложение эластично, и наоборот;
  • гибкость производственных систем. Если продавец может быстро отреагировать увеличением количества товаров на относительно небольшое изменение цены, то предложение эластично;
  • стоимость и доступность ресурсов. Если дополнительные издержки производства высоки, то предложение имеет тенденцию быть неэластичным относительно цены, и наоборот, если дополнительные единицы товаров могут быть произведены при тех же издержках, то предложение эластично;
  • важнейшее значение для эластичности предложения имеет, однако, фактор времени, т.е. период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Различают три временных интервала:
    1. кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично;
    2. краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования. Степень эластичности предложения невелика — за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства;
    3. долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: