Вопрос. Виды рынков

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы народного хозяйства.

Экономическая структура рынка определяется:

· функционирующими в экономике формами собственности;

· структурой товаропроизводителей, которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;

· особенностями сферы товарного обращения;

· уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;

· видами торговли.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

· рынки предметов потребления и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы.

Формирование таких рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли.

2. Рынки могут формироваться и по товарным группам:

· рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления; рынки продовольственных товаров; рынки сырья и материалов и т. д.

Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения общественных потребностей страны в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса населения, создание фирменных магазинов.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

· внутрирегиональные; межрегиональные; республиканские; межреспубликанские; международные (мировые).

Формирование таких рынков особенно актуально в условиях приобретения республиками государственного суверенитета, заключения межреспубликанских договоров.

По степени ограничения конкуренции различают монопольный, олигопольный, межотраслевые рынки.

По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

· рынки оптовой торговли. рынки розничной торговли. рынки государственных закупок сельхозпродукции.

Оптовая торговля существует в двух видах. Первый – это установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Обычно такого рода связи устанавливаются в рамках устойчивой кооперации труда.

Второй вид оптовой торговли – установление связей через оптовые базы, коммерческие центры, биржи, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями. Переход к оптовой торговле возможен при создании развитой инфраструктуры рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: