Вопрос. Монополии: сущность, виды, методы господства

Монополия — крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

Виды: с учетом степени охвата экономики: в масштабе определенной отрасли – абсолютная (полная) монополия (единственный). Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров. В зависимости от характера и причин возникновения: естественная монополия - редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства, отрасли инфраструктуры, имеющие очень важное значение для общества. Легальные монополии образуются на законном основании: патентная система (свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением, а также дающий право на занятие промыслом, торговлей); авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода; торговые знаки. Искусственные монополии - объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: картель, синдикат, трест и концерн. Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. Трест — монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн — союз формально независимых предприятий, в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба. Господство монополий на рынке приводит к тому, что они сами устанавливают рыночную цену. Своеобразно используются законы, выражающие зависимость цены от предложения и спроса. Так, монополии, продающие товары в массовом порядке, в своих интересах используют закон рыночной цены по массовому предложению. Они намеренно уменьшают продажу своих товаров, чтобы создать искусственный дефицит продуктов. Нехватка рыночных благ ведет к росту цены по предложению. Монопсония использует закон рыночной цены по массовому спросу. Заранее скупая сырье по низким ценам, и создавая его большие запасы, монопсония в период сбора нового урожая устанавливает низкую цену спроса на закупаемую продукцию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Борьба с конкурентами: Хозяйственный бойкот — частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами. Демпинг — преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента. Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам. Маневрирование ценами: повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами. Разорение конкурентов их «поглощения» и «присоединения» к монополии. Антимонопольная политика: предотвращается абсолютная монополизация рынка, запрещается слияние конкурирующих компаний, запрещается установление монопольных

цен, сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: