Сущность, методы и роль конкурентной борьбы в современной экономике

Под конкуренцией, с одной стороны, понимается экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности; борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение наивысшей прибыли. С другой стороны, конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений народного хозяйства в виде государственных и частных предприятий и организаций. Конкуренция как социально-экономический воспроизводственный процесс может быть представлена как совокупность определенных действий субъектов хозяйствования.

· формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;

· организация производства, включающая снабжение его сырьевыми материалами и полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными предприятиями и организациями на возмездной основе;

· создание конкурентоспособной продукции;

· сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;

· создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для дальнейшего расширения производства.

«Жизненный цикл» конкуренции: фаза внедрения, фаза роста, фаза зрелости, фаза старения.

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: ценовые - Это борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений НТП, научной организации труда, повышения его производительности.; неценовые - Улучшение качества продукции, Использование рекламы Условия, связанные с продажей товара(ремонт изделия, проводить бесплатные консультации по использованию своего товара); недобросовестные: 1. дезинформация со стороны производителя потребителей - покупателей и хозяйственных субъектов о товаре и услугах. Она проявляется в неправильных сведениях о потребительских свойствах товара: класс, сорт, качество изготовления. 2. использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара без разрешения хозяйственного субъекта, на имя которого они зарегистрированы. Как правило, используются товарные бланки, маркировка тех фирм, продукция которых пользуется большим спросом. 3. распространение ложных сообщений о товарах своих конкурентов. Такая информации, конечно, наносит ущерб деловой репутации конкурентов и негативно отражается на результатах их коммерческой деятельности. 4. попытки некоторых фирм влиять на поставщиков ресурсов и банки для того, чтобы они отказывали конкурентам в поставке сырья, материалов, а также в предоставлении кредитов. 5. переманивание ведущих специалистов конкурентов подкупом, установлением более высоких окладов и различных льгот.

Роль конкуренции в рын эк: 1.обеспечивает гибкое приспособление к потребностям на рынке 2.контролирует результаты деятельности производителей 3.явл двигателем эк прогресса4. Обеспечивает экономическую свободу, воспитывает предприимчивость5. Способствует рациональному размещению ресурсов производства5. Создает механизмы регулирования эконом по средствам цен6. Учет потребностей рынка со стороны потребителей и производителей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: