Полномочия, виды полномочий. Делегирование полномочий

Понятие полномочий.

Распределение задач в организации.

Линейные полномочия. Штабные полномочия: рекомендательные полномочия, полномочия обязательного согласования, параллельные полномочия, функциональные полномочия.

Делегирование полномочий.

Условия эффективного делегирования.

Ответственность.

►Понятие полномочий. Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение задач. Полномочия закрепляются за должностью. Если человек теряет должность, то он теряет право отдавать распоряжения своим бывшим подчиненным. Полномочия обычно передаются от высших к низовым уровням организации. Если преследуется цель построения четкой и эффективной организации работы предприятия, полномочия должны предоставляться только в объеме, не большем и не меньшем которого они необходимы для ведения участка к выполнению им его функций и достижения установленных в. рамках всей организации целей.

►Распределение задач в организации. Полномочия в системе управления распределены не всегда равномерно и обычно, по тем или иным причинам, сосредоточены неравномерно на верхних и нижних уровнях управления. Тогда в первом случае имеет место централизация (это концентрация задач управления преимущественно на верхних уровнях управления.) управления полномочий, а во втором - наоборот, децентрализация(разделение задач управления по определенным признакам и передача их решения на нижние уровни.). Для сфер распределения функций необходимо учитывать: • функциональную область, в пределах которой решается задача (снабжение, производство, маркетинг); • процедуру действия; • объект управления; • стадию решения проблемы (подготовка, реализация, контроль); • характер задач (повторяющиеся, инновационные и др.); • время, качество решения, количество используемых ресурсов и др. Собственно, сама процедура разделения полномочий может быть, в свою очередь, представлена различными механизмами распределения задач управления, к которым относят: • функциональное, когда разделение задач проводится в соответствии с полномочиями, предоставляемыми подсистемам в функциональных сферах; • дивизиональное - разделение задач идет по сферам бизнеса, прежде всего по продуктовым группам или группам потребителей; • региональное - разделение по регионам и прежде всего по рыночным сегментам и областям продвижения продукции; • фазовое - разделение по фазам выполнения задач; • комбинации различных видов разделения задач.

►Линейные полномочия. Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Именно линейные полномочия представляют руководителю узаконенную власть и право принимать определенные решения без согласования с другими руководителями. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Линейные полномочия обеспечивают право непосредственного единоличного командования, отдачи приказов и распоряжений, принятия решений по всем вопросам, возникающим в функциональной области данной подсистемы. Соответственно руководитель, наделенный линейными полномочиями, - линейный руководитель.

►Штабные полномочия: рекомендательные полномочия, полномочия обязательного согласования, параллельные полномочия, функциональные полномочия. Штабные полномочия - это полномочия, основанные на выполнении определенной функции. Штабной аппарат может быть: • Консультативным (консультирование линейного руководителя); • Обслуживающий аппарат (маркетинг, кадровые службы, снабжение и сбыт и т.д.). • Личный аппарат линейного руководителя (секретарь, личный помощник). Виды штабных полномочий: Рекомендательные полномочия (являются наиболее ограниченными и сводятся к консультированию линейного руководства.), Полномочия обязательного согласования (предполагают необходимость обязательного согласования с соответствующими подразделениями административного аппарата и его специалистами тех проблем, которые требуют группового согласования либо точной экспертной оценки (в основном это проекты, готовящиеся к принятию решений для их лучшей обоснованности, сложные технические и инвестиционные решения и др.), Параллельные полномочия (обеспечивают дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководителя.), Функциональные полномочия (находятся в компетенции конкретной специально выделенной функциональной подсистемы.). Комбинированные полномочия - предполагают комбинацию вышерассмотренных вариантов.

►Условия эффективного делегирования. Делегирование - это установление отношений между уровнями полномочий (только вертикале). С помощью делегирования происходит передача задач и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за выполнение. Делегируя полномочия, руководитель предварительно определяет, для чего, кому, каким образом их передавать, какие выгоды для него, самих подчиненных и организации в целом при этом могут быть получены и какие препятствия возникнуть. Но общий подход состоит в том, что делегировать нужно всегда, когда для этого есть возможность, максимальному количеству сотрудников, находящихся на самых низких этажах управленческой структуры, там где на практике реализуются принимаемые решения. Процесс делегирования начинается с классификации стоящих перед организацией или подразделением проблем, составления перечня полномочий, которые могут быть реально делегированы, выгод и риска, связанных с этим, характера и способностей и моральных качеств подчиненных. С точки зрения необходимости контроля делегируемые проблемы можно разделить на требующие текущего контроля за их результатами; требующие обычного контроля или самоконтроля с периодическим информированием руководителя; требующие специального контроля в отношении отдельных моментов (полномочия делегируются выборочно); требующие полного контроля и не допускающие отклонений от предписываемых действий (не делегируются). Процесс делегирования полномочий тщательно планируется, исходя из целей организации обычно отдельно по каждой задаче. При делегировании необходимо избегать крайностей: излишнего контроля и бесконтрольности, ограничения числа участников этого процесса и придумывания искусственных заданий.

►Ответственность. Ответственность - обязательство выполнять имеющиеся задачи и обеспечивать их удовлетворительное завершение. Особенностью ответственности является то, что она делегируется лишь на время выполнения работы, но под контролем того лица, за которым закреплена ответственность. При этом следует различать ответственность руководителя и исполнителя: • ответственность исполнителя характеризует обязательство работника выполнять данные ему задачи и отвечать за результаты своего труда; • ответственность руководителя - обязательство отвечать за решение задач управления в соответствии с глобальными целями организации и эффективностью управленческого труда. Ответственность в отличие от полномочий не делегируется, но, тем не менее, ответственность за деятельность подчиненных, соответствие решаемых задач целевым функциям организации и эффективность управления фирмой в целом возлагается на высшего по уровню иерархии управления менеджера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: