Мотивация деятельности в менеджменте

Общее понятие мотивации деятельности персонала.

Соотношение понятий «нужда», «потребность», «мотив», «мотивация», «стимулирование».

Мотивация как функция управления.

Система материального и нематериального стимулирования в организации.

Работа руководителя по созданию системы мотивации работников.

►Общее понятие мотивации деятельности персонала.

Мотивация в Мен-те - это комплексный подход к управлению персоналом, направленный на создание побудительных мотивов, целью которых является продуктивное выполнение сотрудником своих обязанностей. В структуру мотивации труда входят: • потребность, которую хочет удовлетворить работник; • благо, способное удовлетворить эту потребность; • трудовое действие, необходимое для получения блага; • цена - расходы материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.

►Соотношение понятий «нужда», «потребность», «мотив», «мотивация», «стимулирование». Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны: тут и основные ф изиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу и экономическому уровню развития данного общества. Иерархия потребностей Маслоу: физиологические потребности (голод, жажда), потребности самосохранения (безопасность, защищенность), социальные потребности (любовь, чувство духовной близости), потребности в уважении (самоуважение, признание, статус), потребности в самоутверждении (саморазвитие, самореализация). Мотив (лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Мотива́ция (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства, с помощью благ (стимулов, побуждающих работника к определенному поведению).

►Мотивация как функция управления. Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа действия под влиянием внутренних причин, побуждающих человека действовать (мотивов), и внешних причин, побуждающих человека действовать (стимулов). Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку выступает непосредственной причиной их поведения. Функция мотивации - одна из основных функций управления - заключается в побуждении персонала к эффективной, добросовестной деятельности для достижения целей организации, т. е. в определении потребностей персонала, разработке систем вознаграждения за выполняемую работу, использовании различных форм оплаты труда, применении стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности. Функция мотивации призвана обеспечить высококачественное и добросовестное выполнение членами организации своих обязанностей.

►Система материального и нематериального стимулирования в организации. Система материального стимулирования. Деньги являются наиболее очевидным и наиболее часто используемым стимулом. Деньги являются достаточно сильным мотиватором только в том случае, если работник считает оплату своего труда справедливой и видит связь между результатами своей работы и оплатой труда. Влияние системы материального стимулирования, действующей в организации, на мотивацию и рабочее поведение персонала в значительной степени опосредовано тем, насколько справедливой она воспринимается работниками, насколько непосредственно, по их мнению, оплата труда связанна с рабочими результатами. Система материального стимулирования, кроме зарплаты и премий (бонусов), может включать в себя пенсионные накопления, участие в прибылях, оплату обучения (работника или его детей), беспроцентные займы на покупку дома или машины, оплату питания или проезда работников, оплату отдыха работника и т.п. Нематериальное стимулировани е: - моральное стимулирование (стимулирование труда, регулирующего поведение работника на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания работника и способствующее повышению его престижа. Методами являются: вручение наград, грамот, вымпелов, размещение фотографий на досках почета, публичные поощрения); - стимулирование свободным временем (стимулирование, призванное регулировать поведение работника на основе изменения времени его занятости. Различают стимулирование: - общее - для всех работников; - эталонное - для работников, которые достигли определенных результатов; - соревновательное - для лучших работников); и - организационное стимулирование (стимулирование труда, регулирующее поведение работника на основе изменения чувства его удовлетворенности работой в организации. Оно предполагает наличие творческих элементов в труде, возможность участия в управлении, продвижения по службе, творческие командировки)

►Работа руководителя по созданию системы мотивации работников. Разработка системы мотивации персонала. Существует ряд требований, на которые следует ориентироваться при создании системы мотивации: Объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда. Предсказуемость: работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда. Адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего коллектива, его опыту и уровню квалификации. Своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результата как можно быстрее (если не в форме прямого вознаграждения, то хотя бы в виде учета для последующего вознаграждения). Повышение мотивации сотрудников является одной из самых сложных задач менеджмента компании. Поэтому внедрение системы мотивации персонала организации – это сложный и длительный проект, требующий существенных временных и финансовых вложений. Результатом внедрения системы мотивации персонала, поддерживающей достижение целей бизнеса, является существенный рост финансовых показателей компании (выручка, прибыль), выход на новый уровень клиентов, а также качественное изменение персонала организации. Основные этапы внедрения системы мотивации персонала в организации: 1. прояснение целей бизнеса, 2. формирование рабочей группы, 3. формирование плана разработки и внедрения системы мотивации, 4. презентация плана топ-менеджерам, его утверждение, 5. создание системы фиксированного вознаграждения (тарифная сетка, система грейдов и пр.), 6. создание системы премирования, 7. создание некомпенсационной системы мотивации, 8. подготовка регламентирующих документов, 9. презентация системы руководителям и сотрудникам, 10. внедрение системы в тестовом режиме, внесение необходимых корректировок, 11. внедрение системы мотивации в компании, 12. мониторинг результатов, внесение изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: