Роль Международной организации труда в развитии социального партнерства

История предпосылки создания Международной организации труда (МОТ). Основные направления деятельности МОТ. Конвенции МОТ. Процедура ратифицикации конвенции МОТ.

►История предпосылки создания Международной организации труда (МОТ). Основные направления деятельности МОТ. Международная организация труда (МОТ) -- это международное специализированное учреждение по регулированию социально-трудовых отношений, защиты прав человека и обеспечения социального мира. Она была создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций. В 1946 г. МОТ стала учреждением «Организации Объединенных Наций» (ООН) и по настоящее время является авторитетным международным органом, главная цель которого -- содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита их прав. МОТ -- одна из старейших и наиболее представительных международных организаций, призванных всемерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению воз-никающих социальных проблем эволюционным мирным путем. Особенность деятельности МОТ состоит в том, что ее решения и рекомендации принимаются на основе трипартизма, то есть путем согласования вопросов между тремя сторонами-партнерами: правительствами, организациями-представителями трудящихся и организациями-представителями предпринимателей; взаимного учета их интересов и нахождения общих решений, которые отвечают требованиями этих трех сторон. ►Конвенции МОТ. 1. Конвенция о принудительном или обязательном труде (1930 год), 2.Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 год). 3.Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 год). 4. Конвенция о равном вознаграждении (1951 год). 5.Конвенция об упразднении принудительного труда (1957 год). 6.Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1958 год). 7.Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу (1973 год). 8.Конвенция об устранении нетерпимых форм детского труда (1999 год). ►Процедура ратифицикации конвенции МОТ. Ратификация - утверждение верховным органом государственной власти данной страны международного договора, заключенного ее уполномоченным. Р. подлежат обычно лишь наиболее важные договоры. Процедура принятия конвенций Международной организации труда проходит в два этапа: разработка и утверждение документа в МОТ; принятие конвенции страной — членом МОТ. После того как разработан проект конвенции, соответствующие органы определяют свою позицию по поводу возможности и полезности ратификации новой конвенции, т.к. у стран — членов МОТ нет обязательства ратифицировать ту или иную конвенцию МОТ (если таковая не является основополагающий). Ратификация конвенций проводится каждой страной в соответствии с процедурными правилами, установленными для этого их собственным законодательством. В них определяется орган, уполномоченный провести процедуру ратификации, а также предварительные стадии, которые должно пройти решение о ратификации. Вслед за завершением процедуры ратификации на национальном уровне ратификационная грамота или копия законодательного акта направляются Генеральному директору Международного бюро труда (МБТ), который регистрирует ратификацию, после чего конвенция приобретает обязательную силу на территории страны. Вступление в силу конвенции для ратифицировавшей ее страны наступает через 12 месяцев после даты регистрации ратификации. Так, ратифицированная Россией 27 августа 1990 г. Конвенция 1985 г. о статистике труда (N 160) вступила для нее в силу 27 августа 1991 г. Ратификация, не прошедшая соответствующей регистрации, не будет считаться действительной для МОТ и ее членов.

Согласно п.5 d) ст.19 Устава МОТ факт ратификации конвенции означает, что страна-член обязана принять все необходимые меры для эффективного применения положений данной конвенции и представить доклад о принятых мерах по применению данного международно-правового акта (ст.22 Устава МОТ). Денонсация ратифицированной конвенции может быть произведена по истечении десяти лет периода с момента вступления конвенции в силу. Срок возможной денонсации — в течение года. Процедура повторяется каждые десять лет. Акт о денонсации направляется Генеральному директору МБТ для регистрации. Денонсация вступает в силу через год после ее регистрации.

88. Коллективные методы разработки и принятия социальных управленческих решений.

«Кружки качества». Метод комиссий. Круговой метод. Кольцевая система – «кингисе». Метод поименного выдвижения предложений. Метод «6-3-5». Метод «Метаплан». Метод суда (метод «за – против»). Метод «Утопических игр». Метод номинальной групповой техники. Метод «Дельфи».

►«Кружки качества». Кружки качества являются методом обучения и поощрения персонала, интересы которого, в свою очередь, учитываются в процессе деятельности организации. Используя простые статистические инструменты, люди работают в группах, обсуждая, анализируя и решая различные проблемы, нацеленные чаще всего на стоимость, безопасность и продуктивность. Также их работой является подготовка предложений по усовершенствованию продукции или услуг компании. ►Метод комиссий. - самый простой и традиционный. Он предполагает проведение совещания или дискуссии с целью выработки единого коллективного мнения по решаемой проблеме. ►Круговой метод. Круговая система проведения заседания: - выделяются подгруппы по три-четыре человека; - каждый записывает две-три идеи на карточке; - происходит обмен карточками; - каждый дополняет и развивает идеи других; - после трех-четырехкратного обмена каждая подгруппа составляет свой сводный перечень идей; - все отчитываются о работе в подгруппах. ►Метод поименного выдвижения предложений. Методы этого типа известны также под названием коллективной генерации идей, мозгового штурма, дискуссионных методов. Все эти методы основаны на свободном выдвижении идей, направленных на решение проблемы. Затем из этих идей отбираются наиболее ценные. ►Метод суда (метод «за – против»). В роли "подсудимых" выступают выбираемые варианты решения; в роли "судей" - лица, принимающие решение; в роли "прокуроров" и "защитников" - члены экспертной группы. Роль "свидетелей" выполняют различные условия выбора и доводы экспертов. При ведении такого "судебного процесса" отклоняются или принимаются те или иные решения. ►Кольцевая система – «кингисе». кольцевая система принятия решений – "кингисё", суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. ►Метод 6-3-5 Шесть человек за пять минут должны написать три идеи на листочке. Затем передать следующему. В конце появляются до 6х3х6=108! Решений задачи. Оценка происходит также коллегиально, как и на мозговом штурме. В реалии количество решений меньше, так как у многих участников идеи могут быть сходные. При этом Участник подчёркивает идею коллеги (ставит галочку или ёщё как-нибудь). Идеи набравшие больше всего галочек оцениваются отдельно.Это либо тривиальные либо гениальные идеи. ►Метод «Метаплан». Техника матаплана объединяет в себе элементы дискуссии и демократического принятия группового решения. Ведущий предлагает участникам кратко или метафорически в назывном порядке написать на специальных карточках тематику вопросов или ситуаций, в обсуждении которых они видят для себя смысл ил пользу. после этого карточки размещаются участниками на экране отображения. Так создается проблемное поле. Все члены группы, принимающие участие в работе, знакомятся с элементами проблемного поля и содержанием представленной на нем тематики. Для этого им предоставляется слово для краткого комментария своих предложений. Далее ведущий организует процедуру голосования. Путем несложного подсчета голосов определяется рейтинг каждой из них. ►Метод «утопических игр» Данный метод предназначен для активизации творческого мышления и может быть использован при мозговой атаке для проведения разминки. Группа из 15-20 человек разбивается на три-четыре подгруппы. Консультант помогает определить интересующую всех проблем и предлагает шутливой форме пофантазировать о том, как ее можно решить. Затем проводится общее обсуждение полученных идей в форме дискуссии между микрогруппами. Идеи разбиваются на два класса: «утопии» и «антиутопии» - то есть образы желательного и нежелательного будущего. ►Метод номинальной групповой техники. Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта. Представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики) и после этого каждый в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. ►Метод «Дельфи». Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: