Формы таможенного контроля

Таможенным кодексом установлен исчерпывающий перечень форм таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ): 1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос; 3) получение пояснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств; 6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств; 7) личный досмотр; 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; 10) таможенная ревизия. 1. Проверка документов и сведений, представляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, осуществляется в целях установления подлинности документов и достоверности содержащейся в них информации, а также полноты и правильности оформления документов. Проверка достоверности сведений, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, с использованием технических средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации. При осуществлении проверки устанавливается наличие всех необходимых реквизитов документа, проверяется правильность произведенных арифметических подсчетов, верность отражения операций. При проверке документов, используемых в таможенных целях, могут применяться встречные проверки и взаимный контроль документов. Проверяемые документы можно разделить на три группы: 1) таможенные документы - документы, которые составляются исключительно для таможенных целей - таможенная декларация, документы доставки товаров и другие; 2) коммерческие документы - документы, которые подтверждают совершение внешнеторговой сделки - контракт, счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы, спецификации и другие; 3) транспортные документы - документы, которые подтверждают право на перевозку товаров - договор перевозки, транспортная накладная, коносамент и другие; 4) иные документы, необходимые для целей таможенного контроля - учредительные документы, различные сертификаты и т.д. В основу организации проведения таможенного контроля положена таможенная декларация. Вся процедура таможенного контроля условно может быть разделена на пять этапов. На первом этапе осуществляется формально-логический контроль сведений, заявленных в таможенной декларации. Для этого в таможне используется соответствующие компьютерные программы либо визуальная проверка правильности заполнения всех граф декларации и устанавливается наличие документов, необходимых для таможенного контроля товаров в соответствии с заявленным режимом и наименованиями товаров. После проверки таможенной декларации ей присваивается номер (графа 7) или она возвращается декларанту для устранения ошибок технического характера. Одновременно проверяется правильность заполнения товаротранспортных документов и соответствие указанных в них сведений тем сведениям, что содержатся во внешнеторговом договоре (контракте) и других документах, представленных при декларировании товаров вместе с таможенной декларацией в соответствии с заявленным таможенным режимом и наименованиями товаров. После чего в правом верхнем углу транспортного документа (коносамента, железнодорожной, авиационной или автомобильной накладной) указывается номер таможенной декларации Кроме того, на первом этапе проверяются документы, касающиеся нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (лицензирования, сертификации, разрешений иных государственных органов), а также осуществляется контроль достоверности и полноты сведений, указанных в таможенной декларации для целей идентификации товара. На втором этапе предметом контроля становятся платежно-расчетные операции в иностранной валюте банковскими учреждениями, указанными в таможенной декларации, в ходе которого проверяется соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства. На третьем этапе проверяется правильность начисления таможенных платежей, правомерность предоставления тарифных преференций, осуществляется контроль поступления платежей на счета таможни. Четвертый этап - проверка правильности заполнения тех граф декларации, на основании которых формируется таможенная статистика. Наконец, на пятом этапе таможенного контроля уполномоченный работник таможни, принимает решение о проведении досмотра товаров. Если принято решение не проводить досмотр товаров руководитель соответствующего отдела таможни, либо другой уполномоченный работник, принявший такое решение, указывает на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой 5 "Без досмотра" и заверяет эту запись своей подписью и личной номерной печатью. По завершении таможенного контроля на грузовом документе проставляется штамп "Выпуск разрешен". Этот штамп, а также номер таможенной декларации в правом верхнем углу грузового документа заверяются личной номерной печатью руководителя отдела таможни либо уполномоченного работник. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных документах, представленных при декларировании товаров вместе с таможенной декларацией. Таможенный орган запрашивает такие документы в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Запрос дополнительных документов и их проверка не препятствуют выпуску товаров (ст. 149 ТК РФ), если иное прямо не предусмотрено Таможенным Кодексом. Осуществляя проверку документов с использованием метода взаимного контроля документов, должностные лица таможенного органа сопоставляют два или несколько первичных документов, связанных между собой в рамках одной финансово-хозяйственной внешнеторговой операции.. Встречная проверка документов применяется, если у юридических лиц, связанных между собой хозяйственными операциями, имеются различные экземпляры одного и того же документа либо разные документы, отражающие одну и ту же операцию. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны хранится лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и таможенных складов обязаны хранить документы в течение пяти календарных лет, после года, в котором совершались таможенные операции. 2. Устный опрос осуществляется в отношении физических лиц, а также представителей юридических лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Должностные лица таможенных органов опрашивают указанных лиц о наличии товаров, запрещенных к ввозу и (или) вывозу, о количестве перемещаемой валюты и другим вопросам, имеющим отношение к таможенным операциям и таможенным процедурам, осуществляемым участниками таможенных отношений, и их соответствия требованиям таможенного законодательства РФ. 2. Должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме (ст.368 ТК РФ). 3. Получение пояснений - получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц1) российского лица, которое заключило внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной указанным лицом; 2) российского лица, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки: от лица, имеющего право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;; иного лица, выступающего в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем,, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и располагающих такими сведениями. Пояснение оформляется в письменной форме. Форма пояснения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ст.369 ТК РФ). 4. Таможенное наблюдение, в соответствии со ст.370 ТК РФ - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций. 4. Обязательный признак данной формы контроля - гласность и целенаправленность его проведения за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Должностные лица таможенных органов осуществляют наблюдение непосредственно либо с использованием технических средств, с помощью которых фиксируются его результаты. 5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств, в соответствии со ст.371 ТК РФ, есть внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров. 5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться непосредственно после их пересечения таможенной границы РФ, после подачи транспортного (перевозочного) документа или после подачи таможенной декларации таможенному органу. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - это административное действие, которое выражается в визуальном осмотре и проверке товаров и транспортных средств с целью установления законности их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, соответствия контролируемых товаров данным, зафиксированным в таможенной декларации и (или) в разрешительных документах государственных органов, предотвращения фактов незаконного ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, а также определения некоторых характеристик товара или транспортного средства в зависимости от конкретных задач таможенного осмотра.. По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут потребоваться в дальнейшем. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о проведении таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица.. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в зоне таможенного контроля в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. При установлении таможенным осмотром недостоверного количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет их количество для таможенных целей 6. Таможенный досмотр - осмотр товаров и транспортных средств, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары (ст.372 ТК РФ). Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары.. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки. Таможенный досмотр - это административное действие, которое выражается в непосредственной проверке должностными лицами таможенного органа товаров и транспортных средств с целью установления законности их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, соответствия контролируемых товаров данным, зафиксированным в таможенной декларации и (или) в разрешительных документах государственных органов, предотвращения фактов незаконного ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, а также определения отдельных характеристик товара или транспортного средства в зависимости от конкретных задач досмотра. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств проводится путем: - вскрытия тары и упаковки товаров; - установления их наименования; - подсчета количества товаров и транспортных средств; - оценки качества товаров, технических и эксплуатационных особенностей транспортных средств; - проверки всех мест полостей конструктивных особенностей в товарах и транспортных средствах с целью обнаружения тайников, в которых могут быть скрыты товары. Различают следующие виды таможенного досмотра- идентификационный досмотр, то есть досмотр, проводимый с целью установления фактического соответствия товаров и транспортных средств их описанию и количеству, заявленному декларантом, определения страны происхождения и т.п.(внешняя идентификация товаров, досмотр с пересчетом количества грузовых мест без их вскрытия, с выборочным вскрытием, с вскрытием всех грузовых мест; досмотр с пересчетом количества предметов в грузовых местах (выборочно или всех); - - досмотр с замерами и определением характеристик товара с взятием проб и образцов или без них; - досмотр, имеющий целью выявление тайников, сокрытий, контрабанды. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, обязано уведомить об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей в следующих случаях: 1) неявки указанных лиц по истечении 15 дней со дня предъявления товаров и (или) транспортных средств таможенному органу (ст. 129 ТК РФ); 2) существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе, если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние

3) пересылки товаров в международных почтовых отправлениях; 4) оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии понятых. При установлении таможенным досмотром товаров и транспортных средств недостоверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей. На практике, как правило, в обязательном порядке досматриваются следующие виды товаров:1) подакцизные товары; 2) товары, подлежащие обложению таможенной пошлиной; 3) товары, подпадающие под действие нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование и т.д.); 4) товары, классификация которых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности вызывает сомнение (когда такое сомнение не может быть разрешено без их досмотра); 5) товары, в отношении которых у таможенного органа имеется оперативная информация. По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах, в котором в обязательном порядке указываются: должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении-причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств-результаты таможенного досмотра. - Форма указанного акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр акта должностное лицо таможенного органа обязано вручить лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, либо его представителю, если эти лица установлены. 7. Личный досмотр, как исключительная форма таможенного контроля, может быть проведен по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары (ст.373 ТК РФ), являющиеся объектами нарушения законодательства Российской Федерации. Личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля. Определение "исключительная форма" применено не случайно. Одним из основных прав человека и гражданина, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, международным актом по правам человека 1966 года и Конституцией России является право на личную неприкосновенность: "... В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина... Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ст. 55) Для принятия решения о проведении личного досмотра необходимо наличие достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации. Таковыми основаниями считаются: 1) сведения, содержащиеся:: - в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц; - в материалах, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов Российской Федерации; - в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций; - в материалах, поступивших от других таможенных органов Российской Федерации; - 2) непосредственное обнаружение должностным лицом таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары. Решение о проведении личного досмотра определенного физического лица должно быть обязательно оформлено письменно. Это делается путем наложения резолюции на таможенной декларации, поданной физическим лицом, либо на рапорте должностного лица таможенного органа, может оформляться отдельным актом. Форма, в которой выражается решение о проведении личного досмотра, избирается начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) в зависимости от конкретных условий (время суток, удаленность расположения места, в котором должен производиться личный досмотр, отсутствие связи и т.п.) в целях ускорения начала проведения личного досмотра. В решении должно быть указано конкретное должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. Необходимым условием проведения личного досмотра является участие понятых. В качестве понятых могут быть приглашены любые, не заинтересованные в результатах досмотра граждане Российской Федерации (служащие транспортных организаций, пассажиры и т.п.). Понятые приглашаются в количестве двух человек. При необходимости для проведения личного досмотра приглашаются специалисты, в том числе переводчик и медицинский работник. Обследование тела досматриваемого лица может осуществляться только медицинским работником.Если досматриваемое лицо не владеет русским языком, для участия в личном досмотре привлекается переводчик. Переводчик участвует в личном досмотре на всех его этапах (за исключением периода, во время обследования тела досматриваемого лица, а также в то время, когда лицо находится в нательном белье либо без одежды). Присутствие переводчика в этот период личного досмотра, возможно по требованию досматриваемого лица. В качестве переводчика может быть приглашен и сотрудник таможенного органа. Переводчику следует выполнять точно и полно порученный ему перевод. Личный досмотр несовершеннолетнего или недееспособного физического лица имеет свои юридические особенности: при их личном досмотре вправе присутствовать законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, их сопровождающие, одного пола с досматриваемым лицом. Досматриваемое лицо с момента объявления ему о проведении личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право: 1) ознакомиться со своими правами и обязанностями; 2) заявлять отводы; 3) давать пояснения, заявлять ходатайства; 4) знакомиться с протоколом личного досмотра по окончании его составления и делать замечания по его содержанию;; 5) пользоваться родным языком или другим языком, которым оно владеет, если он относится к числу наиболее распространенных, а также услугами переводчика; 6) по окончании проведения личного досмотра обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, если считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра. Непосредственно перед началом личного досмотра, должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу о его начале. Ознакомление физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом его надписью на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения указанного действия об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра Личный досмотр должен проводится в специально оборудованном для этих целей изолированном помещении таможенного органа Российской Федерации. Под должно оборудованным помещением понимается помещение, которое отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Помещение, в котором будет производиться личный досмотр, должно быть предварительно осмотрено должностным лицом таможенного органа в присутствии понятых. В исключительных случаях личный досмотр может проводиться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям помещении аэропорта, вокзала, транспортного средства (каюте, купе и т.п.), а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.. Недопустимо проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении. В процессе личного досмотра запрещается делать какие-либо замечания по поводу мест и способов сокрытия предметов, а также поведения и личности досматриваемого лица, за исключением случаев, когда это необходимо приглашенным специалистам для выполнения поставленных перед ними задач. При проведении личного досмотра не допускается унижение достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица. Личный досмотр должен проводиться в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров. В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо таможенного органа имеет право ограничиться их изъятием, если у него нет достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо товары. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра. По завершении личного досмотра происходит документальное оформление его результатов - составляется протокол личного досмотра, его копия вручается под расписку досматриваемому лицу. К протоколу личного досмотра приобщаются предметы обнаруженные или добровольно выданные досматриваемым лицом, фотографические снимки и их негативы, киноленты, аудио- и видео записи, произведенные в ходе личного досмотра, а так же объяснения и заявления досматриваемого лица, понятых, медицинского работника.. Протокол личного досмотра приобщается соответственно к материалам уголовного дела или дела о нарушении таможенных правил при его возбуждении. 8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков - осуществляется должностными лицами таможенных органов в целях установления легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (ст.375 ТК РФ). Объектами таможенного контроля являются товары, подлежащие обязательной маркировке в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ.. Постановлением Правительства РФ от 04.09.99 №1008 "Об акцизных марках", определено, что алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию, в установленном порядке подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца. Соответствующим Постановлением Правительства РФ определяется порядок и особенности маркировки отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли. Названной нормой ТК РФ закреплена презумпция, в соответствии с которой отсутствие на товарах, подлежащих обязательной маркировке, специальных (акцизных) марок означает, что товары были ввезены на таможенную территорию РФ с нарушением таможенного законодательства. Бремя доказывания легальности ввоза таких товаров возлагается на лицо, у которого обнаружены указанные товары.. Данная форма таможенного контроля тесно связана с другой формой контрольной деятельности - осмотром помещений и территорий.. 9. Осмотр помещений и территорий - как форма таможенного контроля осуществляется должностными лицами таможенных органов в целях: 1) подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. 2) подтверждения информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении, либо о распоряжении ими иным способом, или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных Таможенным кодексом РФ, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки (ст.375 ТК РФ). При осуществлении данной формы таможенного контроля должностные лица таможенных органов не вправе осматривать жилые помещения. Осмотр - визуальное обозрение внешнего вида находящихся в помещении (на территории) товаров, транспортных средств без вскрытия упаковки, тары, без нарушения целостности товара.. Осмотр помещений и территорий проводится на основании предписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения должностного лица таможенных органов.. Если федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, занятые под нужды Министерства обороны, Минатомэнерго и др., должностные лица таможенных органов вправе иметь доступ на указанные объекты в порядке, определяемом этими федеральными законами.. Должностные лица таможенных органов вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня. По результатам осмотра составляется акт, второй экземпляр которого вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались. Таможенная ревизия - проверка должностными лицами таможенных органов факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при декларировании товаров и совершении таможенных процедур и операций, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, перемещающих товары и транспортные средства (ст.376 ТК РФ

Правовые нормы ТК РФ о таможенном контроле всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (ст.14 ТК РФ), их декларированию (ст.123 ТК РФ), о запрете пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, установленных ТК РФ (ст.15 ТК РФ) - основа проведения таможенной ревизии. Предметом таможенной ревизии является проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при декларировании товаров. Способ проведения таможенной ревизии - сопоставление указанных сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией проверяемых лиц. Для целей проведения таможенной ревизии таможенные органы могут использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами. Результаты проведения таможенной ревизии оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Указанный акт составляется: - в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии; - в течение 10 дней после окончания специальной таможенной ревизии. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия. Таможенная ревизия проводится (в общей и специальной формах) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и только в отношении товаров в общей и специальной формах: Общая таможенная ревизия проводиться по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего у декларантов и лиц, указанных в статье 16 ТК РФ и не выступающих в качестве декларанта.. При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации.. Проверка должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица.. Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается. Специальная таможенная ревизия назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа или лицом, его замещающим в письменной форме. Перед началом проведения специальной таможенной ревизии копия решения о проведении ревизии вручается лицу, у которого она должна проводиться: - декларанту или лицу, указанному в статье 16 ТК РФ и не выступающему в качестве декларанта, если по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля, обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при декларировании товаров или совершении таможенных процедур и операций, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений; - таможенному брокеру (представителю), владельцу склада временного хранения, владельцу таможенного склада и таможенному перевозчику - при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ; - лицу, осуществляющему оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами - при обнаружении, что указанные товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований, установленных ТК РФ и повлекших неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таможенные органы при проведении указанной ревизии наделены значительными правами:: 1) требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации, и знакомиться с ней

3) осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в соответствии с ТК РФ в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя - в присутствии двух понятых; 3) проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;; 4) проводить изъятие товаров либо налагать на них арест. При проведении специальной таможенной ревизии наложение ареста на товары производится в случае: обнаружения товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, нанесение которых предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, либо товаров с поддельными марками или знаками; отсутствия в коммерческих документах проверяемого лица сведений о выпуске товаров таможенными органами, если в соответствии с правовыми актами Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружения недостоверности таких сведений, либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны; обнаружения фактов пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (ст.377 ТК РФ).. Специальная таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включается период времени между вручением лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить продолжительность проверки еще на один месяц. Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица, в отношении одних и тех же товаров, не допускается. При обнаружении в ходе таможенной ревизии (в общей и специальной формах) признаков преступления или административного правонарушения проверка в отношении установленных объектов правонарушения завершается и незамедлительно составляется акт о результатах проведения таможенной ревизии. Дальнейшие действия совершаются таможенным органом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.. При проведении таможенного контроля не допускается причинение вреда товарам и транспортным средствам, а также перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам (ст.365 ТК РФ). Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). Под убытками понимаются те невыгодные имущественные последствия, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного причинения вреда его личности или имуществу, выраженные в денежной форме. В соответствии с п. 2 статьи 15 ГК РФ в состав убытков входят расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при отсутствии правонарушения (упущенная выгода). Возмещение причиненного вреда в соответствии с действующим законодательством (глава 59 ГК РФ) осуществляется в судебном порядке на основании ст. 1069 ГК РФ, предусматривающей ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами гражданам или юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) указанных субъектов. В гражданском праве норму этой статьи относят к специальным, в соответствии с которой осуществляется регулирование указанных выше отношений. Специфику такого деликта составляют условия его юридической квалификации, которые характеризуются тем, что вред гражданину причиняется в сфере деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также тем, что причинение вреда осуществляется незаконными деяниями указанных субъектов. Необходимыми условиями возмещения вреда, причиненного незаконными действиями при осуществлении таможенного контроля, являются: - причинение имущественного или морального вреда гражданину либо юридическому лицу; - причинение вреда незаконными действиями таможенным органом органов или его должностными лицами, т.е. таможенным контролем и действиями, осуществляемыми в противоречии с правовыми основами таможенного законодательства; - наличие причинной связи между совершением незаконных действий в процессе таможенного контроля и причинением вреда; - наличие вины таможенного органа или его должностного лица. -. Вред, причиненный незаконными действиями при осуществлении таможенного контроля, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации (ст. 1069 ГК РФ). За причинение лицам убытков должностные лица таможенных органов несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: