На смену расплывчатым и достаточно противоречивым принципам управления, предлагавшимся в 19 веке, пришла строгая научная система знаний о законах рациональной организации труда Тейлора.
Научная организация труда Тейлора – это система организации труда и управления производством, возникшая в США на рубеже 19—20 вв. Характеризуется использованием достижений науки и техники в целях извлечения максимума прибавочной стоимости путём усиления эксплуатации рабочего класса.
Ф. Тейлор считал, что: «Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника»
В основу нового типа менеджмента Тейлор положил 4 НАУЧНЫХ ПРИНЦИПА управления:
1) создание (на основе проведённых исследований каждого вида трудовой деятельности, существующего на предприятии) научного фундамента управления, заменяющего собой старые традиционные, сугубо практические методы;
|
|
2) отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профессиональное обучение;
3) тесное сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда (НОТ);
4) равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Основные научные принципы подхода Тейлора к изменению системы управления заключаются в следующем:
· Увеличение комфорта и благосостояния человечества, что является главной целью производства;
· Предприниматели должны нести ответственность за соблюдение интересов всего общества, а не только их частного капитала;
· Рациональная организация производства необходима для получения максимальной прибыли и возможности выстоять в конкурентной борьбе;
· Система научного управления должна дать предпринимателям знания о рациональном ведении производства;