Мотивация и стимулирование в системе управления

Мотивация — внешнее или внутреннее побуждение челове­ка к деятельности и способы его инициирования, возбуждения. Сущность функции мотивации как функции управления сводится к тому, чтобы работники организации выполня­ли свои обязанности эффективно и качественно, сообразуясь со своими интересами и установленными планами.

Потребность – это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.

Под мотивом понимают: потребности, предмет удовлетворения потребности (или цель), побуждение, намерение, устойчивые свойства, состояние, формули­ровку, удовлетворенность.

Виды мотивов – внутренние и внешние, материальные и немате­риальные.

Стадии мотивационного процесса: 1. Осознание потребностей (формирование интереса); 2. Поиск путей удовлетворения потребностей; 3. Определение целей действий по удовлетворению потребностей; 4. Осуществление процедур по удовлетворению потребностей; 5. Получение вознаграждения за осуществленные мероприятия; 6. Удовлетворение осознанных потребностей (интересов).

Теории мотивации к работе можно разделить на 2 группы:

I. Содержательные теории мотивации: Теория А. Маслоу, теория К. Алъдерфера, теория Д. Мак-Клелланда, теория Ф. Герцберга. Содержательные теории мотивации в качестве побудитель­ных мотивов к труду рассматривают внутреннее содержание человека, его потребности.

II. Процессуальные теории мотивации: т еория ожидания Врума, теория справедливости С. Адамса, модель Портера—Лоулера. В рамках процессуальных теорий мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения постав­ленных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Дан­ные теории не оспаривают существование потребностей, но счи­тают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными потребностями.

1. Материальная мотивация: ориентирована на объек­тивную заинтересованность сотрудников в получении материальных выгод, повышающих их благосостояние. Мотивационная деятель­ность может базироваться на прямых мотивах или косвенных, облег­чающих получение прямых.

Основные формы: заработная плата, прибыль, льготы, выплаты, премии, проценты и т. д.

2. Нематериальная мотивация: ориентирована на ис­пользование интеллектуального, морального, кадрового и прочих мотиваторов. Основные формы: мотивация целями, мотивация уча­стием в делах (право голоса, консультирование по специальным вопросам, делегирование прав и ответственности), мо­тивация обогащением труда (предоставление сотруднику более со­держательной, социально значимой работы с перспективами долж­ностного и профессионального роста, дающей возможность осуще­ствлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда).

Методы мотивации: 1. Методы экономической мотивации: зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата; 2. Методы социальной мотивации: общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение; 3. Методы психологической мотивации: ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность; 4. Методы властной мотивации: повышение в должности, пре­доставление дополнительных полномочий; 5. Социально-психологические методы: методы по­вышения социальной активности, обмен опытом, критика, самокри­тика, коллективный договор, соглашения, наставничество, внушение, лич­ный пример руководителя, создание ориентирующих условий, мето­ды управления индивидуально-личностным поведением сотрудни­ков, деловая, управленческая и проф. этика; 6. Методы моральной мотивации: личное или публичное при­знание, похвала и критика; 7. Метод вовлечения сотрудника (партисипативный метод); 8. Методы изучения мотивации и мотивов.

Стимулирование – целенаправленное воздействие на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия, вызывающих действие опред. мотивов.

Стимулирование как тактика решения проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала. Мотивационные механизмы направлены на изменение существующего положения, а стимулирующие на его закрепление.

Эти два механизма дополняют друг друга, но если они будут действовать раздельно, но это приведет к отрицательному результату.

Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование – это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: