Маржинальный доход и методы списания постоянных затрат

МАРЖ-НЫЙ ДОХОД — Превыш. выручки от продаж над совокуп-ми издержками, относ-ся к определ-му (среднему) уровню продаж, опред-тся как разница между выручкой предприятия и его перемен.затратами. К переменным затратам относятся те статьи расходов, которые изменяются пропорционально изменению объёма продаж (к ним, как правило, относятся затраты на сырьё и материалы, процентная часть зарплаты, расходы на транспортировку товара покупателю и т.д.). Если же убрать из выручки предприятия переменные затраты, остаются постоянные затраты и чистая прибыль. Таким образом, марж. доход - вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли, который приносит основная деятельность предприятия.

Расчёт маржинального дохода осуществляется не только по предприятию в целом, но по отдельным видам продукции. Этим, пожалуй, и определяется основное значение маржинального анализа. Технология расчёта маржинального дохода проста.

1. По итогам периода анализа (как правило, 1 месяц) определяется средняя отпускная цена на конкретный вид товара.

2. Определяется перечень и структура переменных затрат на объём продаж за этот период.

3. Определяется сумма затрат (в денежном выражении) по каждому виду сырья.

4. Определяется общая сумма переменных затрат на данный объём выпуска и доля каждой статьи затрат в общем итоговом показателе.

5. Определяется себестоимость 1 ед. данной продукции.

6. Определяется маржинальный доход как разница между отпускной ценой и себестоимостью одной единицы продукции.

Результат расчёта маржинального по видам продукции - информация для принятия управленческих решений по данному виду продукции. Приведём пример принятия управленческих решений по продукту с отрицательным маржинальным доходом:

1.Исключ-ие данного продукта из ассортимента.

2. Повышение отпускной цены на данный вид продукции.

3. Снижение или оптимизация структуры себестоимости.

4. Снижение объёма продаж до минимально необходимого (в случае, когда магазины, например, требуют наличия данного вида в ассортименте).

5. Признание убытка по данному виду продукции. Учёт отрицательного маржинального дохода в качестве затрат на продвижение других видов продукции.

6. Повышение отпускных цен на другие виды продукции (например, наиболее рентабельные).

Следующим шагом является составление рейтинга продуктов, в рамках которого все продукты выстраиваются по мере убывания рентабельности (наиболее рентабельным продуктам присваивается самый высокий рейтинг и т.д.). Фактически, получены необходимые данные для формирования принципов вознаграждения менеджеров по продажам: необходимо сформировать в рамках рейтинга продуктов 3 группы.

В первую группу включаются продукты, характеризующиеся максимальной рентабельностью (например, от 40% от 60%). Как правило, подобные продукты занимают небольшую долю в совокупном объёме продаж, и руководство заинтересовано в увеличении данного объёма. По этим видам продукции устанавливается максимальный процент вознаграждения торговых менеджеров (например, 5% от объёма продаж). С точки зрения фин. эффективности, такой высокий процент не окажет значительного влияния на снижение рентабельности компании по данному виду продукции. Тем не менее, такое решение, как показывает практика, значительно повышает мотивацию менеджеров к продвижению подобной продукции.

Вторую группу составляют продукты со средними показателями рентабельности (например, от 10% до 40%). По данным показателям мотивирующим фактором также является процент от объём продаж. Тем не менее, поскольку, как правило, данная группа продуктов составляет основную долю в объёме продаж, и менеджерам не надо тратить больших усилий на её продвижение, процент вознаграждения

ощутимо меньше, чем по продуктам первой группы (например, 0,5%, то есть в 10 раз (!) меньше).

Наконец, третью группу составляют продукты с минимальной рентабельностью, или с отсутствием таковой (стратегически убыточные продукты). По данной группе никакого вознаграждения не устанавливается. Более того, вследствие убыточности, по данным продуктам в целевых показателях менеджерам устанавливается минимально необходимый объём продаж. В случае, если данный объём продаж превышен менеджером, вступает в действие система штрафных санкций. Таким образом, менеджер мотивирован на продажу заданного объёма, не больше и не меньше. Указанные целевые установки каждый месяц включаются в индивидуальные листы оценки каждого менеджера.

Кроме использования маржинального анализа при формировании принципов системы оплаты труда торговых менеджеров, концепция маржинального дохода вписывается также и в метод управления и учёта затрат, получивший название директ-костинг. Суть данного метода состоит в том, что на себестоимость относятся только прямые затраты (сырьё, прямая зарплата, транспортировка товара покупателю и др.). Накладные же расходы (административно-управленческие, общефирменные затраты) воспринимаются как некий "груз", который предприятие понесёт в независимости от того, какой объём продаж. Поэтому данные расходы в себестоимость не включаются, и периодически списываются на финансовый результат.

Основный смысл данной концепции состоит в следующем: самая точная калькуляция не та, в которую после многочисленных и трудоёмких расчётов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции. Т.о., при использовании маржинального анализа возможно повысить эффективность финансового управления.

Методы списания постоянных расходов.

Постоянные затраты – это затраты, которые не зависят от объема производства и в общей сумме они неизменны, но на единицу продукции имеют переменный характер. Размер постоянных затрат почти не зависит от изменения объема производства продукции. К постоянным расходам относят амортизационные отчисления по зданиям и сооружениям, з/п управленч-ого персонала, арендные платежи и т.д.

В зависимости от деления расходов на переменные и постоянные применяются два способа исчисления себестоимости проданного: с полным поглощением всех постоянных расходов и с их распределением между реализованной продукцией и ее остатками на последующий отчетный период.

Понятие полного поглощения всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты фирмы под тем предлогом, что они лучше контролируются в момент исполнения бюджета этих расходов, и сумма прибыли не будет иметь завышения, которое все равно уменьшит прибыль в последующем отчетном периоде. Отсюда следует изменение оценки остатков нереализованной продукции. Ее себестоимость устанавливается на уровне только переменных производственных расходов. Списание постоянных расходов приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. Прибыль в сумме с постоянными расходами рассматривается как маржинальный доход предприятия.

Использование в анализе деления производственных и сбытовых расходов на переменные и постоянные и категории маржинального дохода позволяет установить функциональную математическую зависимость между прибылью и себестоимостью проданной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: