При анализе конкуренции маркетинга значительная роль принадлежит товару. Потому, что товар должен удовлетворять определенные потребности личности и общества совокупность своих качеств.
Исследователи по разному трактуют слово «товар».
Общественное определение товара «продукт труда произведенный для продажи».
«Товар – это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность»
«Товар – это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя».
Филипп Котлер выделяет три уровня товара:
1. Товар по замыслу.
В него включается все те возможные выгоды, которые покупатель может получить от приобретения данного товара.
2. Товар в реальном исполнении.
Он уже более конкретен и имеет определенные свойства, которые воспринимаются покупателем через выбор отдельных (свойственных каждому товару индивидуально) свойств, - потребительских свойств, качество, упаковка, внешнее оформление, марочное название.
|
|
3. Товар с подкреплением.
Здесь товар дополняется услугой. Например, монтаж оборудования на месте эксплуатации товара, представление гарантий по качеству, предоставление услуг сервиса – послепродажное обслуживание, услуг по платежам – «товар в кредит», доставка и др.
Товары классифицируются на:
1. Краткосрочного пользования и долговременного пользования.
Например, товары краткосрочного пользования это: одежда, обувь, косметика, продукты питания, моющие средства и т.д. Товары долговременного пользования: автомашины, пылесосы, средства вычислительной техники, электронные игры и т.д.
2. Широкого потребления.
Это товары приобретаемые конечным потребителем для личного пользования. Их маркетологи классифицируют в зависимости от покупательских способностей и потребностей.
К товарам широкого потребления относятся товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса и товары пассивного спроса. Например:
Товары повседневного спроса – зубная паста, журналы, стиральные порошки и т.д.
Товары предварительного выбора – бытовые приборы, телевизоры, мебель.
Товары особого выбора – предметы роскоши, драгоценные камни, часы Rolex, коллекции.
Товары пассивного спроса – страхование жизни, донорская сдача крови.
Подразделение их осуществляется по маркетинговым факторам: покупательское поведение, цена, распространение, продвижение на рынок.
Услуги – действия, результатом которых является некоторый предполагаемый эффект. Например, пошив одежды, доставка товара, наём телохранителей, частные детективные услуги.
|
|
3. Товары производственного назначения подразделяются на такие группы:
3.1. Основное оборудование. Оно предназначено для производства основных видов продукции. Например, токарные, фрезерные, шлифовальные станки, вычислительная техника, электротехническое оборудование.
3.2. Вспомогательное оборудование. Например, трубопроводы, распределительные устройства, лифты подъемники. Разница между основным и вспомогательным оборудованием зависит от типа производства. Например, на электростанции - распределительные устройства, трансформаторные подстанции, относятся к основному оборудованию, а станция для механообработки – является вспомогательной.
3.3. Узлы и агрегаты. Они включают в себя сборку, комплектующее соединение, обладающие конструктивной и технологической завершенностью: коробка передач, блок шестеренок, дисплей и т.д.
3.4. Основные материалы. Это материалы, которые образуют основную или масштабную составляющую долю выпускаемой продукции (мука, пластмасса, древесина).
3.5. Вспомогательные материалы, необходимые для производственного процесса (смазка, ветошь, упаковочные материалы и т.д.).
3.6. Сырье – природный материал, нуждающийся в переработке и необходимый в производстве.
3.7. Услуги – это предполагаемые к продаже товары, которые состоят из действий, преимущества или возможности удовлетворения (стрижка в парикмахерской, оформление налоговой декларации, ремонт жилья).
Услуги не материальны и не производят к возникновению имущественных прав.
3.8. Производственные услуги – осуществление разнообразных технологических операций (гальваническая обработка крупногабаритных деталей или обеззараживание территории).
3.9. Интеллектуальные товары, к которым можно отнести методики испытаний, наблюдений, проведении технологических операций, программы для ЭВМ, рецептуры и т.д. Рынок этих товаров имеет тенденцию расширения ассортимента.
Для чего мы подробно рассматриваем классификацию товаров?
Классификация товаров оказывается полезной, так как она позволяет фирме очень четко формировать свои цели, ставить задачи в маркетинговой деятельности и оценивать успехи и неудачи.
В настоящее время в системе международной и внутренней торговле все большее распространение получает другой классификационный подход, основы которого образуют классы товаров: единичный товар, товар – группа, товар – объект, товар – программа, наукоемкий товар.