Идентификация тенденций маркетинга поможет определить и их влияние на позиционирование. Во-первых, на большинстве рынков и национальная, и международная конкуренция быстро растут (см.: ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ). Это означает, что позиционирование должно быть более острым, чтобы помочь отличить одно предложение от другого и обеспечить наибольшую приближенность различных предложений к целевым и специфическим рыночным сегментам. Покупатели будущего будут более высокообразованы и будут обладать более широким выбором благодаря росту конкуренции. Поэтому на них будет невозможно воздействовать с помощью позиционирования, основанного на имидже, где товары не соответствуют обещаниям.
Покупатели будут требовать повышения уровня сервиса и качества при постоянном снижении цен. Позиционирование будущего будет основываться больше на реальности, чем на имидже.
В то же время изменения в производственных технологиях и непрерывные дискуссии по технологии всеобщего управления качеством (см.: ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ) ведут, концентрируясь на физических аспектах предложения многих товаров, к определенному уровню качества. Это затрудняет дифференциацию на уровне базового товара (товара по замыслу). Дифференциация, и отсюда позиционирование, возможно, зависят в большей степени от аргументации и добавляющих ценность услуг, которые могут быть включены в предложение товара.
В конечном счете мы должны отметить, что инструменты и методы, доступные маркетологам, становятся более изощренными. Посредством прямого маркетинга (см.: ПРЯМОЙ МАРКЕТИНГ: ПЕРЕХОД К ИНТЕГРИРОВАННЫМ (ИНТЕРНЕТ) КОММУНИКАЦИЯМ), например, сейчас возможно направлять строго сфокусированные кампании на четко определенные, потребительские группы. Специалисты прямого маркетинга, в особенности сейчас, поддерживают сложную базу данных, выделяя приоритетные покупки и сопоставляя их с социально-экономическими, демографическими и другими данными. Это снова ведет к более точному позиционированию на целевом сегменте. Эл Райс и Джек Траут (Ries and Trout, 1981) объявили, что «эра позиционирования прошла». Но позиционирование все еще здесь и, даже более того, будет присутствовать во фрагментированных рынках двадцать первого столетия.
- Рынок рекламы, субъекты рынка
Смотрите вопрос рекламные коммуникации
- Маркетинговые коммуникации
Самое важное решение – это решение о том, как позиционировать свой товар.
Д. Огилви
Теория позиционирования известна маркетологам уже 21 год. В 1981 году свет увидела книга Эла Райса и Джека Траута «Позиционирование: битва за узнаваемость», после которой весь мир будто сошел с ума. Все вдруг стали «мы только вторые, но стараемся лучше», или «самые любимые компании мира», или «вода с мягкими пузырьками»… Самая доходчивая теория конца века предлагала просто понять, чем ваша компания или товар отличаются от других. «Простота» кончалась там, где становилось понятно, что для 90% бизнесов и товаров отличия найти невозможно не только в реальном, но и в воображаемом мире.
После пятнадцати лет господствования теории позиционирования на свет появился брендинг, который, казалось бы, должен был дать ответ на все вопросы, на которые не смогли дать ответ Траут и Райс…
Можно ли решить все вопросы с помощью брендинга или позиционирование – неизбывная ноша маркетинга? Надо ли их противопоставлять или эти две теории могут дополнить друг друга? Позиционирование и брендинг – что главнее?
Позиционирование восходит своими корнями к 40-м годам прошлого века, когда оно впервые появилось как элемент маркетинг-микс. Однако современное наполнение это слово получило относительно недавно, когда маркетинговая сегментация, таргетинг и исследования рынка стали насущной необходимостью. К сожалению, несмотря на многочисленные публикации (а только в США за 30 последних лет на тему позиционирования было опубликовано более сотни серьезных работ), среди практиков и теоретиков маркетинга до сих пор нет единого мнения, что такое позиционирование. Лучше всех современное состояние осмысления термина охарактеризовал П. Бейнсфейр (P. Bainsfair): «Позиционирование – это слово, которое используют все, но понимают немногие» [i].
Брендинг – совсем недавнее приобретение маркетингового мира. Когда массовое производство на Западе достигло пределов мощности и по внешнему виду человека стало совершенно невозможно определить, клерк он или миллионер, компании озаботились поиском новых форм продвижения товара. Бренд как совокупность все менее отличительных атрибутов, сомнительных преимуществ и (вот оно!) сильных эмоций стал спасением производителей и… манной (почти небесной) покупателей! Брендинг стал первой дисциплиной, которая помогла маркетологам не просто выделить товар (теория U.S.P.), показать его отличия (позиционирование), а сделать его понятным, желанным и родным покупателю. Но легальное привнесение эмоций в почти не поддающийся систематизации маркетинг привело к окончательной и бесповоротной путанице в определениях бренда и брендинга. И если на стороне позиционирования хотя бы небольшой временной интервал (первые работы по нему появились в Америке в конце 60-х – начале 70-х), то брендинг не может рассудить даже время: самые старые публикации по этой дисциплине не насчитывают и двадцати лет.
Отечественные специалисты оказались не готовы не только выработать собственную точку зрения на процесс позиционирования и брендинга, но и вообще понять, что это такое. Судить здесь некого и не за что: если уж на родине маркетинга нет единства, то что говорить о нас, живущих в стране отвратительного английского, нерыночной экономики, отсутствия средств профессионального общения и «крепких хозяйственников»!.. Вот почему автор считает, что внести хотя бы минимальную ясность в то, что такое «позиционирование» и «бренд» и в то, как они соотносятся друг с другом, было бы полезно для всего нашего маркетингового сообщества. А если же эта короткая публикация вызовет волну обсуждения, то будет выполнена и сверхзадача – создать отечественные стандарты маркетинга хотя бы для этих двух понятий.