Функции рынка труда

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

На практике высокая заработная плата действует двояким образом: она может увеличивать предложение труда и сокращать его в зависимости от приоритета целей экономического поведения работника. В этом отношении возможны два основных целевых варианта.

Первый вариант - стремление получить максимум дохода. Данная установка увеличивает предложение труда, точнее, массу затрачиваемых трудовых усилий. Свободное время приносится в жертву этой цели, оно «замещается», например, сверхурочной работой, обеспечивающей увеличение дохода. Подобная ситуация именуется замещающим эффектом.

Второй вариант - стремление получить максимум свободного времени. Данная целевая установка имеет в своей основе высокий уровень оплаты труда, обеспечивающий материальный достаток и благополучие работника, что вызывает у него стремление иметь больше свободного времени и создает для этого реальные возможности. При такой ценностной ориентации высокая заработная плата мощный стимул сокращения предложения труда. Этот процесс носит название «эффект дохода».

Высокая заработная плата, таким образом, может не только стимулировать предложение труда (рабочей силы), но и снижать его. Это обстоятельство имеет принципиальное значение: оно отвергает одностороннюю трактовку воздействия высокой заработной платы на формирование предложения рабочей силы, выраженную в формуле: «высокая заработная плата - высокое предложение рабочей силы»

Человек кaк субъект рынка труда заинтересован выгоднее продать свою рабочую силу, что стимулирует повышение профессионализма, создает мощную мотивацию работника к движению за лучшие условия труда. Другим стимулом роста профессиональных качеств рабочей силы и проявления потенциальных способностей к труду служит конкуренция, обусловленная наличием на рынке труда свободной рабочей силы. Рынок труда влияет и на работодателей: появляется экономическая состязательность их между собой за привлечение лучших работников.

Заработная плата - это выраженная в денежной форме часть национального дохода, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником, поступает в его личное потребление.

Заработная плата - это вознаграждение за труд.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это начисленная и полученная работником заработная плата за его труд за определенный период.

Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату: реальная заработная плата - это "покупательная способность" номинальной заработной платы.

На практике высокая заработная плата действует двояким образом: она может увеличивать предложение труда и сокращать его в зависимости от приоритета целей экономического поведения работника. В этом отношении возможны два основных целевых варианта.

Первый вариант - стремление получить максимум дохода. Данная установка увеличивает предложение труда, точнее, массу затрачиваемых трудовых усилий. Свободное время приносится в жертву этой цели, оно «замещается», например, сверхурочной работой, обеспечивающей увеличение дохода. Подобная ситуация именуется замещающим эффектом.

Второй вариант - стремление получить максимум свободного времени. Данная целевая установка имеет в своей основе высокий уровень оплаты труда, обеспечивающий материальный достаток и благополучие работника, что вызывает у него стремление иметь больше свободного времени и создает для этого реальные возможности. При такой ценностной ориентации высокая заработная плата мощный стимул сокращения предложения труда. Этот процесс носит название «эффект дохода».

Высокая заработная плата, таким образом, может не только стимулировать предложение труда (рабочей силы), но и снижать его. Это обстоятельство имеет принципиальное значение: оно отвергает одностороннюю трактовку воздействия высокой заработной платы на формирование предложения рабочей силы, выраженную в формуле: «высокая заработная плата - высокое предложение рабочей силы»

Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в виде кривой спроса на труд (рис. 13.4).

Рис. 13.4. Кривая спроса на труд:

§ — ставка заработной платы;

§ — величина требующегося труда;

§ — кривая спроса на труд

Рис. 13.5. Кривая предложения труда:

§ — ставка заработной платы;

§ — величина предлагаемого труда;

§ — кривая предложения труда

31. Цена:понятие и сущность.Классификация цен.

Цена - это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке определенной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов продать свой товар. Если стоимость товара не устраивает покупателя, покупатель имеет право торговаться и предлагать свою цену. Стоимость товара это и есть его цена.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.

Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли.

Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса.

Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

Классификация цен по различным признакам отражает их подразделение на отдельные виды.

- Виды цен в зависимости от сфер торговли делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи.

Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

Тарифами Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

-По степени и способу регулирования цены разделяются на следующие группы:

Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону

Регулируемые цены –это цены,величина которых регулируется государственными органами.

Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли - продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями

Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке

В экономическом анализе, планировании и статистике наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание 3000 рублей, а затем стала тратить 6000 рублей, это вовсе не свидетельствует о том, что вдвое улучшилось количество или качество потребляемых продуктов. Возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, надо установить - сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными? Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен,то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен

В этих же целях иногда применяются реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен

В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными,а цены, ожидаемые в будущем, - ожидаемыми.

Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: