Отработавшие газы. Отработавшие газы (прежнее название - выхлопные газы) представляют собой сложную смесь газообразных, парообразных веществ и аэродисперсий, образующихся при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания.
Состав отработавших газов колеблется в значительной степени и зависит от типа двигателя, режима его работы и нагрузки, технического состояния, вида и качества топлива, квалификации и опытности водителя и других факторов. В выбросах карбюраторных двигателей основными вредными продуктами являются оксид углерода, углеводороды и окислы азота. Так, отработавшие газы автомобиля содержат, в среднем, 6,3% оксида углерода, 8,9% диоксида углерода, 2,3%) кислорода, 0,9% метана, 3% водорода, 78,6%) азота (Фельдман Ю.Г., 1975). При добавлении к горючему антидетонатора ТЭС в отработавших газах обнаруживаются неорганические соединения свинца в пределах 0,025-0,066 мг/м3. Некоторые компоненты отработавших газов являются активными аллергенами.
В отработавших газах дизелей главными вредными компонентами являются сажа и окислы азота, в частности NO - сильнейший метгемоглобинобразователь, обусловливающий при воздействии синюшное окрашивание кожи и слизистых. Максимальное количество оксида углерода образуется при режимах "холостого" хода и полной нагрузки, углеводородов - при режиме "холостого" хода, а окислов и альдегидов - при активных нагрузочных режимах.
|
|
Отравление отработавшими газами наблюдается у водителей транспортных средств и регулировщиков, работников парков, гаражей и авторемонтных мастерских, автозаправочных станций. При работе двигателей в боксах, на закрытых стоянках транспортных средств, в парках и мастерских могут накапливаться высокие концентрации оксида углерода, способные вызывать острые отравления работающих.
Токсичность отработавших газов карбюраторных двигателей выше токсичности отработавших газов дизелей, однако последние оказывают сильно выраженное раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей и глаз, связанное с наличием в их составе значительного количества сернистого ангидрида, альдегидов и дымовых частиц. Клиническая картина отравления отработавшими газами зависит от их концентрации, времени действия и химического состава. При длительном вдыхании воздуха, содержащего небольшое количество отработавших 1 азов карбюраторных двигателей (при работе в мастерских, на марше в колонне движущихся автомашин на сближенных дистанциях и.т.п.) симптомы отравления схожи с таковыми при действии оксида углерода - шум в ушах, общая слабость, головная боль, головокружение, тошнота, иногда рвота. Отработавшие газы дизельного двигателя при его работе в закрытом помещении (боксе и т.п.) уже через несколько минут вызывают резкое раздражение слизистых (царапающие, вплоть до болевых, ощущения в носоглотке, гортани и за грудиной, раздражение слизистых глаз с обильным слезотечением), делающее невозможным длительное пребывание в этих условиях. При выходе на чистый воздух все эти явления довольно быстро исчезают.
|
|
Снижения загрязнения воздуха рабочей зоны отработавшими газами можно достигнуть путем совершенствования двигателей, улучшения конструкции и рабочего процесса существующих двигателей, качества топлива и присадок, создания нейтрализаторов, фильтров, своевременного ремонта двигателей, регулировки карбюратора, заделки фланцевых соединений и щелей для предотвращения попадания отработавших газов в кабины автомашин, обеспечения боксов и других помещений для техники достаточной приточно-вытяжной вентиляцией и т.п.
ПДК отработавших газов устанавливается по оксиду углерода. Поскольку действие отработавших газов, как правило, бывает длительным, величины ПДК принять! такими же, как и для промышленных предприятий: 20 мг/м3 - при действии в течение рабочего дня, 50 мг/м3 - в течение часа, 100 мг/м3 - в течение 30 мин, 200 мг/м3 - в течение 15 мин. Повторные работы при этих концентрациях допускаются с перерывами продолжительностью не менее двух часов.