Логическое основание политико-правового учения. Цицерон испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков

Цицерон испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков.

Основные работы: «О государстве», «О законах» — написаны в подражание Платону в диалоговой форме.

Содержание политико-правового учения. Понятие государства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достояние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione)... Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».

Цицерон обосновал принцип юридического (формального) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы.

Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности. Классификация форм правления государства. Продолжая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих.

Цицерон различает:

—> царскую власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу;

—> власть оптиматов — форму правления, при которой верховная власть принадлежит нескольким выборным лицам; —> народную власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит всему народу.

Все эти формы правления являются несовершенными, так как имеют недостатки:

—> при царской власти «все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия законов»;

—> при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

—> при демократии несправедливо само равенство.

Эти формы несовершенного правления «легко» стремятся к вырождению в «дурные государства»: тиранию, олигархию (например, клика тридцати тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).

В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.

Идеальная форма правления государства. Лучшая форма государственного правлениясмешанная, т.е. четвертый вид государственного правления, который «образован путем равномерного смешения трех его видов». Примером такой формы правления являлась Римская республика, в которой консулы были аналогом царской власти, сенат — аналогом власти оптиматов, народные собрания и народные трибуны — аналогами народной власти.

Классификация права. Цицерон различал законы естественные и позитивные.

Естественный закон:

• всегда справедливый;

• содержит разумные положения;

• является врожденным, вечным и постоянным;

• существует в неписаной форме;

• возникает раньше, чем какой-либо «писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство было основано»;

• отменить его полностью невозможно «ни постановлением Сената, ни постановлением народа»;

• распространяется на всех людей.

Цицерон допускал существование несправедливых позитивных законов, которые «заслуживают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками.

Примеры несправедливых законов: законы тридцати афинских тиранов 404—403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., согласно которому Сулле принадлежало право казнить по своему усмотрению любого гражданина, без слушания дела в суде.

Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил греческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.

Цицерон оказал влияние на Гроция. Определение естественного права Гроция — это отзвук цицероновской максимы: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе...» (Vera lex est recta ratio...).

Благодаря Цицерону естественное право, которое раньше было главным образом предметом философских размышлений, приобрело практическое значение в римском праве.





Подборка статей по вашей теме: