Лукреций и Цицерон о государстве и праве

Значительный вклад в развитие мирового политико-юридического знания сделали древнеримские мыслители I в. до н.э. Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон. Первый из них в своем произведении «О природе вещей» разработал концепцию возникновения государства и права в ходе прогрессивного изменения жизни людей с древнейших времен. При этом он использовал ряд теоретических положений из трудов Демокрита и Эпикура.

Тит Лукреций Кар полагал, что в самой глубокой древности человеческая жизнь была в высшей степени примитивной и грубой. В частности, первобытные люди «общего блага... не блюли, и в сношеньях взаимных были обычаи им и законы совсем неизвестны. Всякий, добыча кому попадалась, ее произвольно брал себе сам, о себе лишь одном постоянно заботясь». По мнению Тита Лукреция Кара, «судостроенье, полей обработка, дороги и стены, платье, оружье, права, а также и все остальные жизни удобства и все, что способно доставить усладу: живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй - все это людям нужда указала, и разум пытливый этому их научил в движеньи вперед постепенном». Так произошло потому, что «день ото дня улучшать и пищу, и жизнь научали при посредстве огня и всяческих нововведений те» из людей, «кто даровитее был и умом среди всех выдавался».

На этом пути сначала «соседи сводить стали дружбу, желая взаимно ближним не делать вреда и самим не терпеть от насилья, требуя к детям притом снисхожденья и к женскому полу. Смутно давали понять движеньями тела и криком, что сострадательным быть подобает ко всем слабосильным. Правда, достигнуть нельзя было всюду согласья, но все же добрая часть людей договоры блюла нерушимо». Затем возникла царская власть, и «начали строить цари города, воздвигать укрепленья,... и поделили поля и скотину они, одаряя всех по наружности их и по их дарованьям и силам... Позже богатство пришло..., что без труда и красивых, и сильных лишило почета, ибо за тем, кто богаче, обычною следуют свитой те, кто и силой своей, и красой богачей превосходит».

Далее «настали смуты и полнейший во всем беспорядок: каждый ко власти тогда и к господству над всеми стремился». Но в это время нашлись лица, которые изобрели «избранье властей» и «учредили права, дабы люди держались законов. Род же людской до того истомился насилием вечным и до того изнемог от раздоров, что сам добровольно игу законов себя подчинил и стеснительным нормам. Каждый ведь сам за себя порывался во гневе жесточе мстить, чем... дозволяет закон справедливый. И потому опротивела жизнь при насилии вечном».

Раскрывая закономерности возникшей таким образом политико-правовой системы, Тит Лукреций Кар отмечал, что в ней «страх наказаний... омрачает все жизни соблазны: в сети свои произвол и насилие каждого ловят, обыкновенно к тому, от кого изошли, возвращаясь; жить для того нелегко спокойной и мирною жизнью, чьи нарушают дела договоры всеобщего мира. Пусть и богов, и людей ему обмануть удается, все же утаить навсегда преступления нет надежды, ибо невольно, во сне говоря или в бреду при болезни, многие сами себя выдавали, бывало, нередко и открывали свои сокровенные долго злодейства».

Марк Туллий Цицерон по своим политическим убеждениям был близок к римским стоикам. В частности, он разделял их суждение о вечности права в человеческом обществе, утверждая, что «закон и не был придуман человеком, и не представляет собой какого-то постановления народов, но он - нечто извечное, правящее всем миром благодаря мудрости своих повелений и запретов... Это - разум и мысль мудреца, способные и приказывать, и удерживать». По мнению Марка Туллия Цицерона, «если в царствование Луция Тарквиния в Риме не было писаного закона об оскорблении чести, то это вовсе не значит, что Секст Тарквиний не преступил извечного закона, учинив насилие над Лукрецией, дочерью Триципитина. Ведь этот извечный закон был разумом, происшедшим от природы, побуждающим к честным делам и отвращающим от преступления; разумом, который начинает быть законом не только тогда, когда он уже записан, но уже и тогда, когда он возник».

Марк Туллий Цицерон полагал, что «название “государство” охватывает всю нашу гражданскую общину», а сами государства - не что иное, как «объединения людей, связанные правом». С его точки зрения, «мы, по природе своей, склонны любить людей, а это и есть основа права», обеспечивающая единство и устойчивость существующих в человеческом обществе государств. Олицетворяющий же право закон представляет собой «решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего – природой».

По убеждению Марка Туллия Цицерона, именно с последней «сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Причем лучших людей «отпугивает от преступления не столько страх перед карой, определенной законами, сколько чувство стыда, данное человеку природой и как бы заставляющее его бояться вполне справедливого порицания. Это чувство стыда правитель государства усиливает общепринятыми мнениями и доводит до полной силы установлениями и философскими учениями, - дабы совестливость не в меньшей мере, чем страх, мешала гражданам совершать преступления».

Функционирование государства, отмечал Марк Туллий Цицерон, немыслимо без государственных должностных лиц - магистратов. Распределением полномочий между магистратами «поддерживается весь государственный строй», так что «особенность того или иного государства возможно понять на основании их состава».

Назначение магистратов заключается в том, «чтобы руководить и отдавать распоряжения правильные, полезные и закономерные... Подобно тому... как магистратами руководят законы, так народом руководят магистраты, и можно с полным основанием сказать, что магистрат - это закон говорящий, а закон - это безмолвный магистрат». Причем в государственной организации «должна быть установлена не только для магистратов мера их власти, но и для граждан мера их повиновения», и необходимо, «чтобы тот, кто подчиняется, надеялся на то, что он со временем станет повелевать, а тот, кто повелевает, думал о том, что ему вскоре придется подчиняться».

Марк Туллий Цицерон считал, что «истинная цель государства... заключается в том, чтобы люди свободно владели своей собственностью и чтобы они не подвергались опасности». Для достижения этой цели требуется, «чтобы в государстве на первом месте была верховная царская власть, затем чтобы известная доля власти была предоставлена первейшим гражданам», поскольку «государство никогда не может обойтись без авторитетного и просвещенного руководства знати», и, наконец, «чтобы... некоторые вещи предоставлялись демократии и решению народа».

По Марку Туллию Цицерону, «подобно тому как при струнной и духовой музыке и даже при пении следует соблюдать, так сказать, лад различных звуков, изменения и нарушения которого нестерпимы для утонченного слуха, причем этот лад все же оказывается согласным и стройным благодаря соблюдению меры в самых несходных звуках, так и государство, с чувством меры составленное путем сочетания высших, низших и средних сословий (словно составленное из звуков), стройно звучит благодаря согласованию самых несходных начал. Тем, что музыканты называют гармонией в пении, в государстве является согласие - теснейшая и наилучшая связь,... никоим образом не возможная без справедливости». При этом согласие всех граждан государства достигается, если реализуется основное требование политической справедливости: «воздавать каждому то, чего каждый достоин».

Список литературы

1. Аврелий Марк. Наедине с собой: размышления / Аврелий Марк. М., 1914.

2. Древнеримские мыслители: свидетельства, тексты, фрагменты. Киев, 1958.

3. Лукреций. О природе вещей / Лукреций. М., 1958.

4. Лукреций. О природе вещей: Статьи, комментарии, фрагменты Эпикура и Эмпедокла. Т.2 / Лукреций. М.-Л., 1947.

5. Мэн Г.С. Древнее право, его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям / Г.С. Мэн. СПб., 1873.

6. Полибий. Всеобщая история в сорока книгах / Полибий. М., 1895.

7. Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Сенека, Луций Анней. М., 1997.

8. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах / Цицерон. М., 1966.

9. Greek Philosophy. A Collection of Texts with Notes and Explanationsby C.J. De Vogel. Vol. III. The Hellenistic-Roman Period.Leiden, 1959.


Г Л А В А 6. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В УЧЕНИЯХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: