Философия неокантианства: наука о сущном или наука о должном, кельзен счит. Правоведение Кельзен относил к наукам о должном.
Основные работы: «Чистое учение о праве» 1934-1 ищдание, 1960- 2 издание.
Содержание политико-правового учения. «Чистота» правовой науки. Кельзен выступает за создание «чистой» правовой науки, очищенной от влияния смежных наук, предметы изучения которых тесно связаны с правом: «Юриспруденция совершенно некритично «расширилась» за счет психологии и социологии, этики и политической теории»; от идеологических оценок: «Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь оправданием или критикой».
Понятие права.
Право как иерархия правовых норм. Кельзен предлагает иерархическую концепцию права. Для него право — это иерархия норм, в которой действительность нормы каждого уровня проистекает из действительности нормы более высокого уровня.
Уровни (от низкого к высокому):
|
|
1. индивудальные нормы права
2. нормы законодательства и нормы обычаев
3. нормы Конституции
4. основная норма
Наивысшей и последней нормой иерархии, устанавливающей системное единство всех норм национального права, является гипотетическая основная норма (Grundnorm). Понятие основной нормы — ключевое понятие нормативистской теории права Кельзена. Эта норма никем не установлена и не зафиксирована в юридических текстах.
Понятие государства. Кельзен выступает сторонником юридического подхода к пониманию государства. Государство- — это определенный срез системы законодательства:
• конституционного; • административного; • о судоустройстве.
Государство — это «относительно централизованный правопорядок». Для знания о государстве достаточно знания официального законодательства. Таким образом, Кельзен отождествляет право и государство.
Однако он отрицает идею правового государства, поскольку каждое государство имеет правопорядок. Термин «правовое государство» —речевое излишество, этот термин не имеет ценности.
Обычное и религиозное право выделяет Кельзен, они конкурируют.
Концепция «иерархического правопорядка» Кельзена во многом отразила правовую реальность современных конституционных государств. «Чистое учение о праве» Кельзена не осталось незамеченным среди французских правоведов (например, Карре де Мальбер). «Нормативистская» теория Кельзена получила широкое распространение и в Латинской Америке, где нашла многочисленных сторонников. Весомым является влияние Кельзена на австрийских правоведов (А. Меркль, А. Фердросс), последователей Венской школы права, основанной Кельзеном. Распространенная в настоящее время концепция примата международного права над внутригосударственным, представленная в трудах Кельзена, является существенным вкладом в теорию международного права.