Логическое основание политико-правового учения. Философия неокантианства: наука о сущном или наука о должном, кельзен счит

Философия неокантианства: наука о сущном или наука о должном, кельзен счит. Правоведение Кельзен относил к наукам о должном.

Основные работы: «Чистое учение о праве» 1934-1 ищдание, 1960- 2 издание.

Содержание политико-правового учения. «Чистота» правовой науки. Кельзен выступает за создание «чистой» правовой науки, очищенной от влияния смежных наук, предметы изучения которых тесно связаны с правом: «Юриспруденция совершенно некритично «расширилась» за счет психологии и социологии, этики и политической теории»; от идеологических оценок: «Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь оправданием или критикой».

Понятие права.

Право как иерархия правовых норм. Кельзен предлагает иерархическую концепцию права. Для него правоэто иерархия норм, в которой действительность нормы каждого уровня проистекает из действительности нормы более высокого уровня.

Уровни (от низкого к высокому):

1. индивудальные нормы права

2. нормы законодательства и нормы обычаев

3. нормы Конституции

4. основная норма

Наивысшей и последней нормой иерархии, устанавливающей системное единство всех норм национального права, является гипотетическая основная норма (Grundnorm). Понятие основной нормы — ключевое понятие нормативистской теории права Кельзена. Эта норма никем не установлена и не зафиксирована в юридических текстах.

Понятие государства. Кельзен выступает сторонником юридического подхода к пониманию государства. Государство- — это определенный срез системы законодательства:

• конституционного; • административного; • о судоустройстве.

Государство — это «относительно централизованный правопорядок». Для знания о государстве достаточно знания официального законодательства. Таким образом, Кельзен отождествляет право и государство.

Однако он отрицает идею правового государства, поскольку каждое государство имеет правопорядок. Термин «правовое государство» —речевое излишество, этот термин не имеет ценности.

Обычное и религиозное право выделяет Кельзен, они конкурируют.

Концепция «иерархического правопорядка» Кельзена во многом отразила правовую реальность современных конституционных государств. «Чистое учение о праве» Кельзена не осталось незамеченным среди французских правоведов (например, Карре де Мальбер). «Нормативистская» теория Кельзена получила широкое распространение и в Латинской Америке, где нашла многочисленных сторонников. Весомым является влияние Кельзена на австрийских правоведов (А. Меркль, А. Фердросс), последователей Венской школы права, основанной Кельзеном. Распространенная в настоящее время концепция примата международного права над внутригосударственным, представленная в трудах Кельзена, является существенным вкладом в теорию международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: