double arrow

Билет №27. Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы


Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы. Всемирная история как единый мировой закономерный мировой процесс. Социальный прогресс, его критерии. Роль народных масс и личности в истории.

Исторический процесс – поступательное самодвижение общества, в результате его жизнедеятельности. Это последовательность событий, складывающаяся в пространстве и времени в результате деятельности людей. Исторический процесс – это социальная форма движения.

Существует две точки зрения на цивилизацию:

  1. цивилизация – это этап в развитии общества, который следует за варварством;

2. цивилизация – это социально – этническая или политическая целостность, обладающая определенной культурной идентичностью и существующая в рамках определенной географической среды.

Цивилизационная концепция.

Авторы: Данилевский (“Россия и Европа”), Тойнби, Хантингтон.

Данилевский выделил 4 признака цивилизаций:

o религиозный;

o политически;

o художественно-культурный;

o социально-экономический.

10 цивилизаций:

Ø Египетская;

Ø Китайская;

Ø Ассирийско-вавилонско-финикийская;

Ø Индийская;

Ø Иранская;

Ø Еврейская;

Ø Греческая;

Ø Римская;

Ø Аравийская;

Ø Германо-романская.

Цивилизации носят замкнутый характер, контакт между ними почти исключен. Развитие цивилизаций циклично. Между ними нет преемственности, взаимовлияния.

Тойнби выделял 30 цивилизаций, а в 50-х годах осталось только 7. Каждая возникает на вызов окружающей среды. Если же ответ адекватен, то будет жить.

Ø Западная;

Ø Православная;

Ø Исламская;

Ø Индийская;

Ø Дальневосточная;

Ø Персы, христиане, монофиситы, иудаисты.

Ø Буддисты, ломоисты.

Возможен диалог между цивилизациями.

1. формационная концепция выделяет концепции формации по объективному признаку – способу производства;

2. Формации позволяют выразить специфику общества на сущностном уровне.

Цивилизационный подход - на уровне явлений.

3. Формации позволяют выделить типологическое единство.

Цивилизационная концепция позволяет фиксировать многообразие, специфику, она не ищет общего.

4. Формационный подход: история и общество движутся от низшего к высшему, т.е. социальный прогресс существует.

Цивилизационная концепция: идея круговорота, нет прогресса.

5. Формационный подход выражает единство, единый мировой закономерный исторический процесс.

Цивилизационная концепция: нет единства человеческой истории.

Эти две концепции взаимно дополняют друг друга.

Социальный прогресс – социальная форма развития и движения общества от низших ступеней к высшим.

ü Причина социального прогресса – диалектика способностей и потребностей человека (производства и потребления).

Человек должен производить условия своего существования. Потребности человека имеют тенденцию к усложнению. Потребности носят сложный характер - закон.

Маркс: закон неуклонного возвышения потребностей.

ü Критерий социального прогресса.

Идеализм искал причину в духовном начале. Материализм считал, что критерий нужно искать в производственной сфере. Критерий – уровень развития производительных сил.

Конечный критерий социального прогресса – уровень развития самого человека, его сущностных сил. Самый глубокий критерий социального прогресса – сам человек. Выделяют два уровня сущностных сил человека:

  1. Интеллектуальный: труд, мышление, речь;
  2. Потенциальный: способности и потребности.

Сейчас читают про: