Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы. Всемирная история как единый мировой закономерный мировой процесс. Социальный прогресс, его критерии. Роль народных масс и личности в истории.
Исторический процесс – поступательное самодвижение общества, в результате его жизнедеятельности. Это последовательность событий, складывающаяся в пространстве и времени в результате деятельности людей. Исторический процесс – это социальная форма движения.
Существует две точки зрения на цивилизацию:
- цивилизация – это этап в развитии общества, который следует за варварством;
2. цивилизация – это социально – этническая или политическая целостность, обладающая определенной культурной идентичностью и существующая в рамках определенной географической среды.
Цивилизационная концепция.
Авторы: Данилевский (“Россия и Европа”), Тойнби, Хантингтон.
Данилевский выделил 4 признака цивилизаций:
o религиозный;
o политически;
o художественно-культурный;
o социально-экономический.
|
|
10 цивилизаций:
Ø Египетская;
Ø Китайская;
Ø Ассирийско-вавилонско-финикийская;
Ø Индийская;
Ø Иранская;
Ø Еврейская;
Ø Греческая;
Ø Римская;
Ø Аравийская;
Ø Германо-романская.
Цивилизации носят замкнутый характер, контакт между ними почти исключен. Развитие цивилизаций циклично. Между ними нет преемственности, взаимовлияния.
Тойнби выделял 30 цивилизаций, а в 50-х годах осталось только 7. Каждая возникает на вызов окружающей среды. Если же ответ адекватен, то будет жить.
Ø Западная;
Ø Православная;
Ø Исламская;
Ø Индийская;
Ø Дальневосточная;
Ø Персы, христиане, монофиситы, иудаисты.
Ø Буддисты, ломоисты.
Возможен диалог между цивилизациями.
1. формационная концепция выделяет концепции формации по объективному признаку – способу производства;
2. Формации позволяют выразить специфику общества на сущностном уровне.
Цивилизационный подход - на уровне явлений.
3. Формации позволяют выделить типологическое единство.
Цивилизационная концепция позволяет фиксировать многообразие, специфику, она не ищет общего.
4. Формационный подход: история и общество движутся от низшего к высшему, т.е. социальный прогресс существует.
Цивилизационная концепция: идея круговорота, нет прогресса.
5. Формационный подход выражает единство, единый мировой закономерный исторический процесс.
Цивилизационная концепция: нет единства человеческой истории.
Эти две концепции взаимно дополняют друг друга.
Социальный прогресс – социальная форма развития и движения общества от низших ступеней к высшим.
|
|
ü Причина социального прогресса – диалектика способностей и потребностей человека (производства и потребления).
Человек должен производить условия своего существования. Потребности человека имеют тенденцию к усложнению. Потребности носят сложный характер - закон.
Маркс: закон неуклонного возвышения потребностей.
ü Критерий социального прогресса.
Идеализм искал причину в духовном начале. Материализм считал, что критерий нужно искать в производственной сфере. Критерий – уровень развития производительных сил.
Конечный критерий социального прогресса – уровень развития самого человека, его сущностных сил. Самый глубокий критерий социального прогресса – сам человек. Выделяют два уровня сущностных сил человека:
- Интеллектуальный: труд, мышление, речь;
- Потенциальный: способности и потребности.