Задачи:
1)систематический контроль за выполнением плана реализации продукции и получение прибыли;
2) определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
3)выявление резервов роста прибыли и рентабельности;
4) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Использование данных ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках» делает необходимым проведение внешнего и внутреннего анализа. Внешний анализ осуществляется в 2 этапа. На первом аналитик должен составить четкое представление о принципах формирования доходов и расходов предприятия. Основной информацией для этого должна стать пояснительная записка. На втором этапе проводится анализ ф.№2, связанный с изучением структуры доходов и расходов и их соотношения.
Внутренний анализ проводится в 3 этапа: 1) оценивается влияние действующих на предприятии учетных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов, выявляются все факты изменения учетной политики и их влияния на финансовые результаты; 2) анализируют причины изменения конечного финансового результата: стабильные и случайные факторы, повлиявшие на его изменения; 3) проводится углубленный анализ финансовых результатов с привлечением данных управленческого учета, раскрывающих информацию о доходах и расходах в разрезе центров ответственности.
|
|
В процессе анализа необходимо изучить степень выполнения плана, прибыли от реализации в целом по предприятию, ее динамику и факторы изменения. Основными факторами являются объем реализованной продукции, ее структура, уровень цен и с/с единицы реализованной продукции.
Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.
Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:
* операционную (основную),
* инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения),
* финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т. п.).
В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:
* рентабельность продукции, работ, услуг,
* рентабельность производственных фондов,
* рентабельность всего имущества (всех активов),
* рентабельность вложений (инвестиций) и ценных
бумаг.
Доходность продукции (работ, услуг) характеризует-ся следующими показателями:
* рентабельностью реализации (оборота, продаж),
|
|
* рентабельностью выпущенной продукции,
* рентабельностью отдельных изделий.
Рентабельность реализации (оборота, продаж) (Rпродаж(оборота)) определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр), выраженным в процентах:
Rпродаж(оборота) = (Пр / Вр) х 100%.
Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.
Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции (Rтв) определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продукции (Ств):
Rтв = (Пв / Ств) х 100%.
Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.
На изменение уровня рентабельности производственных фондов (Rпф) оказывают влияние следующие факторы:
* изменение уровня фондоотдачи (Фо),
* изменение уровня оборачиваемости (Ко),
*изменение рентабельности (доходности) объема реализованной продукции.
Анализ начинается с определения изменений в уровне рентабельности (фактическая рентабельность - плановая). Даётся общая оценка изменения уровня рентабельности. Затем определяется количественное влияние факторов на изменение уровня рентабельности (используя метод цепных подстановок).
По результатам проведенных расчетов дается оценка по каждому фактору и в целом по использованию всей совокупности факторов.
Показатели рентабельности характеризуют доходность с разных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Одна из групп показателей рентабельности - это показатели рентабельности капитала (активов). На основе данных показателей определяют доходность и эффективность использования имущества.