Анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности предприятия

Задачи:

1)систематический контроль за выполнением плана реализации продукции и получение прибыли;

2) определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

3)выявление резервов роста прибыли и рентабельности;

4) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Использование данных ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках» делает необходимым проведение внешнего и внутреннего анализа. Внешний анализ осуществляется в 2 этапа. На первом аналитик должен составить четкое представление о принципах формирования доходов и расходов предприятия. Основной информацией для этого должна стать пояснительная записка. На втором этапе проводится анализ ф.№2, связанный с изучением структуры доходов и расходов и их соотношения.

Внутренний анализ проводится в 3 этапа: 1) оценивается влияние действующих на предприятии учетных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов, выявляются все факты изменения учетной политики и их влияния на финансовые результаты; 2) анализируют причины изменения конечного финансового результата: стабильные и случайные факторы, повлиявшие на его изменения; 3) проводится углубленный анализ финансовых результатов с привлечением данных управленческого учета, раскрывающих информацию о доходах и расходах в разрезе центров ответственности.

В процессе анализа необходимо изучить степень выполнения плана, прибыли от реализации в целом по предприятию, ее динамику и факторы изменения. Основными факторами являются объем реализованной продукции, ее структура, уровень цен и с/с единицы реализованной продукции.

Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:

* операционную (основную),

* инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения),

* финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т. п.).

В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:

* рентабельность продукции, работ, услуг,

* рентабельность производственных фондов,

* рентабельность всего имущества (всех активов),

* рентабельность вложений (инвестиций) и ценных

бумаг.

Доходность продукции (работ, услуг) характеризует-ся следующими показателями:

* рентабельностью реализации (оборота, продаж),

* рентабельностью выпущенной продукции,

* рентабельностью отдельных изделий.

Рентабельность реализации (оборота, продаж) (Rпродаж(оборота)) определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр), выраженным в процентах:

Rпродаж(оборота) = (Пр / Вр) х 100%.

Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.

Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции (Rтв) определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продукции (Ств):

Rтв = (Пв / Ств) х 100%.

Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.

На изменение уровня рентабельности производственных фондов (Rпф) оказывают влияние следующие факторы:

* изменение уровня фондоотдачи (Фо),

* изменение уровня оборачиваемости (Ко),

*изменение рентабельности (доходности) объема реализованной продукции.

Анализ начинается с определения изменений в уровне рентабельности (фактическая рентабельность - плановая). Даётся общая оценка изменения уровня рентабельности. Затем определяется количественное влияние факторов на изменение уровня рентабельности (используя метод цепных подстановок).

По результатам проведенных расчетов дается оценка по каждому фактору и в целом по использованию всей совокупности факторов.

Показатели рентабельности характеризуют доходность с разных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Одна из групп показателей рентабельности - это показатели рентабельности капитала (активов). На основе данных показателей определяют доходность и эффективность использования имущества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: