Масштабность НТП в промышленно развитых странах требует и соответствующего финансирования. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. американский экономист Л. Лидерман провел анализ форм и особенностей финансирования НИОКР в промышленно развитых странах. Он пришел к следующим обобщающим выводам.
В большинстве случаев во всех странах государство вносит основной вклад в финансирование фундаментальных исследований, которые осуществляются в университетах, научных центрах, государственных лабораториях. Средства предоставляются:
- в форме целевого финансирования крупных государственных программ с дорогостоящим оборудованием;
- в форме конкурса с применением для отбора заявок и проектов независимой экспертизы.
Что касается прикладных исследований, то ведущая роль в финансировании принадлежит частному сектору, хотя государство косвенными формами и осуществляет корректировку исследований в приоритетных направлениях.
Общий принцип, которого придерживаются промышленно развитые страны, состоит в том, что по мере увеличения возможностей коммерциализации результатов НИОКР доля государства уменьшается. Исключение составляют выполняемые по заказу государства военно-прикладные исследования, биомедицина и приоритетные направления НИОКР.
35. Формы организации НТП в регионах:
В регионах.
Возникновение регионального аспекта НТП обусловлено рядом причин:
1. Неравномерность экономического развития различных регионов и поиск путей решения этого вопроса. Одним из таких путей является НТП.
2. Необходимость мобилизации местных, региональных.
3. Необходимость реконструкции предприятий и структуры производства в старых промышленных районах, где когда-то концентрировались традиционные отрасли и экологически вредные производства.
4. Необходимость диверсифицировать производство в новых экономических регионах, которые имеют высокую специализацию производства, что в условиях мобильного рынка угрожает кризисной ситуацией. С этой целью сюда направляются наукоемкие отрасли.
5. Наконец, выравнивание экономического развития регионов является основой политической стабильности, условием снятия противоречий социальных, а также в производстве и т. д.
В регионах осуществляются различные формы развития научно-технического прогресса, но главным направлением является создание технопарков и технополисов.
В основе этих образований лежит сотрудничество:
- государства и муниципальных властей;
- университетов;
- промышленных фирм. Государство, как правило, является инициатором, обеспечивая
университет заказом на научную разработку. Университет разрабатывает проекты, а фирмы осуществляют массовое производство и коммерциализацию результатов.
В различных странах эти образования называются по-разному (научный парк, технологический парк, исследовательский парк, технополис и др.). Цели тоже могут быть разные: только научные исследования, разработки и создание мощностей, привлечение фирм, проекты и экспериментальное производство и т. д. Однако имеются и общие черты ЭТИХ образований:
1) наличие университета как ядра парка с прилегающей к нему юной, территорией, который разрабатывает идеи, генерирует их, создает проекты и готовит кадры для технопарка;
2) наличие инкубатора малого бизнеса предназначенного для поддержки начинающих предпринимателей, осуществляющих инновационное дело и коммерциализацию проектов. Они имеют льготы по аренде зданий, помещений; получению кредитов, информации; заказов на продукцию:
3) наличие венчурных (рисковых) инновационных фирм;
4) наличие возможностей аренды помещений, лизинга оборудования, а также средних и крупных фирм, которые поселяются в зоне технопарка или полиса, представляя собой мощности по производству и коммерциализации инноваций;
5) выгодное географическое положение - близость к железным, автомобильным и воздушным магистралям, благоприятный климат и экологические условия;
6) помощь государства и местных властей; хотя многие формируются и спонтанно, однако государство или местные власти все равно участвуют прямо или косвенно в их создании.