Сущность, функции и роль рынка

Рынок - многоплановое и многоуровневое понятие, содержание которого менялось в процессе развития производительных сил.

Под рынком следует понимать не какую-то площадь, а всякий район, где имеет место свобода действий покупателей и продавцов и свобода ценообразования.

Определение рынка не связывается с территорией, какой-то местностью, а трактуется как отношения между субъектами по поводу купли-продажи товаров, т. е. как совокупность товарно-денежного обмена.

С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, охватывая не только сферу обращения, но и сферу производства т. е. появляется воспроизводственный аспект в понимании рынка.

В современных условиях сущность рынка трактуется как совокупность экономических отношений между субъектами экономики по поводу производства и сбыта товаров на основе закона стоимости, спроса и предложения с целью удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

Носителями рыночных отношений являются их субъекты. К ним относятся: государство, фирмы, домохозяйства.

Государство выступает на рынке через систему государственных учреждений и бюджетных организаций. Государство в лице правительства закупает различные товары: рабочую силу (для государственных учреждений), средства производства, продовольственные товары, военную продукцию. Оно может продавать государственные услуги, природные ресурсы, вооружение, жилье, общественные товары и т. д. Государство регулирует рыночные отношения через законодательство, налоги, денежно-кредитную политику. Целью государства является не столько получение прибыли, сколько регулирование экономики, обеспечение сбалансированности и стабильности экономического развития.

Фирмы являются основными поставщиками товаров и услуг, которые они продают государству, другим фирмам (в основном торговым), а также домохозяйствам, и основными плательщиками налогов. Покупают они рабочую силу, средства производства и предметы потребления. Их главная цель- получение прибыли.

Домохозяйство - это хозяйственная единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая на потребительском рынке. Домохозяйства продают на рынке рабочую силу, имущество, капитал, здания, сооружения, участки земель и т. д., покупают потребительские товары и услуга. Они также являются основными налогоплательщиками, их цель - удовлетворение своих потребностей и получение дохода.

Сущность рыночных отношений между субъектами:

- возмещение затрат и получение прибыли продавцами (производителями):

- удовлетворение своих потребностей покупателями (потребителями) путем рационального использования своих доходов:

В этой связи можно выделить функции и роль рынка. К основным функциям следует отнести:

1) органическое соединение в едином воспроизводственном механизме сферы производства и обращения, согласование по ассортименту объемов производства и потребления, сбалансированность спроса и предложения по структуре и объему;

2) установление общественной ценности материальных благ и услуг путем сопоставления индивидуальных затрат и общественно необходимых, а также в соответствии с потребительскими интересами (предпочтениями);

3) создание экономических стимулов развития общественного производства через прибыль, через перелив капитала между сферами и отраслями народного хозяйства:

4) осуществление незримого контроля за эффективностью использования материальных и финансовых средств.

Что касается роли рынка в экономике, то здесь можно отметить следующие моменты:

• рынок через систему обратных связей (от рынка через цены к производителю) дает «сигналы» производителям, что и в каком объеме производить:

• он регулирует пропорции между регионами, отраслями, производствами, прежде всего через микроэкономические процессы, создавая основу сбалансированного развития экономики;

• рынок дифференцирует производителей, исполняя роль «санитара», путем «вымывания» убыточных и неконкурентоспособных предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: