double arrow

Классификация рынков

Мы отмечали, что рыночная экономика охватывает все сферы общественного производства, поэтому существует множество различных видов рынка.

1. По степени ограничения конкуренции выделяют:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции:

- олигополистический рынок:

- рынок чистой монополии. Дадим им краткую характеристику.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется наивысшей конкурентностью. Здесь практически полностью отсутствует возможность для участников рынка влиять на условия реализации, уровень цен.

В этой связи можно выделить следующие черты рынка свободной конкуренции:

- количество продавцов так много, что они не могут влиять на рыночные цены;

- продается одинаковый, стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик, марок, товарных знаков, поэтому здесь нет ценовой конкуренции на базе качества товаров, главное для покупателя - это цена;

- покупатели и продавцы обладают полной рыночной информацией (о товарах, ценах и т. д.) и могут свободно входить и выходить из рынка (нет ограничения барьеров);

- минимальное вмешательство государства в экономику, регулирование производства осуществляется рыночным механизмом на основе закона спроса и предложения, закона «невидимой руки».

Однако такой рынок существует только в идеале, в реальной действительности нет такого рынка а есть его элементы в той или иной степени.

Рынок монополистической конкуренции представлен относительно большим (несколько десятков) количеством продавцов, которые продают схожую (одежда), но неидентичную продукцию (виды одежды могут быть разные). Поэтому каждая фирма чувствует себя относительно самостоятельно и независимо, не обращая внимания на другие фирмы. Если на рынке монополистической конкуренции продается дифференцированный товар (например, пальто продают несколько фирм, но пальто отличаются материалом, шитьем, качеством, цветом и т. д.). то средством конкуренции становятся не только цены, но и качество, т. е. неценовая конкуренция. Товары могу'' дифференцироваться по доступности (рядом магазин, далеко), организации торговли и т. д.

При монополистической конкуренции производители имеют ограниченную возможность влиять на цены, поскольку они устанавливаются в связи с предпочтениями потребителей (цена держится, пока потребитель берет товар, пока держится лучшая дифференциация продукта).

При монополистической конкуренции существуют свободный вход и выход фирм на рынок, что исключает возможность сговора между фирмами.

Олигополистический рынок наиболее типичен для современной экономики. Главным признаком этого рынка является немногочисленность, ограниченное число продавцов, которые продают крупные, но близкие по объему продаж партии товара.

Обычно число фирм на олигополистическом рынке - от трех до десяти. Так, четыре корпорации США выпускают 80 % моющих средств, 90 % сигарет и 70 % швейных машин. Олигополия господствует обычно в автомобильной, фармацевтической, электронной и химической промышленности.

Частным случаем олигополии является дуополия, когда на рынке две фирмы господствуют при продаже товара. Здесь уже полуограниченный контроль над рынком, что приближает ее к полной монополии. Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной (чистой) монополии, что в переводе с греческого означает «единственный продавец)). Такой рынок характеризуется следующими особенностями:

а) отрасль представлена одной фирмой, которая производит и продает товар:

б) товар уникален в смысле отсутствия заменителей (покупатель вынужден покупать);

в) продавец торгует только своим товаром:

г) продавец диктует цену;

д) вступление в отрасль заблокировано (низкие издержки, наличие патента лицензии от государства, монополии на сырье, недобросовестная конкуренция).

2. По пространственному признаку рынки подразделяются на местные, региональные, национальные, мировые.

3. По характеру продаж рынки подразделяют на оптовый, розничный, фьючерсный.

4. По уровню насыщения товаром рынки подразделяются на равновесный, избыточный, дефицитный.

5. По степени регулируемости рынки подразделяются на нерегулируемый, централизованно управляемый и регулируемый.

Нерегулируемый рынок в чистом виде существовал на ранней стадии обмена. Здесь нет государственного вмешательства. Объем продаж, цены формируются в результате прямых контактов покупателей и продавцов. Сегодня это имеет место на «толкучках», «оптушках», базарах и т. д.

Регулируемый рынок функционирует в условиях многообразия форм собственности. Государство устанавливает общее правило поведения субъектов, осуществляет контурное регулирование.

Основные же процессы регулируются рыночным механизмом.

6. Наконец, выделяют сегодня информационный рынок. На нем функционирует специфический товар - информация (деловая, коммерческая, научная, культурная и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: