double arrow

Сущность и роль конкуренции в рыночной экономике

По вопросу о сущности и видах конкуренции существует множество мнений. Если суммировать все подходы, то можно дать следующее определение конкуренции: это состязательность, борьба между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства и сбыта товаров и услуг.

Наиболее основательно теория конкуренции в современных условиях разработана М. Портером. Он подчеркивает, что суть конкуренции выражается пятью сипами:

а) угрозой появления в отрасли новых производителей данного товара;

б) угрозой появления на рынке товаров-заменителей (субститутов);

в) способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться:

г) способностью торговаться покупателей товаров и услуг;

д) уровнем соперничества уже имеющихся в отрасли конкурентов.

Значение каждой, из пяти сил меняется как в отрасли, так и между отраслями. Выделяют следующие черты конкуренции:

- она проявляет себя в системе производства технических и экономических параметров продукции на стадиях проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления;

- является одной из главных составляющих рыночных отношений, определяя сущность всех элементов ранка - стоимости, цен. издержек, Р';

- определяет сущность системы методов ведения хозяйства, хозяйственного механизма и характера взаимоотношений между субъектами.

Выделяют наряду с понятием «конкуренция» понятие конкурентоспособность - это способность субъектов экономики (в условиях состязательности) осуществлять деятельность в рыночных условиях, получать Р'. достаточную для научно-технического совершенствования производства и стимулирования работников.

Следует иметь в виду, что довольно часто (особенно в России) субъекты рынка прибегают к методам недозволенной, недобросовестной конкуренции.

1. Распространение ложных или неточных сведений о конкурентах.

2. Доведение до потребителя искаженной информации о товаре и его качестве, свойствах.

3. Незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки.

4. Использование конкретных сравнений, порочащих товары конкурентов.

5. Самовольное получение, использование или разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации, составляющей коммерческую или служебную тайну.

Функция выявления и привлечения к ответственности за использование методов недобросовестной конкуренции возложена в РФ на Комитет по антимонопольной политике.

Рояь конкуренции в рыночной экономике исключительно велика:

1. Конкуренция через законы стоимости, спроса и предложения сопоставляет индивидуальные затраты с ОНЗТ.

2. Приспосабливает-объем и структуру производства к объему и структуре общественного потребления.

3. Предопределяет распределение и перераспределение средств и ресурсов в экономике.

4. Конкуренция порождает:

а) приспособленческое поведение товаропроизводителей, связанное с модернизацией производства только потому, что этим занимается конкурент:

б) обеспечивающее поведение, которое стабилизирует положение товаропроизводителя на рынке на длительную перспективу;

в) новаторское поведение, которое позволяет выйти на самый высокий уровень конкурентоспособности фирмы, получать Р' и сверхприбыль.

5. Конкуренция выполняет контролирующую функцию за использованием ресурсов для того, чтобы одни не обогащались за счет других, хотя это далеко не всегда удается.

6. Обеспечивает экономическую свободу товаропроизводителям, воспитывает дух предпринимательства.

Но вместе с тем она ведет к расслоению товаропроизводителей, обогащая одних и разоряя других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: