АФИ́НЫ (Athenai) — столица Аттики, прославленный город Эллады и один из главных центров античного искусства. Находится почти в центре Греции, в 5 км от Эгейского моря; в древности Афины были связаны с портом Фалер, а затем с Пиреем — длинными стенами на случай осады. Афины — самая старая из столиц Европы, она была центром античного мира, когда другие блистательные города еще не существовали.
V век до н. э. — это время расцвета всех видов искусства. Ярче всего оно выразилось в создании Афинского Акрополя — высокого холма с ансамблем зданий. Акрополь был гордостью афинян и вызывал восхищение соседних народов. Его строительством руководил известный всей Греции архитектор и скульптор Фидий.
Ансамбль состоит из нескольких сооружений, красота которых раскрывается зрителю постепенно, по мере движения от подножия Акрополя к его вершине. Поднимаясь по ступенькам на холм, участники праздника сначала попадали в крытую проходную галерею — Пропилеи. Боковые проходы служили для пеших афинян, а по среднему, где не было ступеней, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных.
|
|
Справа от Пропилеи на краю обрыва стоит маленький храм. Он посвящен бескрылой Нике. Афиняне не хотели, чтобы победа улетела, покинув их.
Через пропилеи шествие выходило на широкую площадь, в центре которой высилась бронзовая девятиметровая статуя Афины Воительницы, созданная Фидием. Ее отлили из медных доспехов и оружия побежденных врагов. Позолоченный шлем и острие копья статуи блестели на солнце так ярко, что моряки видели их блеск еще издали, подплывая к Пирею.
Отсюда был виден и главный храм — Парфенон. Строителям Парфенона Иктину и Калликрату удалось создать в облике храма ощущение свободы и гармонии. Рядом с его колоннами человек чувствует себя выше, стройнее, увереннее. Тайна знаменитого храма заключается в возвеличивании человека.
Парфенон — образец идеальной правильности. На самом деле он построен с учетом особенностей человеческого зрения. Горизонтальные линии храма имеют правильный изгиб вовне и вверх, так как идеальная прямая показалась бы слегка выгнутой. 46 колонн слегка наклонены к центру здания, но кажутся строго вертикальными. Расстояния между ними разные — колонны «стянуты» к углам, — но воспринимаются как одинаковые. Все колонны к середине утолщаются и к капителям сужаются. Угловые колонны, видимые на фоне неба, толще остальных.
Парфенон кажется огромным, но он не так велик —70 м х 31 м х 10,4м. Внутри он был разделен на две части. В одной стояла статуя Афины высотой 12 метров. Фидий создал ее из дерева и покрыл слоновой костью и золотом. Фронтоны Парфенона украшали изображения, прославляющие Афину.
|
|
На том месте, где по преданию, происходил спор Афины с Посейдоном, был тоже построен храм — Эрехтейон. В нем находились святыни города, деревянная статуя богини, упавшая с неба, могила царя Эрехтея, колодец с соленой водой, пробитый трезубцем Посейдона. У стены храма стояла священная олива, выросшая по воле Афины. С южной стороны храм имел портик, знаменитый тем, что его кровлю держат не колонны, а фигуры дев (по-гречески — кор). Они восхищают изяществом и гордым величием, что было свойственно всей древнегреческой культуре.
В древних Афинах был водопровод, заканчивавшийся главным бассейном с фонтаном — эннеакруносом ("девятиструйным").
В старой части города, к северу от Акрополя, расположен выдающийся памятник — "Башня Ветров", восьмигранное сооружение, построенное в середине I в. до н. э. Там находились водяные часы — клепсидра и флюгер. Наружные стены украшены рельефами — аллегорическими фигурами ветров. С запада к Агоре примыкает холм Колонос Агорайос, на котором сохранились остатки Гефестейона — дорического храма V в. до н. э., посвященного Гефесту.