Коммерческая (финансовая) эффективность проекта учитывает финансовые последствия реализации проекта для ее непосредственных участников. Она определяется соотношением затрат и финансовых результатов, обеспечивающих требуемый уровень доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться для инвестиционного проекта в целом или для конкретных участников проекта с учетом их вклада.
Показатели эффективности проекта в целом исчисляются по результатам инвестиционной и операционной деятельности, т.е. на основании потока реальных денег без учета результатов финансовой деятельности, а показатели эффективности для участников проекта включают все притоки и оттоки денежных средств конкретного участника.
Бюджетная эффективность проекта отражает влияние реализации проекта на доходы и расходы федерального, регионального или местного бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, который используется для обоснования заложенных в проекте мер федеральной или региональной поддержки. Для шага t бюджетный эффект B(t) определяется как разность между доходами R(t) и расходами E(t) соответствующего бюджета
|
|
Интегральный бюджетный эффект B(int) рассчитывается как превышение интегральных доходов бюджета R(int) над интегральными расходами бюджета E(inf)
Экономическая эффективность отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю для проекта среду и учитывает соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников проекта и могут быть количественно оценены.
Выбор инвестиционного проекта, предусматривающего государственную поддержку, производится исходя из максимального интегрального эффекта, учитывающего коммерческую, бюджетную и народно-хозяйственную экономическую эффективность.
4. Содержание бизнес-плана инвестиционного проекта.
Основные разделы, которые содержит типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта:
1. Титульная страница бизнес-плана - содержит название компании, ее юридический и фактический адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании, наименование и очень кратко (одним предложением) - суть проекта, информацию о исполнителях проекта и дату его составления.
2. Резюме проекта - представляет собой основные положения, суть, "выжимки" из проекта, его основные выводы. Цель резюме - заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана. Резюме должно показать инвестору выгодность и перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект.
|
|
3. Описание компании - автора инвестиционного проекта - содержит основную информацию о компании, которая предлагает данный инвестиционный проект, ее полные реквизиты, информацию о учредителях и их реквизиты, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, достижения, организационную структуру, основные продукты, и место компании на рынке.
4. Описание продукта или услуги - включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию патентах и лицензиях.
5. Маркетинговый анализ - содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.
Основной задачей данного раздела бизнес-плана является дать ответ на вопросы - сколько и какого именно товара требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В этом разделе также должен быть приведен анализ состояния и тенденций развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий отрасли, степень развития конкуренции и барьеры вхождения в нее.
6. Стратегия продвижения товара - здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу. Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе с покупателями
7. Производство - в случае, если это производственное предприятие, данный раздел бизнес-плана включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудованияВ разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, динамика цен, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования8. План по персоналу - в этом разделе бизнес-плана приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.
9. Организационная структура и управление - содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала.
10. Финансовый план - самая интересная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки предприятия - затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль.
11. Анализ рисков проекта - в этом разделе бизнес-плана дается описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится стратегия по их минимизации.
12. Приложения к бизнес-плану - это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.
|
|
5.Задача – приток и отток
1 вариант
Исх. данные. П*/п реализует прод-ю с месячной отсрочкой платежа. Выручка опред. по моменту отгрузки. Учетной политикой п/п предусмотрено поддерживать постоянный минимальный остаток на расчетном счете в размере 20 тыс. р. На начало квартала на расчетном счете имелось 30 тыс. р. Дополнит исходные данные представлены в таблице.
Показатель | Март | Апрель | Май | Июнь |
Выручка, тыс. р. | ||||
Поступления денежных средств от прочей реализации, тыс. р. | ||||
Погашение кредиторс-кой задолжн-сти, тыс. р. | ||||
Прочие платежи, тыс. р. |
Решение: Плановый баланс денежных поступлений и выплат В тысячах рублей
Показатель | Апрель | Май | Июнь |
1 Приток | |||
1.1 Поступление денежных средств от реализации продукции | |||
1.2 Прочие поступления | |||
2. Отток денежных средств | |||
2.1 Погашение кредитор-ской задолженности | |||
2.2 Прочие платежи | |||
3 Чистый денежный поток (Приток-Отток) | +50 | -200 | +200 |
4 Остаток ден. средств на начало периода | 80(30+50) | -120(80-200) | |
5 Остаток денежных средств на конец | -120 | +80(120+200) | |
6 Минимально необход остаток ден. средств | |||
7 Потребность во внешнем финансирован | 140(20+120) |
Для того, сбалансировать план движения денежных средств, необход взять кредит в банке в мае на месяц.
Сбалансированный план движения денежных средств (кредит 12%)
Показатель | Апрель | Май | Июнь |
1 Приток | |||
1.1 Поступление денежных средств от реализации продукции | |||
1.2 Прочие поступления | |||
1.3 Поступление кредита | - | - | |
2. Отток денежных средств | 1741,4 | ||
2.1 Погашение кредиторс-кой задолженности | |||
2.2 Прочие платежи | |||
2.3 Погашение основной суммы долга | - | - | |
2.4 Погашение процентов | - | - | 1,4 |
3 Чистый денежный поток (Приток-Отток) | +50 | -60 | +58,6 |
4 Остаток ден. средств на начало периода | +30 | +80(30+50) | +20(80-60) |
5 Остаток денежных средств на конец | +80 | +20 | +78,6(58,6+20) |
6 Минимально необходим остаток ден. средств | |||
7 Потребность во внешнем финансировании | - | - | - |
2 вариант
|
|
Прогнозирование денежных потоков. Составление плана движения денежных средств (практикум)
Составить план денежных поступлений и выплат на второй квартал и определить объем требуемого краткосрочного финансирования.
Исходные данные
Показатель | Мар | Апр | Ма | Июн |
Выручка от реализац продукции (метод начисления), тыс. р. | ||||
Отток денежных средств, тыс. р. |
Покупателям предоставляется месячная отсрочка платежа. Остаток денежных средств на начало квартала 50 тыс.р. Неснижаемый остаток денежных средств - 5 тыс.р.
Решение:
При решении задачи необходимо учесть, что поступления денежных средств за реализованную продукцию будут на месяц отставать от начисленной выручки.
Проект прогноза движения денежн средств
Показатель | Апр | Май | Июнь |
Поступления ден сре-тв | |||
Отток денежных средств | |||
Чистый денежный поток (текущее сальдо) | - 40 | - 50 | +50 |
Начальное сальдо | -40 | ||
Конечное сальдо | -40 | ||
Неснижаемый остаток денежных средств | |||
Требуемая дополнител краткосрочная ссуда | +45 |
Для балансирования денежных поступлений и выплат в мае необходимо взять кредит на месяц на сумму 45 тыс.р. Предположим, что процентная ставка по кредиту 20 %.
Окончательный вариант прогноза движения денежных средств представлен в табл..
Показатель | Апр | Май | Июн |
Поступлен ден средств от текущей деятельнос | |||
кредит | |||
Отток денежных средс | |||
от текущей деятельнос | |||
погашен % по кредиту | 0,75 | ||
Погашение основной суммы долга | |||
Чистый денежн поток | - 40 | - 5 | 4,25 |
Начальное сальдо | |||
Конечное сальдо | 9,25 | ||
Неснижаемый остаток денежных средств |