Сущность и особенности расчета показателей эффективности использования трудовых ресурсов. Факторы роста производительности труда

Производительность труда – это показатель эффективности использования ресурсов труда. Для измерения производительности труда в промышленности используются два основных показателя: выработка и трудоемкость.

Выработка измеряется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника. Выработка определяется по формуле (1.3):

(1.3)

Преимущество показателя трудоемкости состоит в том, что он позволяет судить об эффективности затрат живого труда на разных стадиях изготовления конкретного вида продукции.

Трудоемкость – это затраты рабочего времени на производство единицы продукции. В зависимости от состава включаемых в неё трудовых затрат различают следующие виды трудоемкости:

- технологическая трудоемкость – затраты труда основных рабочих (Ттех);

- трудоемкость обслуживания производства – затраты труда вспомогательных рабочих (Тоб);

- трудоемкость управления производством – затраты труда руководителей, специалистов и служащих (Ту);

- производственная трудоемкость – рассчитывается по формуле (1.4), как сумма затрат основных и вспомогательных рабочих (Тпр);

Тпр = Ттех + Тоб (1.4)

- полная трудоемкость – затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала [4]. Полной трудоемкость единицы продукции определяется по формуле (1.5) и понимается как сумма всех затрат живого труда на изготовление единицы продукции, измеряемая в человеко-часах;

(1.5)

Факторы роста производительности труда – причины, вызывающие изменения ее уровня, или объективные условия определяющие возможность ее повышения.

1. Повышение техничес. уровня производства:

- механизация и автоматизация производства;

- внедрение новых видов оборудования;

- внедрение новых технологических процессов

- улучшение конструктивных свойств изделий;

- повышение качества сырья и новых конструктивных материалов.

2. Совершенствование управления, организации производства и труда:

- изменение структуры управления;

- увеличение норм и зон обслуживания;

- сокращение потерь рабочего времени;

- сокращение потерь от брака;

- повышен. уровня специализац. производств.

3. Структурные изменения в производстве:

- изменение уд. весов отдел. видов продукции

- изменение доли полуфабрикатов и комплектующих изделий;

- изменение трудоемкости произв. программы.

4. Отраслевые факторы, характеризующие изменения внешних, природных условий:

- изменен. условий добычи полез. ископаемых

- изменение содержания полезного вещества;

- ввод в действие новых предприятий.

2. Цели и содержание стратегического и тактического планирования маркетинга. Комплекс маркетинга – МИКС

Тактический или оперативный маркетинг обеспечивает выбор целевого сегмента, позиционирование на сегменте, планирование и реализацию мероприятий комплекса маркетинг-микс (товар, цена, продвижение, сбыт), формирование бюджета маркетинга. Для каждого мероприятия маркетингового плана указываются необходимые ресурсы, время проведения, ответственные за выполнение, вид контроля и т.п.

Стратегия – это выбор общих направлений развития предприятия с целью достижения предполагаемых результатов в будущем. Процесс стратегического планирования предполагает анализ перспективных потребностей, выявление базового рынка, его сегментацию и привлекательность, оценку конкурентоспособности продукции и предприятия, выбор стратегии развития и поведения на рынке.

В зависимости от складывающейся конкурентной ситуации на рынке предприятие может избрать:

а) наступательный маркетинг (атакующая стратегия) – увеличение объема продаж, выведение новых товаров и снятие с производства «больных» товаров, выход на новые рынки и увеличение доли на существующих, интенсификация НИОКР и т.п.;

б) оборонительный маркетинг (удерживающая стратегия) – удержание своих позиций на рынке, сохранение имеющейся рыночной доли, сокращение продаж, снижение цены, модификация товаров, улучшение стимулирования сбыта, сервиса;

в) стратегию отступления – это вынужденная, а не выбираемая стратегия включает сокращение рыночной доли, постепенное сворачивание операций, ликвидация производства отдельных видов товаров.

Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Одна из концепций комплекса маркетинга (4P) включает 4 составляющих:

– товар;

– цена;

– распределение;

– продвижение.

Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (физические объекты, услуги, лица, организации, идеи).

Под ценой в широком смысле понимаются все субъективные и объективные затраты, связанные с приобретением и использованием продукта.

Распределение товаров – деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю физического перемещения товаров от производителя до потребителя.

Продвижение – любая форма сообщений для информации, убеждения, напоминания о товарах, услугах, общественной деятельности, идеях и т.д.

Все элементы комплекса взаимосвязаны и оценка продукта при выборе осуществляется по всем компонентам комплекса. Каждый из элементов включает самостоятельный комплекс мероприятий, реализация которых формирует соответствующую политику в комплексе маркетинга. Относительная значимость каждого отдельно взятого элемента маркетинга зависит от разных факторов, таких как тип организации, вид товара, поведение потребителей.

Оптимальный маркетинг-микс составляет такую комбинацию маркетинговых инструментов, благодаря которой обеспечивается достижение очерченных целей при рациональном использовании имеющихся средств бюджета маркетинга. Относительная значимость каждого отдельно взятого элемента маркетинга зависит от разных факторов, таких как тип организации, вид товара, поведение потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: