Виды работы, примеры игр, заданий и упражнений по развитию словаря дошкольников с ОНР

Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, на­речий начиная со слов, наиболее часто употребляющих­ся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова с уче­том их формирования в онтогенезе. В процессе проведе­ния этой работы детей необходимо научить дифференци­ровать значения слов по различным признакам, выделять существенный признак в структуре значения слова.

При расширении пассивного словаря логопед использует следующие приемы:
- (1 уровень ОНР)

1. Демонстрация действий с использованием элементов драматизации

2. Прослушивание коротких стихотворений и потешек

3. Речь с движением (элементы пальчиковой гимнастики, движения крупной моторики).

4. Театрализованная деятельность – наблюдение за разыгрыванием сюжетов, сказок, рассказов с помощью игрушек.

5. Ознакомление с текстами с использованием мультфильмов.

- (2 уровень ОНР)

1. Выполнение действий по речевой инструкции (покажи, отнеси). В ходе работы фразы обращения к детям становятся все распространенней (принеси желтый карандаш)
2. Детей учат различать слова, сходные по звучанию.
3. Учат различать действия, близкие по ситуации (шьет – вяжет). Ребенок подбирает сначала нужную картинку к слову, а затем самостоятельно употребляет слово.
4. Детей учат различать действия и признаки противоположные по значению (большой –маленький)
5. Детей учат различать действия, выраженные возвратным и невозвратным глаголом.
6. Учат различать глаголы, выраженные в единственном и множественном числе.
7. Различать женский и мужской род.
8. Различать падежные формы существительных (где волк ловит собаку – собака ловит волка).
9. Учат различению пространственных отношений предметов., выраженных предлогов (в, на…) Сначала – понимание предлогов, в пассивной речи, потом вводят в активную речь.

- (3 уровень ОНР)

1. Содержание занятия включает умение правильно воспринимать обращенные вопросы.

2. Умение понимать различие в значении слов, связанные с изменением морфемных элементов слова (приставки: пришел, ушел, вышел, подошел; суффикса: дом, домик, домище).

3. Умение группировать слова по различным признакам.

4. Формирование умения понимать слова с переносным смыслом или отвлеченным значением.

5. Формирование обобщающих понятий.

- (4 уровень ОНР)

1. уточнение и расширение значений слов

Активный словарь:
- (1 уровень ОНР)

1. Односторонний диалог. (Логопед сам спрашивает и сам отвечает, т.е. дает ребенку речевой образец, логопед повторяет вопрос – ответ несколько раз. При получении любой звуковой реакции ребенок поощряется, но аморфные слова, употребляемые ребенком, повторять нельзя).

2. После появления у ребенка способности подражать слову взрослого детей учат воспроизводить ударный слог, интонационно – ритмический рисунок односложных и двухсложных слов, наращиванию слогов в слове, которое заканчивается на произносимый слог (Котенок, ребенок произносит КА, подбираем шубКА, муКА и т.д.) т.е. отрабатываем образ слова.

3. Учить детей называть близких родственников, с ударным на первый слог (папа, мама), имена игрушек, односложные слова (дом, нос), двусложные слова с ударением на первый слог (каша, мыло), далее двусложные слова с ударением на втором слоге (нога, пила), далее 3х сложные слова с ударением на среднем слоге (лопата, машина). От ребенка требуется сохранение ритмического рисунка (собака – бабака). Детей учат выполнять вопросительные слова (кто, где)

- (2 уровень ОНР) По уточнению и расширению словаря работа с лексикой зависит от сложности звуко- слоговой структуры слова и ведется в следующей последовательности:

1. односложные слова – лук, кот, лес, ком;

2. двусложные слова с ударением на 1 слоге - бусы, рыбы, каша;

3. трехсложные слова с ударением на первом слоге – ягоды, дерево;

4. трехсложные с ударением на 2 слоге – машина, собака, корова;

5. трехсложные с ударением на последнем слоге – молоко, самолёт)

- (3 уровень ОНР)

1. обучение детей построению самостоятельных высказываний

2. закрепление навыков построения различных типов предложения

3. обучение связности и логичности изложения содержания текстов

4. обучение составлению рассказов по картинкам и серии картинок, описание предметов и объектов.

5. Умение употреблять различные части речи и слова выходящие за рамки обиходного словаря.

6. Умение употреблять синонимы и антонимы

- (4 уровень ОНР)

1. введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь.

2. Сравнение и описание предметов сходных по внешнему виду и назначению (стул – табурет, ваза - бутылка)

3. Самостоятельное составление загадок на основе отличительных особенностей предмета

4. Перечисление составляющих единого процесса, что позволяет сформировать умение последовательно и логично передавать последовательность событий (как сварить борщ).

5. Составление коротких рассказов по сериям сюжетных картинок

6. Составление предложений по опорным словам и включение их в рассказ.

7. Составление коротких рассказов с элементами небылиц

8. Придумывание рассказов поначалу и концу

9. Составление пересказов, рассказов, сказок.

10. Составление рассказа по сюжетной картине

11. Заучивание текстов.

Задания:

«Соберем урожай». Детям раздаются разрезные картинки с изображени­ем частей овощей и фруктов и две корзинки. Сложив разрезную картинку, ребенок называет ее, определяет, овощ это или фрукт, и кладет в соответствующую кор­зинку.

3. «Назови лишнее слово».

а. Логопед читает стихотворение и просит детей на­звать лишнее слово.

Со словами мы играем, Слово к слову подбираем: Самолет, машина, дом. Выходи из круга вон.

б. Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее слово, объяснив свой выбор:

ромашка, василек, клубника, роза, мак; шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки; кастрюля, сковорода, бидон, чашка, миска; автобус, трамвай, самолет, машина, троллейбус; пенал, молоток, пила, клещи, отвертка.

4. «Найди лишний предмет».

Детям демонстрируется карточка с контурными изоб­ражениями предметов одной тематической группы, сре­ди которых встречается изображение предмета другой тематической группы. Ребенок должен, назвав изобра­жения, найти лишний предмет и обосновать свой выбор.

При правильном выполнении задания он получает картинку с цветным изображением этого предмета: легковая машина, корабль, самолет, грузовик, дом;

груша, яблоко, виноград, лимон, морковь;

еж, белка, заяц, лиса, рыба;

стол, стул, кровать, шкаф, кастрюля.

5. «Четвертый лишний».

Логопед задает детям загадки. Картинки-отгадки вы­ставляются на фланелеграфе. Отгадав загадку, дети дол­жны определить, какая картинка лишняя и почему.

Сижу верхом —

не знаю на ком.

Знакомца встречу —

соскочу, привечу.

(Шапка)

Всегда шагаем мы вдвоем,

похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

а ночью под кроватью.

(Ботинки)

С ногами, а не ходит,

со спиной, а не лежит.

(Стул)

Пять чуланов,

одна дверь.

(Перчатки)

6. «Будь внимательным».

а. Детям демонстрируется картинка с изображени­ем овощей (например: лук, огурец, морковь). Логопед называет овощи, изображенные на картинке, и овощ, изображения которого нет (например, редис). Дети дол­жны назвать овощ, изображение которого отсутствует на картинке. (Аналогичное задание можно проводить на материале слов различных тематических групп.)

б. Детям демонстрируются четыре картинки с изобра­жением овощей (например: лук, чеснок, кабачок, огурец). Логопед называет изображение трех овощей (например: лук, кабачок, огурец). Дети должны назвать пропущен­ный овощ (чеснок). (Аналогичное задание можно прово­дить на материале слов различных тематических групп.)

в. Логопед называет детям ряд слов. Они должны внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда ус­лышат слово, обозначающее овощ (или фрукт, мебель, одежду, транспорт, игрушку): трава, морковь, мак, лук, крыжовник, капуста; апельсин, редис, шиповник, персик, лимон, кабачок; диван, ваза, телевизор, буфет, холодильник, тумбочка; панама, майка, платье, туфли, рубашка, косынка; трамвай, молоток, корова, автобус, метро, вокзал; забор, кукла, кубики, графин, баклажан, юла.

7. «Найди пару».

Детям раздаются картинки с изображением различ­ных предметов. Логопед поочередно показывает и на­зывает свои картинки, к которым дети должны подо­брать пару:

чашка — стакан; масленка — сахарница; чайник — кофейник; кастрюля — сковорода; платок — косынка; шапка— кепка; платье — сарафан; пальто — куртка; брюки — шорты; носки — гольфы; чулки — носки; перчатки — варежки; туфли — босоножки; ра­нец — портфель; люстра — настольная лампа.

8. «Что нужно?»

Логопед раздает детям предметные картинки и пред­лагает отобрать среди них те, на которых изображены предметы, необходимые для того, чтобы есть, играть, рисовать, гулять, спать.

Картинки: тарелка, ложка, чашка, вилка, нож, кукла, кубики, мяч, скакалка, конструктор, краски, цветные карандаши, альбом, фломастеры, ластик, кровать, подушка, одеяло, пижама, матрас.

9. «Найди картинку».

Детям демонстрируются картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед просит рассмот­реть их, найти и назвать картинку с изображением того вида транспорта, о котором можно рассказать, исполь­зуя слова:

аэропорт, стюардесса, крылья, небо, пилот; вагон, вокзал, рельсы, купе, проводник; причал, капитан, море, палуба, моряк.

10. «Продолжи».

Перед детьми изображением вниз раскладываются картинки, названия которых входят в различные тема­тические группы.

Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:

яблоко, слива... трамвай, автобус... сапоги, туфли... огурец, лук... юбка, рубашка... кукла, юла... заяц, лиса... корова, собака... молоток, рубанок...

11. «Отгадай-ка».

Логопед читает детям загадки и просит отгадать их, объяснив свою отгадку
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.

(Белка)
Сидит дед, в шубу одет.
Кто его раздевает.
Тот слезы проливает.

(Лук)

Я длинный и зеленый.
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой?

(Огурец)

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.

(Заяц)

12. «Угадай профессию».

Логопед читает детям загадки об атрибутах разных
профессий. Дети должны отгадать загадку, назвать профессию, объяснив свой выбор.

Куда нос, туда и хвост.

(Иголка)

Дом из жести,

А жильцы в нем — вести.

(Почтовый ящик)

Конь бежит — земля дрожит.
Из ноздрей дым валит.

(Поезд)

Наведи стеклянный глаз,
Щелкнешь раз — и помнят вас.

(Фотоаппарат)

Профессии: портной, почтальон, машинист, фотограф,

13. «Узнай, о чем я говорю».

а. Логопед предлагает детям прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине, обосновав свою отгадку.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи. И вот...

Расселся, разлегся

В большущей корзине

И красный,

И желтый,

И черный,

И синий.

Здоровый такой

Разноцветный народ.

(Помидор, репа, редька, баклажан)

б. Логопед описывает предмет. Ребенок должен уга­дать предмет по описанию и назвать его, обосновав свой ответ:

желтый, овальный, кислый... (лимон); пушистая, рыженькая, прыгучая... (белка); стройная, зеленая, колючая... (елка); маленький, круглый, колючий... (еж); красный, круглый, резиновый... (мяч);

14. «Чудо-дерево».

Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну, в которой на чудо-деревьях вместо листьев растут одежда и обувь. Только вот чудо-деревья потеряли свои «листья». Дети должны быстро нарядить два чудо-дерева: чудо-дерево-одежда и чудо-дерево-обувь, выбрав нужные картинки. После того как каждое чудо-дерево наряжено, детьми называются части одежды (на­пример: рукав, воротник, карман, манжета) и обуви (например: каблук, шнурки, язычок, подошва).
15. «Объясни».

Логопед называет детям поочередно слова и словосо­четания и просит объяснить, что они означают:

топор, кукла, зеленый, яблоко, моросит дождь, гуляют тучи, земля, как красивый ковер.

Затем детям предлагается дополнить начатое логопе­дом предложение недостающими словами:

Осень... (наступила). Холодный дождь... (моросит). По небу... (гуляют) серые тучи. Желтые листья... (падают) на землю. Земля похожа на... (красивый ковер).
16. «Кто или что это?»

Логопед в случайном порядке называет слова, обо­значающие одушевленные и неодушевленные предме­ты, и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, ставит к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвра­щает мяч логопеду.

Примерный речевой материал:

стол, ребенок, книга, игрушка, собака, птица, цветок, пчела, рыба, дом, дядя, кровать, конь.
17. «Живое—неживое».

Логопед в случайном порядке произносит слова «живое» или «неживое» и бросает ребенку мяч. Ребенок, воз­вращая мяч, должен назвать слово, обозначающее соот­ветственно одушевленный или неодушевленный предмет.
18. «Подбери слова».

Детям предлагается подобрать как можно больше слов к слову, названному логопедом:

свежий... (хлеб, ветер, воздух, огурец); старый... (дом, пень, человек, волк); свежая... (новость, рыба, газета, булка); старая... (мебель, сказка, лошадь, книга).
19. «Огород».

Логопед напоминает детям, что каждый овощ убира­ют по-разному, затем предлагает рассмотреть картинки с изображением овощей. Выбрав картинку, ребенок на­зывает овощи, которые:

выкапывают... (картофель);

выдергивают... (морковь, редис, репа, редька, свекла); срезают... (тыква, капуста, кабачок, зеленый лук); снимают... (огурцы, помидоры, горох).

Затем логопед просит ответить на вопрос: как убира­ют разные овощи?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: