Задачи, последовательность и виды работ по развитию общей ручной и артикуляторной моторики у детей с алалией, с ОНР. Примеры игр, заданий и упражнений

У ряда детей с ОНР наблюда­ется отставание в развитии двигательной сферы. Это про­является в виде плохой координации сложных движе­ний, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Характерными являются некоторая скованность, от­сутствие легкости и грациозности при выполнении уп­ражнений.

Обращают на себя внимание и особенности мелкой мо­торики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок за­стегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развя­зывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. В специальных пробах отчетливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, за­стревание на одной позе, пропуск отдельных элементов другие особенности.

Названные отклонения в двигательной сфере наибо­лее ярко проявляются у детей с дизартрией (Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром).

Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий.

В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновре­менно у ребенка формируется умение точно и ловко вы­полнять те или иные движения.

Основные задачи коррекционной работы:

1. Научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей подниматься на 2 —3—4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.

4. Научить детей стоять попеременно на правой - (левой) ноге.

5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.

6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счет.

7. Научить детей поднимать руки вверх, вперед, в сто­роны, на пояс; вытягивать руки вперед; отставить ногу в сторону; опустить голову вниз; наклоны вперед в сто­рону, назад; левую руку к плечу, правую — на голову; выставить правую ногу вперед, на пятку, на носок... На­учить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.

9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.

10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попере­менным чередованием).

11. Научить детей катать мяч по долу с попаданием в заданную цель (ворота).

12. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.

13. Научить детей передачам мячей с небольшого рас­стояния в шеренгах.

14. Научить детей расстегивать и застегивать пугови­цы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).

15. Используя ленты, а потом веревочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.

16. Научить детей сжимать и разжимать кулаки.

17. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

18. Научить детей поочередно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решетку из пальцев.

19. Научить детей поочередно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.

20. Научить детей ритмично выполнять движения «ла­донь — кулак — ладонь».

Задание 1. (Работа с шариками.) Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором рас­стоянии от них ставится коробочка. Логопед показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы они ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в вы­полнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

Задание 2 (Работа с кольцами.) На столе стоит де­ревянный стержень и лежит несколько одинаковых по размеру колец. Ребенку предлагается надеть поочередно эти кольца на стержень. Предварительно взрослый объ­ясняет и показывает, как надо выполнять эти действия.

Задание 3. (Работа с кубиками.) Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Малыш должен после объяснения и показа логопеда самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

Задание 4. (Работа с деревянными игрушками.) На столе разложены складные деревянные матрешки, пира­мидки, коробки. Логопед вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, со­брать и закрыть. После объяснения и показа логопед предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно:

а) собрать пирамиду из 5 колец

б) собрать 4—5 кубиков в один большой кубик;

в) собрать одну матрешку из 4—5.

Задание 5. На стол ставят пустую бутылку из-под молока, с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Логопед берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в бутылку, а потом предлагает ребенку сделать так же. При этом необходимо определить, насколько владеет ребенок той и другой рукой, как он схватывает шарик (одинаково правой и левой или нет), все ли шарики вкла­дывает, много ли рассыпает, имеется ли выраженная не­ловкость движений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: