У ряда детей с ОНР наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.
Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений.
Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. В специальных пробах отчетливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов другие особенности.
Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией (Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром).
Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий.
В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.
Основные задачи коррекционной работы:
1. Научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.
2. Научить детей подниматься на 2 —3—4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.
4. Научить детей стоять попеременно на правой - (левой) ноге.
5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.
6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счет.
7. Научить детей поднимать руки вверх, вперед, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперед; отставить ногу в сторону; опустить голову вниз; наклоны вперед в сторону, назад; левую руку к плечу, правую — на голову; выставить правую ногу вперед, на пятку, на носок... Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.
9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.
10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).
11. Научить детей катать мяч по долу с попаданием в заданную цель (ворота).
12. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.
13. Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.
14. Научить детей расстегивать и застегивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).
15. Используя ленты, а потом веревочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.
16. Научить детей сжимать и разжимать кулаки.
17. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.
18. Научить детей поочередно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решетку из пальцев.
19. Научить детей поочередно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.
20. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь — кулак — ладонь».
Задание 1. (Работа с шариками.) Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Логопед показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы они ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.
Задание 2 (Работа с кольцами.) На столе стоит деревянный стержень и лежит несколько одинаковых по размеру колец. Ребенку предлагается надеть поочередно эти кольца на стержень. Предварительно взрослый объясняет и показывает, как надо выполнять эти действия.
Задание 3. (Работа с кубиками.) Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Малыш должен после объяснения и показа логопеда самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.
Задание 4. (Работа с деревянными игрушками.) На столе разложены складные деревянные матрешки, пирамидки, коробки. Логопед вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа логопед предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно:
а) собрать пирамиду из 5 колец
б) собрать 4—5 кубиков в один большой кубик;
в) собрать одну матрешку из 4—5.
Задание 5. На стол ставят пустую бутылку из-под молока, с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Логопед берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в бутылку, а потом предлагает ребенку сделать так же. При этом необходимо определить, насколько владеет ребенок той и другой рукой, как он схватывает шарик (одинаково правой и левой или нет), все ли шарики вкладывает, много ли рассыпает, имеется ли выраженная неловкость движений.