Задачи, последовательность и виды работы по развитию общих речевых навыков у детей с алалией, с ОНР. Примеры игр, заданий, упражнений

Проводимые занятия помогают предупредить отклонения в речевом развитии, сформировать внимательное отношение в речи, предупредить отклонения функционального характера артикуляторного аппарата.

Развивается:

- слуховое внимание;

- дыхание;

- голос;

- темп речи;

- интонация;

- над орфоэпическими нормами, дикцией и культурой речевого общения.

Развитие слухового внимания:

Лого работа по данному направлению предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Задачи:

- развивать умение слушать и слышать;

- учить выделять окружающие звуки и при этом их дифференцировать.

- учить детей выделять качество звуков: высоту, силу, направление.

- учить дифференцировать неречевые и речевые звуки; устанавливать между ними различия, затем сходства.

- развивать музыкальный слух

- учить различать звучание музыкальных инструментов;

- учить выделять усиление и ослабление звучания.

- учить воспринимать и воспроизводить ритмическую структуру.

Примеры заданий:

1)Мы слушаем будильник.

Цель: учить слышать звуки окружающего мира, формировать понятие звенит/не звенит.

2)Мы слышим кашель и чихание.

Цель: учить различать не артикулируемые звуки издаваемые человеком.

3)Быстро и медленно.(прочитывается стихотворение с разным темпом)

Цель: учить различать быстрый и медленный тем.

Работа над дыханием:

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования, предполагает одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания, работа проводиться в определённой последовательности:

1.Воспитание правильного диафрагмального дыхания по подражанию с использованием контроля посредством ладони, а потом игрушки. (сначала всё делается лёжа, а затем стоя).

2.С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью умения осуществить короткий, лёгкий вдох, а также плавный выдох с детьми проводиться работа по дифференциации носового вдоха и выдоха.

Осуществляется тренировка выдоха речевого дыхания:

- вдох носом/выдох носом

- в Н/в Р

- вР/вН;

- вР/вР.

3.Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений.

В ходе работы по дыхательному направлению. Происходит усложнение заданий: тренировка осуществляется при произнесении отдельных звуков, слов, коротких фраз и т.д. Задания выполняются в игровой форме их выполнение происходит по подражанию или словесной инструкции.

Примеры заданий:

1)Поём песенку.(резиночка).

Кол-во гласных соответствует кол-ву лет, кол-во секунд соответствует кол-ву лет.

2)Немое кино.

3)Топор.

4) Ворона(тянем гласный звук).

4.Формирование направленной воздушной струи.

В заключении работы вводятся упражнения на согласования речи и движений.

Развитие голоса.

В ходе лого работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. Важно научить использовать голос разной высоты с включением упражнений на развитие общей моторики.

Задачи:

- Развивать силу голоса, высоту и модуляцию.

- формировать мягкую атаку голоса и плавность речи.

Примеры заданий:

1)Восприятие и определение силы голоса (тихий/громкий) при произнесении звуков, слогов, слов.

2)Восприятие и определение высоты голоса при произнесении звуков, слогов, слов.

3)Понижение или повышение голоса при произнесении отдельных гласных и сочетаний.

4)Прямой и обратный счёт от 1 до 5 с постепенным усилением или ослаблением голоса.

Темп речи.

Если у детей наблюдаются отклонения от нормального темпа речи, то используются специальные упражнения направленные на нормализацию темпа, упражнения проводятся систематически и по подражанию.

Ускорение темпа:

1)Повтор за логопедом фраз в медленном темпе: сопряжённо, вслед за логопедом.

2)Медленное проговаривание сложных скороговорок.

3)Проговаривание фраз под медленную музыку.

Устранение замедленного темпа:

1)Повтор за логопедом фраз в быстром темпе.

2)Самостоятельное проговаривание быстрых фраз под удары метронома;

3)Проговаривание фраз под быструю музыку;

4)Продумывание конца фразы начатое логопедом в быстром темпе.

Систему лого работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой.

Задачи:

- Формирование у дошкольников некоторых знаний о темпе речи;

- Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа.

- формирование умения использовать различные темповые характеристики, как звуковое средство выразительности собственной речи.

Упражнения:

1)Определение темпа произнесённой фразы путём поднятия флажка;

2)Определение на всём протяжении рассказа как изменяется его темп произнесения.

3)Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном темпе, а затем в быстром.

4) моделирование ситуаций требующих быстрой или медленной речи.

Работа над интонационной выразительностью.

Интонация- это комплекс сложных компонентов речи, определяется мелодикой, т.е. повышением или понижением голоса, ритмом, тембром, которая чаще всего отражает эмоциональное состояние.

Задачи:

- Развитие восприятия различных видов интонации, проводится в определённой последовательности:

1.Общее знакомство с интонацией и средствами её выражения.

2.Развитие восприятия интонации повествовательного типа.(определение картинки-символа в упражнении по выделению повествовательной интонации).

3.Развити восприятия интонации вопросительного типа.

4.Развитие восприятия интонации восклицательного типа.

- Формирование интонационной выразительности речи.

Дикция.

Задачи:

- развивать умение правильно произносить звуки по подражанию.

- отработка артикуляции гласных звуков.

- отработка артикуляции согласных звуков.

- контроль за собственным произношением.

Широко используются игры по звукоподражанию.

Воспитание культуры речевого общения.

Необходимо создавать развивающую обстановку в которой ребёнок усваивает:

- Правила речевого поведения:

1.смотреть в глаза говорящему/слушающему.

2.говорить спокойно.

3.иметь доброжелательное выражение лица;

4.соблюдать вежливость;

5.использовать нормативную лексику;

- необходимо научить владеть мимикой, пантомимикой, движениями рук, необходимо держать осанку.

- учитывать коммуникативную ситуацию и менять поведение.

Работа над орфоэпией.

Ведётся комплексно: логопедом, воспитателем, педагогическим персоналом, родителями. Взрослые всегда являются образцом. Эта работа носит систематический и системный характер.

Задачи:

- умение произносить звуки по подражанию.

- верно артикулировать гласные, согласные и чётко их воспроизводить.

Для этого проводиться работа по развитию артикуляторной моторики (развитие кинестетического и орального праксиса):

1)Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении губ:

А. произнести звук [и] и определить положение губ.

Б. произнести звук [у] и определить положение губ.

В. Произнести со слиянием звуки [и] и [у],определить как меняется положение губ.

Г. определение звука по беззвучной артикуляции.

2) Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении поднятого или опущенного кончика языка:

А. Произнести звук [а] и определить поднят или опущен кончик языка.

Б. Произнести звук [д] и определить поднят или опущен кончик языка.

3) Упражнения по уточнению кинестетических представлений об узком или широком кончике языка.

Развитие кинетического орального праксиса.

1.развитие статики артикуляторных движений.

2.развитие динамики артикуляторных движений.

Задачи:

- различать правильно и дефектно произносимый звук:

1)развитие навыка слухового контроля, за качеством произнесения звуков чужой речи НЕ нарушенных в произношении ребёнка.

2) развитие навыка слухового контроля, за качеством произнесения звуков чужой речи НАРУШЕННЫХ в произношении ребёнка.

3)развитие навыка слухового контроля.

Упражнения:

А. недовольный Саша.

Б. будь внимателен.

- различение близких по звуковому составу слов.

Упражнения:

А. лишнее слово.

Б. «Поэт»- логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово и предлагает выбрать нужное из предложенного.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: