Творительный падеж

1. «Ответь на вопрос».

Логопед задает детям вопросы и предлагает на них ответить:

а) с опорой на предметные картинки:

забивают (чем?)... шьют (чем?)... метут (чем?)... рисуют (чем?)...

пилят (чем?)... расчесываются (чем?)... копают (чем?)... пишут (чем?)...

Картинки: молоток, пила, игла, расческа, метла, лопата, карандаш, ручка;

б) без опоры на предметные картинки:

слушаем (чем?)... (ушами); думаем (чем?)... (головой); смотрим (чем?)... (глазами); кусаем (чем?)... (зубами); режем (чем?)... (ножом); едим (чем?)... (ложкой, вилкой); топаем (чем?)... (ногами).

2. «Профессии».

Логопед раздает детям картинки с изображением лю­дей разных профессий. Затем он обращается к кому-нибудь из детей и задает вопрос: «Кем ты будешь?»

Я буду... (врачом). Я буду... (учителем). Я буду... (машинистом). Я буду... (маляром). Я буду... (балериной).

Я буду... (летчиком). Я буду... (поваром). Я буду... (художником). Я буду... (пианистом). Я буду... (строителем).

3. «Подбери слова».

Логопед называет слово и предлагает детям подобрать по образцу соответствующее ему по смыслу другое слово. Образец выполнения: резать... ножом, ножницами. Примерный речевой материал:

резать... рисовать... подметать... стирать...

махать... стучать... есть... строгать...

вязать... шить... красить... светить...

4. «Закончи предложение».

Логопед произносит начало предложения и просит детей его закончить. При затруднении демонстрируют­ся картинки, из которых ребенок должен выбрать и на­звать нужную.

Примерный речевой материал:

Сухую траву сгребают... Суп едят... Котлеты едят... Хлеб режут... Кашу размешивают— Огонь заливают... Яму копают— Двор подметают... Снег убирают... Машинист управляет... Пилот управляет... Парикмахер стрижет...

Картинки: грабли, ложка, вилка, нож, поварешка, вода, лопата, метла, снегоуборочная машина, поезд, самолет, ножницы.

5. «Составь предложение».

а. Логопед раздает детям сюжетные картинки, по которым они должны составить предложение. В слу­чае затруднений задаются вопросы «что?» («кто?»), «чем?»

Примерный речевой материал:

Девочка гладит платье утюгом. Мальчик рисует картину красками. Малыш ест кашу ложкой. Мальчик чис­тит зубы щеткой. Дворник подметает двор метлой. Кошка чешет ухо лапой. Уборщица вытирает пыль тряпкой. Колхозник косит траву косой. Папа пилит дрова пилой. Мальчик копает землю лопатой. Мама режет хлеб ножом.

б. Логопед называет два слова в начальной форме и предлагает детям составить предложение с этими слова­ми. При затруднении дается образец: Картина — краски. — Картину рисуют красками.

Примерный речевой материал:

чай — ложка; щетка — зубы; руки — полотенце; губы — салфетка; платье — утюг; ковер — пылесос; пыль — тряпка; цветок — вода; ткань — ножницы; шарф — спицы.

6. «Гости».

Логопед рассказывает детям о кукле Маше, к кото­рой пришли в гости другие игрушки: мишка и клоун. Детям предлагается назвать, чем Маша будет угощать своих гостей. В случае затруднений демонстрируются предметные картинки.

Примерный речевой материал:

Маша будет угощать своих гостей: пирогом, тортом, пирожными, яблоками, чаем, соком, вареньем, булочками, джемом, конфетами, печеньем.

7. «Кто чем защищается?»

Логопед раздает детям картинки с изображением жи­вотных и птиц и просит сказать, кто чем защищается. Примерный речевой материал: Кошка защищается... (когтями). Собака защищается... (зубами).

Олень защищается... (рогами). Еж защищается... (иголками). Гусь защищается... (клювом). Лошадь защищается... (копытами). Слон защищается... (хоботом). Кабан защищается... (клыками).

8. «Исправь ошибку».

Логопед предлагает детям прослушать предложение и исправить допущенную в нем ошибку. Примерный речевой материал:

Корова принесла девочке корм. Ваза разбила Таню. Машина играет с малышом. Утюг гладит маму. Дорога едет по машине. Дети разбили стеклом мяч. Бабушка несет сумку в хлебе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: