Как правило, стратегии по системному устранению причин однообразны. Представление об их содержании можно получить из приведенной ниже «единой многоцелевой стратегии борьбы с коррупцией», разработанной сотрудниками Мирового Банка5. Она состоит из пяти разделов:
1. Институциональные основы:
• институционализация независимой и эффективной судебной власти;
• расширение сферы действия парламентского контроля;
• обеспечение независимости правоохранительных органов.
2. Политическая ответственность:
▪ политическая конкуренция, заслуживающие доверия политические партии;
▪ прозрачность в финансировании партий;
▪ прозрачность процедуры голосования для избирателей;
▪ правила, регулирующие вопрос конфликта интересов на госслужбе.
3. Расширение возможностей участия гражданского общества:
▪ гарантирование свободы информации;
▪ усиление роли СМИ.
4. Конкурентный частный сектор:
▪ реструктуризация монополий с целью повышения конкурентных начал;
▪ снижение барьеров входа на рынок;
▪ прозрачность корпоративного менеджмента;
▪ увеличение прав деловых ассоциаций.
5. Управление государственным сектором:
▪ найм на государственную службу на основе заслуги;
▪ децентрализация власти;
▪ повышение прозрачности бюджетного процесса;
▪ повышение прозрачности в налоговой администрации.
▪ 1.3. Очевидные преимущества стратегии Первое очевидное преимущество стратегии состоит в её системности. Подчас коррупция принимает характер институциональной ловушки, встраиваясь в социальную реальность. Так, по мнению В. М. Полтеровича, коррупция в России органично переплелась с другими неэффективными устойчивыми социальными нормами (неплатежи, бартер, уклонение от налогов)6. Преодолеть её в таком случае может только системная борьба с коррупцией, которая взламывает все подпирающие и усугубляющие коррупцию социальные практики. Системность наделяет также эту стратегию потенциалом преобразования всего государства, и его отношения с гражданским обществом. Кроме того, системная стратегия не отрицает возможности преследования коррупционеров. Однако, в отличие от «стратегии войны», которая «зацикливается» на коррупционере, стратегия устранения условий и здесь ориентирована не столько на самого коррупционера, сколько на ликвидацию стимулов к совершению коррупционных преступлений. В данном случае разработчики стратегии уповают преимущественно на истинность уравнения Becker7, согласно которому преступление совершается только в том случае, если полезность коррупции выше, чем полезность честности, а вероятность быть пойманным достаточна низка. Применительно к стратегии противодействия коррупции это означает, что необходимо повышать полезность честности и вероятность наказания. В некотором смысле рассматриваемая стратегия претендует на универсальность своего применения в любом обществе. С одной стороны, она не нарушает прав и свобод человека, и, следовательно, в отличие от «стратегии войны», может быть применима и в условиях перехода к демократии, когда любое посягательство на права и свободы воспринимается остро и может поставить вопрос о легитимности режима. С другой стороны, она вполне может использоваться и в авторитарных политических системах, признавших, наконец, тщетность других стратегий. В плане реализации у стратегии также есть ряд преимуществ. Поскольку она не предусматривает жесткого наказания виновных коррупционеров, единственной преградой на пути осуществления программы будет бюрократическая инерция, а не
1.4. Недостатки стратегии устранения условий
Стратегия устранения условий – нечто большее, чем совокупность определенным образом структурированных мероприятий, реализовав которые, можно надеяться на уменьшение уровня коррупции в обществе. Она является продуктом особого отношения к миру и человеку. В ряде случаев, это особое отношение, основные составляющие которого будут приведены позднее, является залогом эффективности стратегии (например, обеспечивая такое качество, как системность). Однако в большинстве случае это отношение ведет к общей неэффективности стратегии. Поэтому мы позволили себе разделить все недостатки стратегии на два вида – методологические и производные от них.