Славянофилы: философско-теоретическая доктрина и социально- политическая программа. Спорные оценки идеологии славянофильства в отечественной историографии

Конец 30-х гг.

1839 – «Записки о старом и новом» А.С. Хомякова. Идейные предпосылки: ответ Киреевского, споры славянофилов в салонах Свирбеевой, Аксаковых, Киреевских, Самарина, Кошина – это все идеологи С. К С. примыкали Гоголь, Даль, Островский, Тютчев, Языков, Соболевский и т.д.

Суть. Возникло как реакция на ФП Чаадаева, носило полемический характер. Основа одна – философские идеи Шеллинга. Существуют исторические и неисторические народы. Первые от Бога наделены способностью создавать и сохранять самобытную культуру и историю. Вторые – их роль в истории только следовать за первыми, таких способностей у них нет. К первой относятся славянские народы. Славянофилы хотели, чтобы их называли славянолюбами или восточниками.

Самобытное у славян:

1) православие. Вера – внутренняя правда (морально-религиозное чувство), т.е. совесть. Жить надо по совести, а не по закону. Закон – лишь формальность. Эти идеи славянофилы взяли у средневековых религиозных писателей Григория Паломы, Исаака Сиренянина, Ника Сорского.

Идея умного сердца (постигать идеи не только умом, но и сердцем) и скромность ума идентичны. Нескромный ум освобожден от морально-этических принципов. В погоне за научными истинами мы отходим от религиозных догматов. Заслуга славянофилов: постановка философской проблемы соотношения науки и морали. Сочувствие выше, чем интеллект. Это преимущество нашей цивилизации, основанной на религии.

=>>>> отношения человека и государства: совесть выше, чем закон (внешняя правда).

=>>>> наш народ не политический, не юридический (Аксаков). «Не желая править, наш народ желает жить…..»

Свобода (согласно славянофилам) – это прежде всего свобода духа, а не слова и гражданские права. => политическая свобода для нас не важна.

Государство – это кора дерева (внешняя оболочка), она защищает дерево живое (народ), но сама по себе она мертва (Аксаков). Государство – это вторичное.

2) община – не только административная единица. По-другому, община – мир, согласие. Славянофилы не согласны с тем, что община подавляет личность. Наоборот, она развивает личность. Может ли человек стать личностью вне общества? Община как хор, русский хор отличается многоголосностью, у каждого своя музыка, но вместе они образуют единую мелодию. Одна личность добровольно соглашается с решением большинства. На западе: меньшинство подчиняется большинству. Это подобно жертве Христа. Он добровольно выбирает смерть ради других людей. Э. Разумов назвал это этическим индивидуализмом.

«Сила власти – царю, сила мнения – народу» - формула славянофилов. Силой мнения обладали Земские соборы – совещательный орган, не принимал никаких законов (в отличие от запада). Он либо одобрял действия власти, либо нет. Т.о., они давали моральную оценку действиям власти. Так продолжалось до Петра1, потом настало бюрократическое управление – раздел власти и народа слоем бюрократии => критика славянофилами современного крепостнического общества. Крепостное право, с т.зр. славянофилов, тоже ввел Петр1. Он закрепостил и дворян, и крестьян. Отношение славянофилов к реформам Петра: признавали положительную роль реформ (технический прогресс), но Аксаков называл этот процесс насильственным.

Традиционное заблуждение: славянофилам приписывают критику запада. Это нет так. Славянофилы были хорошо образованными.

Традиционное заблуждение: славянофилы не призывали вернуться в допетровскую Россию. Они призывали за сохранение общины, освобождение крестьян землей, за доступ народа к образованию при условии, что оно будет на основах православия. Считали, что современная церковь – это составная часть бюрократического аппарата. Она уже не является носителем первичных православных идей. Нужно ее освобождение – секуляризация. В экономике: за протекционизм, пионеры строительства ж/д, за развитие собственной промышленности. В своих хозяйствах испытывали передовые способы ведения хозяйства.

Эти заблуждения возникли в ходе полемики со славянофилами.

Программа славянофилом – это программа развития, программа будущего России, нужно заимствовать из Европы, но не бездумно копировать, а заимствовать творчески.

Славянофилы: нам не нужна конституция, парламентская монархия, т.к. мы не политический и не юридический народ.

Характер идеологии славянофилов. Среди историков единого мнения нет.

Конец 19-начало 20 веков. Широкое изучение славянофилов. Один из пионеров изучения – Н. А. Бердяев. Славянофилы – пионеры русской национальной философской школы, учителя европейской мысли, а не ученики. Именно славянофилы первыми в мировой философии поставили проблему антиномии (противоречие, двойственность), присущей европейской культуре. Европейская культура развивает научно-технический прогресс, но нет внутренней правды. => возникновение двойственного стандарта (пропаганда развития с оружием в руках).

Славянофилы были еще большими европейцами, чем сами европейцы, т.к. первыми поняли, что нельзя бездумно копировать чужую культуру. => идея мультикультурного развития: каждый народ идет своим культурным путем.

Исторический процесс развивается не линеарно (1 линия), а через культурно-цивилизационные типы (задолго до Шпенглера).

Иванов-Разумник. Философия славянофилов – этический индивидуализм.

В советское время к славянофилам относились пренебрежительно.

Плеханов. Марксист. Славянофилы – это ненаучная самодеятельность. Их доктрина – разновидность теории официальной народности. Т.о., она феодально-крепостническая. Этот взгляд господствовал до 30-х годов.

Державин. Надо посмотреть, что они хотели. Экономический прогресс, отмена крепостного права. У них программа модернизации, правда, в интересах буржуазии. Их идеи – разновидность либерально-буржуазных преобразований. Это новаторская точка зрения была принята только в конце 50-60-х годов. Приняты Гудзинской, Суимбаевым. Развивается в их работах.

Благова – новейшее время. Славянофилов нельзя называть сторонниками либеральной буржуазии – это идеология капитализма (частная собственность, нет православия, славянофилы – за общину). Благова называет славянофилов консервативными либералами. Правда, она не объясняет это понятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: