Западничество: философско-теоретическая доктрина и социально-политическая программа

Мировая история имеет универсальный характер. Все страны развиваются от простого к сложному.

Философские истоки: Кант, Фихтех, особенно Гегель.

Основа – идеи немецкой философии Гегеля. «Линеарно-стадиальное представление»: исторический процесс идет от простого к сложному. Все страны проходят эти стадии. Россия просто отстала от Запада.

Высшее выражение прогресса – государство. История России – борьбы двух начал: государственных начал и родовых начал (община – регрессивные, разрушают и тормозят прогресс и государство).

Против революционных преобразований снизу, против восстаний.

Либерально-демократическая программа:

- отмена крепостного права

- освобождение крестьян с землей

- нет сословных ограничений и привилегий

- гражданские права и политические свободы

- сторонники фритредарства.

Затем эти реформы разочаровали западников. Они привели не к прогрессу, а к упадку. Разочаровываются в модели западной цивилизации. Ее глубокое изучение => дуализм цивилизации: прогресс, но какой ценой (угнетение других народов, борьба интересов – опасная черта – революция). Каверин: надежды на Россию, у ней особая формация – крестьянская, связана с общиной. Община – это не просто рудимент, а своеобразная форма гражданского общества. Т.е. Каверин эволюционирует в славянофила.

А у славянофилов – невозможно вернуться в допетровскую Русь, надо признать положительное влияние Европы.

Левое крыло в западничестве – Герцен, Огарев, Белинский, Грановский. Отличие от правого – более радикальное.

Ярко идеи западничества изложены в трудах Герцена.

Гегель «Смысл истории». Высшая ступень развития истории – государство.

Идеологи западников: Чичерин, Каверин, Боткин, Грановский, Герцен, Белинский, Гарев. Их центр – журнал «Отечественные записки». К ним примыкали Тургенев, Чернышевский, Григорович, Гончаров, Л. Н. Толстой.

Вся история российского государства – это борьба между государством и родовым началом – анархией (крестьянские войны, бунты, движение декабристов). Эта борьба наиболее обостряется в эпоху Петра1. Петр 1 способствовал формированию российской государственности.

Каверин: был ли у нас феодализм? У нас не было феодальной собственности как на Западе. Там аллод – частная собственность, составной элемент гражданских отношений, принцип неприкосновенности частной собственности. У нас опричнина Ивана Грозного. У нас не сложилось вассально-ленных отношений. У нас собственностью мог награждать только государь. Для государства все были одинаково бесправны.

Освобождение крестьян с землей.

Политическое устройство: конституционная монархия. Но Россия еще до нее не дозрела. Россия на переходном этапе будет устроена на принципе разделения властей, все они будут сводиться к монарху + принцип выборности власти.

Экономика. Против протекционизма. Сторонники фритредарства. За научно-технический прогресс.

Реформы А1 не удовлетворили западников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: