double arrow

А.И. Герцен – эволюция мировоззрения и деятельность

Ярко идеология западников выражена в трудах Герцена – литератор, идеолог западничества, затем идеолог народничества. Родился в марте 1812 года. Его отец Яковлев – богатый московский дворянин. Герцен – внебрачный сын, фамилия от немецкого слова «сердце». Большое влияние на формирование его взглядов оказала казнь декабристов => клятва на Воробьевых горах: посвятить свою жизнь борьбе с самодержавием, за освобождение России.

В университете вокруг Герцена складывается кружок: идеи утопического социализма, Генвек – немецкий социалист-утопист. Идеалы «казарменного социализма»: все общее, все под контролем государства, в т.ч. и частная жизнь.

После университета поступает на службу. Активный участник кружка Станкевича (Огарев, Хомяков, Аксаковы, Киреевские – славянофилы; Грановский, Боткин – будущие западники). Их объединяет интерес к немецкой философии: Шеллинг, Фихте, Гегель.

Гегель: влияние на Герцена, учение о диалектике (объективный идеализм). Идея о бесконечности, беспрерывности развития природы и общества.

Объективный идеализм. Основная идея – Бог. Государство – высшее воплощение этой идеи. Гегель – идеалист.

Герцен переносит идеи диалектики на мир материальный (задолго до Маркса). Он основоположник диалектического материализма. Конфликт с религией, атеист, отрицал роль церкви в морали. Герцен приходит к западничеству с позиций, отталкиваясь от философии Гегеля. Герцен враждебен к идее самобытности. Именно Западная Европа – оплот всего самого лучшего. Россия – тюрьма, нет вольномыслия, а Европа более демократичная.

1847 – Герцен уезжает в Европу.

1850 – Герцен лишен подданства. Герцен отрезал себя навсегда от России, стал изгнанником.

«С того берега» Герцена. Европа ближе находится к социализму, здесь идет борьба за социальные свободы, а не за политические. Теперь там стадия социальной революции. Ее движущая сила – пролетариат. Но после революции 1848 во Франции Герцен разочаровывается в европейской цивилизации: пролетариат вдохновляется не высокими идеалами, а материальными мотивами. Герцен: пролетариат - не новый класс, а это та же буржуазия, только нищая. Мечта пролетариата: поменяться местами с буржуазией. Герцен: Европа мертва для социализма, цивилизация Европы – это цивилизация мещан (стяжательство, материальные интересы).

Герцен обращает свой взор к России. Там может быть социализм. Герцен отходит от примитивного понимания Гегеля. Герцен: большую роль в истории играет случай – сознательная деятельность людей. Это создает условия для вариативности истории – т.н. историческая альтернатива. Исторический процесс не предопределен жестко, а может развиваться в разных социальных направлениях, в зависимости от субъективных и объективных причин. История России не обязательно пойдет по западноевропейскому пути развития. В России есть община, она может стать новым институтом, новой моделью исторического развития.

Конец 40-50-х годов – теория общинного социализма: «О развитии революционных идей в России», «Русское крестьянство и социализм», «Письма русского Мадзини», «Россия».

Герцен подхватил идею Чаадаева о мессианской роли России. Если Россия осознает свою уникальность, то она станет развиваться быстрее, чем даже Европа.

Т.о. Герцен эволюционирует в славянофила.

Герцен с энтузиазмом воспринял слухи о либеральных реформах.

1852 – Герцен основывает «Полярную звезду», в которой публикуются запрещенные цензурой проекты реформ.

1857 – Колокол.

Большие надежды возлагал на власть. Поддерживал Н1 и А2.

1859 – создание редакционных комиссий по проекты. Герцен: правительство будет проводить реформы не интересах крестьянина, а в интересах помещика.

Если раньше Герцен не соглашался возглавить революции, был сторонником реформ. То теперь принимает эти призывы (Чернышевский, Боголюбов).

1859/60 – «Земля и воля». Подпольная организация. Огарев создает листовку «Что нужно народу?»: земля и воля. Герцен обращается к революционной молодежи идти в народ, поднимать его. Цель: не революция, а реформа в обществе. Герцен: возврат того, что было отрезало у крестьян + дополнительные земли за счет выкупа земель у помещиков государством.

Герцен: основа крестьянского землеустройства – община. Но он никогда ее не идеализировал. Предполагал длительный переходный период к новым общественным отношениям. Это должно стать свободным сообществом людей. Общая земля => развитие солидарности, общие дела, нет конкуренции. Общинный сход – модель демократии, решает все вопросы. Т.к. Герцен был разочарован парламентской демократией в Европе – это только видимость демократии, это тоже диктатура, только диктатура денег. Разочаровался в государстве как в социальном и политическом институте. Государство – всегда диктатура. Общество должно строится на самоуправляющемся принципе.

Сельская община (низ) – волостная община – окружная община – областная община – земский собор (консультативно-координационный центр. Это не парламент, который принимает законы).

Начало 60-х годов – Герцен отрицает государство. Эволюционирует в анархизм.

Важное условие развития для Герцена: свободное развитие каждой отдельной личности, которая добровольно выполняет общественные дела, а не как на западе подчинена деньгам.

На этом этапе Герцен не исключает революции.

1863-1864 – самороспуск Земли и воли. Завершение либеральных реформ – выстрел Каракозова. Испугал и Герцена. Молодые революционеры станут жертвой народа, т.к. между ними пропасть. Революция станет преждевременной.

«К старому товарищу» Бакунину письмо Герцена: «Не верю в прежние революционные пути».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: