Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

А.И. Герцен – эволюция мировоззрения и деятельность




Ярко идеология западников выражена в трудах Герцена – литератор, идеолог западничества, затем идеолог народничества. Родился в марте 1812 года. Его отец Яковлев – богатый московский дворянин. Герцен – внебрачный сын, фамилия от немецкого слова «сердце». Большое влияние на формирование его взглядов оказала казнь декабристов => клятва на Воробьевых горах: посвятить свою жизнь борьбе с самодержавием, за освобождение России.

В университете вокруг Герцена складывается кружок: идеи утопического социализма, Генвек – немецкий социалист-утопист. Идеалы «казарменного социализма»: все общее, все под контролем государства, в т.ч. и частная жизнь.

После университета поступает на службу. Активный участник кружка Станкевича (Огарев, Хомяков, Аксаковы, Киреевские – славянофилы; Грановский, Боткин – будущие западники). Их объединяет интерес к немецкой философии: Шеллинг, Фихте, Гегель.

Гегель: влияние на Герцена, учение о диалектике (объективный идеализм). Идея о бесконечности, беспрерывности развития природы и общества.

Объективный идеализм. Основная идея – Бог. Государство – высшее воплощение этой идеи. Гегель – идеалист.

Герцен переносит идеи диалектики на мир материальный (задолго до Маркса). Он основоположник диалектического материализма. Конфликт с религией, атеист, отрицал роль церкви в морали. Герцен приходит к западничеству с позиций, отталкиваясь от философии Гегеля. Герцен враждебен к идее самобытности. Именно Западная Европа – оплот всего самого лучшего. Россия – тюрьма, нет вольномыслия, а Европа более демократичная.

1847 – Герцен уезжает в Европу.

1850 – Герцен лишен подданства. Герцен отрезал себя навсегда от России, стал изгнанником.

«С того берега» Герцена. Европа ближе находится к социализму, здесь идет борьба за социальные свободы, а не за политические. Теперь там стадия социальной революции. Ее движущая сила – пролетариат. Но после революции 1848 во Франции Герцен разочаровывается в европейской цивилизации: пролетариат вдохновляется не высокими идеалами, а материальными мотивами. Герцен: пролетариат - не новый класс, а это та же буржуазия, только нищая. Мечта пролетариата: поменяться местами с буржуазией. Герцен: Европа мертва для социализма, цивилизация Европы – это цивилизация мещан (стяжательство, материальные интересы).

Герцен обращает свой взор к России. Там может быть социализм. Герцен отходит от примитивного понимания Гегеля. Герцен: большую роль в истории играет случай – сознательная деятельность людей. Это создает условия для вариативности истории – т.н. историческая альтернатива. Исторический процесс не предопределен жестко, а может развиваться в разных социальных направлениях, в зависимости от субъективных и объективных причин. История России не обязательно пойдет по западноевропейскому пути развития. В России есть община, она может стать новым институтом, новой моделью исторического развития.




Конец 40-50-х годов – теория общинного социализма: «О развитии революционных идей в России», «Русское крестьянство и социализм», «Письма русского Мадзини», «Россия».

Герцен подхватил идею Чаадаева о мессианской роли России. Если Россия осознает свою уникальность, то она станет развиваться быстрее, чем даже Европа.

Т.о. Герцен эволюционирует в славянофила.

Герцен с энтузиазмом воспринял слухи о либеральных реформах.

1852 – Герцен основывает «Полярную звезду», в которой публикуются запрещенные цензурой проекты реформ.

1857 – Колокол.

Большие надежды возлагал на власть. Поддерживал Н1 и А2.

1859 – создание редакционных комиссий по проекты. Герцен: правительство будет проводить реформы не интересах крестьянина, а в интересах помещика.

Если раньше Герцен не соглашался возглавить революции, был сторонником реформ. То теперь принимает эти призывы (Чернышевский, Боголюбов).

1859/60 – «Земля и воля». Подпольная организация. Огарев создает листовку «Что нужно народу?»: земля и воля. Герцен обращается к революционной молодежи идти в народ, поднимать его. Цель: не революция, а реформа в обществе. Герцен: возврат того, что было отрезало у крестьян + дополнительные земли за счет выкупа земель у помещиков государством.

Герцен: основа крестьянского землеустройства – община. Но он никогда ее не идеализировал. Предполагал длительный переходный период к новым общественным отношениям. Это должно стать свободным сообществом людей. Общая земля => развитие солидарности, общие дела, нет конкуренции. Общинный сход – модель демократии, решает все вопросы. Т.к. Герцен был разочарован парламентской демократией в Европе – это только видимость демократии, это тоже диктатура, только диктатура денег. Разочаровался в государстве как в социальном и политическом институте. Государство – всегда диктатура. Общество должно строится на самоуправляющемся принципе.

Сельская община (низ) – волостная община – окружная община – областная община – земский собор (консультативно-координационный центр. Это не парламент, который принимает законы).

Начало 60-х годов – Герцен отрицает государство. Эволюционирует в анархизм.

Важное условие развития для Герцена: свободное развитие каждой отдельной личности, которая добровольно выполняет общественные дела, а не как на западе подчинена деньгам.

На этом этапе Герцен не исключает революции.

1863-1864 – самороспуск Земли и воли. Завершение либеральных реформ – выстрел Каракозова. Испугал и Герцена. Молодые революционеры станут жертвой народа, т.к. между ними пропасть. Революция станет преждевременной.

«К старому товарищу» Бакунину письмо Герцена: «Не верю в прежние революционные пути».





Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 2185; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8440 - | 7336 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.120.174 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.