Образование и наука во второй половине XIX в

Первые два пореформенных десятилетия ознаменовались активным участием общественности в распространении просвещения среди широких слоев народа, расширением гласности, пересмотром законодательства и печати.

Частью демократического подъема стало общественно-демократическое движение 60-х годов. По инициативе демократической общественности распространялись формы внешкольного образования. В 1859 году в Киеве возникли первые в России воскресные школы. Эти школы были бесплатными, программа обучения в них – значительно шире, чем в казенных.

Либеральные реформы. Потребности экономического развития страны, рост городского населения, возникновение новых средств сообщения и связи, создание армии нового типа требовали развития системы народного образования. Большое влияние на разработку реформ в области просвещения оказало демократическое общественное движение, выступавшее за ликвидацию сословной школы.

В 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, предоставившее общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы (с разрешения властей). Это способствовало расширению школьной сети при сохранении в руках правительства общего руководства учебным делом. Программа начального образования включала преподавание чтения, письма, арифметики, Закона Божьего и церковного пения.

В результате проведенных реформ в России сложилось несколько типов начальных школ.

- Министерство народного просвещения открывало государственные (министерские) школы.

- Земские школы, дававшие наилучшее образование, существовали на средства земств. Они отличались демократическими традициями и вскоре стали основным звеном начального образования. В 1864-1874 гг. было открыто около 10 тыс. земских школ,

- Широкое распространение получили поощряемые правительством церковно-приходские школы.

- Деревенские школы грамоты создавались по инициативе крестьян и существовали на их средства, но зачастую оказывались под влиянием церковноприходских школ. Преподавали в этих школах учителя из грамотных крестьян.

- Важную роль в распространении грамотности и знаний среди непривилегированных слоев населения сыграли частные воскресные школы для взрослых, первая из которых открылась в 1859 г. в Киеве.

Развитие среднего образования регламентировалось утвержденным в 1864 г. Уставом гимназий и прогимназий. Устав провозглашал принцип бессословности среднего образования, но устанавливал значительную плату за обучение. В соответствии с уставом семиклассные гимназии разделялись на классические и реальные. Для изучения начального курса классической гимназии создавались четырехклассные прогимназии. Классические гимназии давали образование, в основу которого было положено изучение древних языков (латинского и греческого), а также математики; увеличивался объем изучения истории и русской словесности. Классические гимназии готовили учащихся к поступлению в университеты. В реальных гимназиях за счет сокращения гуманитарного курса был увеличен объем преподавания естествознания и прикладных технических дисциплин; выпускники реальных гимназий могли без экзаменов поступать в высшие технические учебные заведения.

В области среднего образования были созданы также военные, духовные и коммерческие училища.

Значительные изменения произошли в области высшего образования. Во второй половине XIX в. в Российской империи было открыто 4 новых университета (в Одессе, Варшаве, Томске и Гельсингфорсе) и 30 высших специальных учебных заведений: сельскохозяйственные, горные, лесные и т.п.

В 1863 г. был утвержден самый либеральный в истории Российской империи университетский устав. В соответствии с этим уставом в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и создавались новые кафедры; университетам предоставлялась широкая автономия (право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы), разрешалось иметь собственную цензуру, выписывать из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне.

Важное значение имело развитие женского образования.

- Помимо существовавшего в рамках системы среднего женского образования институтов благородных девиц для дворянок создавались бессословные женские училища (с 1862 г. женские гимназии). Для девочек устанавливалась сокращенная программа обучения, доступ в университеты для них был закрыт. Для подготовки учительниц в женских гимназиях разрешалось открывать дополнительный 8-й класс.

- Под давлением общественности в Москве, Петербурге, Казани и Киеве были созданы высшие женские курсы, в том числе медицинские, естественнонаучные, физико-математические и историко-филологические. Высшая женская школа не поощрялась государством и существовала в основном на частные пожертвования и за счет платы за обучение.

Важную роль в развитии просвещения сыграли либеральные изменения в области цензуры. В декабре 1855 г. был упразднен печально знаменитый Бутурлинский комитет, а в апреле 1865 г. были утверждены Временные правила о печати. В соответствии с этими правилами от предварительной цензуры освобождались оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов и переводные объемом не менее 20 листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел.

На провинциальную печать и массовую литературу для народа меры по ослаблению цензуры не распространялось. Продолжала действовать духовная цензура Святейшего Синода Русской православной церкви.

Но даже и эти незначительные уступки способствовали распространению знаний в России.

Реакционные меры в области просвещения. Поворот к реакции начался уже в конце 60-х годов, после покушения на Александра II Д.В. Каракозова. Политика Александра III в области образования носила еще более реакционный характер.

Новое правительство стремилось придать начальной школе более клерикальный (церковный) характер. В 1884 г. по инициативе министра народного просвещения И.Д. Делянова церковно-приходские школы и школы грамоты были переданы в ведение Синода. При этом число ЦПШ возрастало и достигло более, чем 30 тыс., что расширило возможности крестьян обучиться хотя бы грамоте.

Еще раньше реакция отразилась на состоянии средней школы.

- Уже при Александре II усилиями публициста и общественного деятеля М.Н. Каткова и министра просвещения Д.А. Толстого были приняты уставы 1871 и 1872 годов. В уставах проводилась концепция классического образования, которое сам император считал важным средством борьбы с нигилистическим настроением молодежи. Реальные гимназии были заменены шестиклассными реальными училищами. И в классических гимназиях, и в реальных училищах было изъято естествознание, уменьшено количество учебных часов по русскому, истории, географии, и новым языкам предметам, по мнению Каткова, приводившим к верхоглядству, толчению воды и нигилизму. Взамен в гимназиях в несколько раз увеличивался курс древних языков и математики, не дававших простора разным умствованиям, но дисциплинировавших и приучавших ум к усвоению знаний и точных понятий. В училищах возрос объем практических дисциплин черчения и т.п., естествознание должно было преподаваться не научно, а технологически.

Повышение платы за обучение ограничивало прием в средние учебные заведения детей из малоимущих слоев населения. Усиливалось наблюдение за гимназистами как в стенах гимназии, так и вне ее.

- В царствование Александра III циркуляры Делянова 1882 и 1884 гг. предусматривали ужесточение дисциплинарных взысканий, усиливали роль классных наставников. В 1887 г. был опубликован циркуляр о кухаркиных детях, запрещавший принимать в гимназии представителей низших классов - детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей. Реальные училища были преобразованы в технические школы, выпускники которых не имели права поступать в высшие учебные заведения.

Политическая реакция затронула и высшую школу. Университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, полновластными хозяевами которых стали попечители учебных округов. Был усилен надзор за поведением студентов, а для его облегчения вновь вводилась форменная студенческая одежда. В несколько раз повысили плату за обучение. Из университетов были уволены известные прогрессивные профессора, а их место заняли политически благонадежные лица.

- В 1882-1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов.

В это же время был издан ряд законов и постановлений, ужесточавших меры административного воздействия на печать.

Утвержденные в 1882 г. Временные правила о печати устанавливали строгий административный надзор за газетами и журналами; усиливалась карательная цензура, а в 1883-1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные периодические издания.

Общественно-научное движение. Возрос авторитет университетской науки. Широкое распространение научных обществ и различных съездов.

Достижения науки:

· Химия

§ 1869 год – открытие периодического закона химических элементов

· Физика

§ Столетов – основатель отечественной физической школы

§ Яблочков – изобрел дуговую электрическую лампу без регулятора

§ Лодыгин – лампа накаливания

§ Попов – радиотелеграф

§ Жуковский – труды по аэродинамике

§ Циолковский – исследование аэро- и ракетодинамики

· География

§ Исследование Средней и Центральной Азиии и Сибири Семеновым-Тян_Шанским, Пржевальским, Валихановым

§ Миклухо-Маклай – география и этнография Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании

· Физиология, медицина, биология

§ Сеченов – «Рефлексы головного мозга» (1863)

§ 1865 – перевод «Происхождения видов» Дарвина

§ Мечников и Коваленка – создатели сравнительной эмбриологии

§ Мечников – сравнительная патология. 1882 – открыл фагоцитоз

§ Тимирязев – основатель физиологии растений

· Гуманитарные науки

§ 1851-1879 – «История России с древнейших времен» Соловьева

§ Ключевский – «Курс русской истории»

§ Срезневский – основатель питерской школы славянистов. Исследовал историю русского старославянского языка и древнерусской литературы

§ Анненков – первые исследования Пушкина

§ Даль – «Толковый словарь русского языка»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: