Поэзия

Выдающимся поэтом-реалистом пореформенной России является Н.А. Некрасов (Кому на Руси жить хорошо, Плач детей).

На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики. Лирическая поэзия А.А. Фета, названного Достоевским первым лириком новой Европы, отличается тонким психологизмом, отражением мимолетных настроений человеческой души.

Многонациональный характер российской литературы. Во второй половине XIX в. достигло своего расцвета и творчество национальных писателей и поэтов, развивавшееся в тесном взаимодействии с русской литературой. Среди них украинцы И.Франко, Л.Украинка, П.Мирный; белоруссы Я.Купала, Я.Колос, Ф.Богушевич; латыш Я.Райнис; литовец Ю.Жемайте; эстонец Э.Вильде; грузины И.Г.Чавчавадзе и А.Р.Церетели и многие другие.

ЖИВОПИСЬ

Усиление демократических традиций, тесная связь живописи с жизнью и бытом народа обусловили ее расцвет во второй половине XIX в.

Основные особенности. Развитие живописи пореформенной России характеризуется борьбой двух направлений - академизма и реализма.

Академизм. Академия художеств по-прежнему оставалась высшим правительственным учреждением, регламентировавшим художественную жизнь России, однако ее авторитет среди творческой интеллигенции стремительно падал. Считая современную действительность недостойной высокого искусства, К. Флавицкий, Г.И. Семирадский противопоставляли ей идеализированные образы, отвлеченные от жизни сюжеты из античной мифологии, Библии, древней истории.

В то же время Академия сохранила свое значение как главная в России школа профессионального мастерства.

Реализм. Передвижники. Искусственно насаждаемому академизму противостояли демократические тенденции, выражавшиеся в утверждении в живописи реализма и национального начала.

Подавление творческой свободы художника и навязывание обязательных сюжетов привели к так называемому бунту 14-ти: в ноябре 1863 г. 14 выпускников Академии (И.Н.Крамской, Ф.С.Журавлев, А.И.Корзухин, К.В.Лемох и др.) вышли из нее, отказавшись участвовать в конкурсе на золотую медаль, и создали в Петербурге Артель художников по образцу коммуны Н.Г.Чернышевского. Через 7 лет Артель распалась. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество объединило крупнейших русских художников-реалистов сторонников демократического направления, в том числе Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина и др. Их творчество стало особым направлением в русской живописи. Передвижники стремились приблизить искусство к народу. С этой целью они организовывали выставки в провинциальных городах (всего было организовано 48 выставок), в своих работах изображали русскую действительность, воссоздавали повседневную жизнь простого народа. Товарищество стало поистине центром отечественной художественной жизни, в разное время в него входили все наиболее талантливые художники: И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.А. Серов др.

Творчество художников реалистов отличалось необычайным жанровым разнообразием. Многие художники работали в нескольких жанрах, так И.Е. Репин создал шедевры в жанрах портрета, бытовой и исторической живописи, пейзажа.

По-прежнему одним из самых популярных жанров был портрет. Портреты писали практически все художники. Наибольших успехов достигли И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.Г.Перов и Н.Н.Ге.

Критическая направленность обусловила особое место бытовой живописи. Работы лучших мастеров этого жанра (В.Г.Перова, Н.А.Ярошенко, В.Е.Маковского, Г.Г.Мясоедова) обличали социальные порядки Российской империи.

Мировую известность получили пейзажи А.И.Куинджи, И.И.Шишкина, И.И.Левитана, Репина и многих других художников.

Ярким представителем батальной живописи был близкий к кругу передвижников В.В.Верещагин.

Историческое прошлое нашей страны стало объектом живописных работ Сурикова, Репина, Ге, М.В. Нестерова.

СКУЛЬПТУРА

Сохранение традиции синтеза архитектуры и скульптуры обусловило общие тенденции в их развитии, проявившиеся прежде всего в господстве эклектики. Образцами эклектики являются храм-памятник Героям Плевны, созданный русским архитектором, скульптором и живописцем В.О.Шервудом; композиция Тысячелетие России в Новгороде, возведенная по проекту М.О.Микешина при участии А.М. Опекушина. Опекушину принадлежит также памятник А.С. Пушкину в Москве.

К концу века все явственнее становится отторжение скульптуры от архитектуры, что способствовало возрастанию роли станковой скульптуры, которая в значительной степени находилась под влиянием современной ей живописи. Эта тенденция ярко проявилась в творчестве близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего серию скульптур на национальные, исторические и библейские темы (Иван Грозный, Ермак, Нестор-летописец, Ярослав Мудрый, Христос перед судом народа).

АРХИТЕКТУРА

Бывшая некогда ведущим видом искусства архитектура во второй половине XIX в. отступила на второй план.

Основные особенности. Существенным фактором, определяющим развитие архитектуры в пореформенную эпоху было становление индустриального общества, развитие науки и техники, расширение производства.

Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса способствовало ее интенсивному развитию, совершенствованию строительной техники, росту профессионального уровня архитекторов.

Постройки стали более функциональны, преобладало строительство общественных и административных зданий, появились их новые типы: железнодорожные вокзалы, фабричные и заводские корпуса, большие крытые торговые помещения, доходные дома, банки и т.п.

Развитие частного предпринимательства вызвало значительные изменения в облике крупных городов, характерными чертами которых стали хаотичность застройки, несогласованность в масштабах сооружений, контраст между пышным центром и убогими окраинами.

Стилевые направления. Господствующим направлением была эклектика. Наиболее популярной разновидностью эклектики в архитектуре стал псевдорусский стиль, возникновение которого связано с увлечением древнерусским зодчеством, народным декоративным искусством, резьбой, вышивкой. К числу наиболее известных построек этого стиля относятся: имитирующий деревянную крестьянскую избу с резным крыльцом Теремок в подмосковном Абрамцеве (архитектор И.П. Петров, более известный под псевдонимом Ропет); здания Исторического музея (В.О. Шервуд и А.А. Семенов), Городской думы (Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов - ныне ГУМ (А.Н. Померанцев) в Москве.

ТЕАТР

Театр стал одним из духовных центров русского общества.

Основные особенности.

Во второй половине XIX в. в театральном искусстве окончательно утвердились реалистические тенденции.

Театр приобрел огромное воспитательное и общественно-политическое значение, на его сцене нашли отражение все насущные проблемы российского пореформенного общества.

Репертуар. Общественная роль театра в значительной степени определялась его репертуаром. Для театра охотно работали многие классики русской литературы, ведущее место в репертуаре драматических театров занимали пьесы А.Н.Островского.

Развитие театральной сети.

Профессиональный драматический театр. Как и в первой половине столетия главными центрами драматического театрального искусства оставались театры Малый в Москве и Александриинский в Петербурге, продолжавшие сложившиеся ранее реалистические традиции. На сцене Малого театра блистали П. Садовский, С. Шумский, а также начинающие в то время актеры М. Ермолова, А. Сумбатов-Южин. Александринский театр прославили своим искусством П. Стрепетова, К. Варламов.

В 60-70-х гг. как в столицах, так и в провинции, стали возникать частные театры и театральные кружки, развитию которых способствовала отмена в 1882 г. монополии казенных (императорских) театров. Большую известность получило созданное в 1888 г. в Москве оперным певцом А.Ф.Федотовым и художником Ф.Л.Сологубом Общество искусства и литературы, занимавшееся преимущественно сценической деятельностью (ставили пьесы В.Шекспира, А.Н.Островского, П.П.Гнедича). Одним из его лидеров был будущий режиссер К.С. Станиславский. При Обществе было создано музыкально-драматическое училище.

Помимо драматических постановок большой популярностью пользовались также балет и опера, в развитии которых важную роль сыграли Большой и Мариининский театры, а также Русская частная опера, основанная известным предпринимателем и меценатом С.И. Мамонтовым.

МУЗЫКА

Вторая половина XIX в. - время расцвета русской музыкальной культуры.

Основные особенности.

В музыкальном искусстве пореформенной России преобладали реалистические тенденции, заметно возросло влияние национальных народных мелодий.

Развитие музыкальной критики (В.В.Стасов) способствовало популяризации произведений русских композиторов, демократизации музыкальной культуры.

Значительное развитие получило музыкальное образование. В 1859 г. известный композитор, пианист и дирижер А.Г.Рубинштейн создал в Петербурге Русское музыкальное общество, отделения которого возникли во многих городах. В 1862 г. на базе Музыкального общества была основана первая в России консерватория. По инициативе пианиста и дирижера Н.Г.Рубинштейна (брат А.Г.Рубинштейна) в 1866 г. была открыта Московская консерватория.

Композитор М.А.Балакирев и дирижер Г.Я.Ломакин стали основателями массового музыкального образования в России: в организованную ими в Петербурге в 1862 г. Бесплатную музыкальную школу принимали всех желающих.

Могучая кучка. Во второй половине XIX в. в России появилась целая плеяда талантливых музыкантов, но особое место принадлежит творческому объединению русских композиторов, известному как Новая русская музыкальная школа, Балакиревский кружок или, по образному выражению В.В.Стасова, Могучая кучка.

Балакиревский кружок сформировался в конце 50-х-начале 60-х гг., в него входили замечательные композиторы М.А.Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков, создавшие выдающиеся шедевры симфонической, оперной, инструментальной музыки. Но значение этого содружества не ограничивается созданными его коллективом музыкальными произведениями. Композиторы Могучей кучки изучали и популяризировали отечественную народную музыку, использовали ее в своем творчестве, призывали создавать национальную музыку, внесли неоценимый вклад в развитие демократических и национальных традиций в русской музыкальной культуре. Их деятельность в значительной степени определила направление дальнейшего развития русского музыкального искусства. Творчество композиторов Могучей кучки тесно связано с историей народа, отражает его жизнь. Восставший народ стал главным действующим лицом опер Мусоргского Борис Годунов и Хованщина; в операх Шехерезада Римского-Корсакова и Половецкие пляски Бородина использованы песни и мелодии разных народов Российской империи.

Реалистические и демократические тенденции в русской музыке развивал и величайший композитор эпохи П.И.Чайковский, создавший выдающиеся образцы оперной (Евгений Онегин, Пиковая дама, Иоланта), балетной (Лебединое озеро, Щелкунчик, Спящая красавица), симфонической и камерной музыки (более ста романсов). Творчество Чайковского проникнуто глубоким лиризмом и тонким психологизмом.

ФОЛЬКЛОР

XIX в. характеризуется расцветом профессионального искусства. Однако народное творчество не потеряло своего значения. Отражая особенности быта, мироощущения, систему духовных ценностей народа фольклор чутко реагирует на все происходящие изменения и воспроизводит их, являясь, таким образом, своеобразной энциклопедией народной жизни.

В пореформенной России дальнейшее развитие получили все направления и жанры фольклора: сказки, пословицы и поговорки, загадки, сказания, музыкальный и танцевальный фольклор, лубок. Новые условия вызвали появление рабочего фольклора. Деревенский фольклор отразил восприятие крестьянами реформы 1861 г. По-прежнему распространены были разбойничьи, бурлацкие и солдатские песни, песни о тюремной неволе.

Фольклор разных народов Российской империи отразил особенности языка, быта и нравов, сохранил исконные национальные традиции.

Важной особенностью развития народного творчества пореформенной эпохи стал рост интереса к нему широких демократических кругов и профессиональных деятелей искусства, особенно ярко проявившийся в литературе, творчестве передвижников и композиторов Могучей кучки. Народное творчество и профессиональное искусство взаимовлияли и взаимно обогащали друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: