Билет № 23. 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт»

1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». От­личия правовой нормы от норм морали.

В эпоху первобытности жизнь людей была подчинена строгим пра­вилам поведения — социальным нормам, создаваемым в целях регули­рования деятельности общества.

Постепенно с возникновением государства, усложнением социаль­ных связей в общество они начинают перерастать в нормы права и мо­рали. Том не менее все социальные нормы сохранили общие признаки:

- они "представляют собой правила поведения общего характера;

- обладают той или иной степенью обязательности;

- направлены на упорядочение общественных отношений.

Но наряду с общими признаками право имеет свои специфические характеристики, которые отличают его от других социальных регуляторов:

- правовые нормы устанавливаются государством; другие социаль­ные нормы складываются в процессе жизнедеятельности общества стихийно или устанавливаются отдельными общественными орга­низациями (например, уставы партий);

- правовые нормы обязательно выражены в официальной форме; в за­конах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна;.

- исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;

- нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;

- в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; для других социальных регуляторов возможно параллель­ное существование различных социальных норм (например, нали­чие разных религий в одном государстве).

Если право — это система норм, то под нормой права следует пони­мать охраняемое государством общеобязательное правило, которое ре­гулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности. Нормы права, отличаются своей формальной определенностью и излагаются в источниках права. Тео­рия права выделяет 3 основных источника права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт — это документ компетентного органа государственной власти или местного самоуправления, содержащий правовые нормы. Данный источник права имеет больший удельный вес в странах романо-германской правовой системы (Франция, ФРГ и т.д.). Это основной источник права и в Российской Федерации. Все нормативные правовые акты имеют определенные временные, террито­риальные ограничения своего существования и действия, а также рас­пространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

Все нормативные правовые акты можно разделить по их юридиче­ской силе на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Зако­ны — это нормативные правовые акты, принятые в особом порядке ор­ганами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы образуют стержень правовой системы. В Российской Феде­рации они принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ.

Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков школой считались свободные от обязанностей занятия, раз влечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой раз вития личности. Как вы думаете, почему древние греки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?

Игра, наряду с трудом и учением, является одной из форм деятель­ности человека. Человек, вступая в жизнь, познает ее через игру. Знаменитый психолог С.Л. Рубинштейн писал, что суть человеческой игры в способности, отображая, преображать действительность.

Для ребенка игра является лучшим способом познакомиться с бу­дущей взрослой жизнью. Благодаря играм дети копируют поведение взрослых, в них воспитываются общественно значимые качества, такие как находчивость, выносливость, сообразительность, коммуникабель­ность. Эта форма деятельности необходима для полноценного развития ребенка - как физического, так и психического.

Любая игра основана на определенных правилах. Участие в ней воспитывает необходимость признавать и соблюдать правила. Она гар­монична и системна. Благодаря ей ребенок может примерить на себя различные роли и выяснить, где он чувствует себя наиболее комфортно. В 1938 г. был опубликован трактат историка и культуролога Йохана Хейзинги «Человек играющий» (лат. Homo Ludens), посвященный все­объемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. Хейзинга выделяет такой формальный при­знак игры, как свободу. Он подчеркивает, что игра не опирается па ка­кой-либо рациональный фундамент, ее важнейшая характеристика — иррациональность, Основное различие между игровой и трудовой дея­тельностью заключается в общем отношении к своей деятельности. Вы­полняя работу или участвуя в созидательном труде, человек делает не только то, что ему интересно или удовлетворяет его непосредственные потребности, но и то, что нужно сделать ему, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нем обязанно­сти. Игра же никак не связана с насущным удовлетворением жизненных потребностей. Таким образом, игру можно определить как форму созна­тельной деятельности, где человек, осваивая регламентируемый прави­лами процесс, в силу своих способностей постигает сущность этого про­цесса и взаимосвязь происходящего с ним.

3. Вам поручили подготовить реферат на тему «Современное ин­формационное общество». Составьте план ваших действий для вы­полнения этого задания.

Во-первых, необходимо составить план реферата. Реферат, как пра­вило, должен состоять из следующих структурных элементов:

1) введение, в котором обосновывается актуальность темы, объект и предмет исследования, хронологические рамки, дается краткий анализ использованной литературы;

2) основных глав (разделов); как правило, в первой главе (разделе; излагаются основные теоретические положения (в данном случае, можно предложить дать объяснение понятия «общество», предста­вить типологию обществ); во второй главе (разделе) целесообразно дать развернутую характеристику информационного общества; в третьей главе можно изложить проблемы современного информа­ционного обществе и (или) спрогнозировать перспективы дальнейшего развития современного общества и т.п.;

3) заключение, в котором кратко делаются основные выводы по проблеме;

4) список источников и литературы.

Во-вторых, необходимо подобрать литературу: справочники, эн­циклопедии, учебники, монографии, статьи в различных журналах, та­ких как «Общественные науки и современность», «Полис» и т.д.

Третьим этапом работы является написание реферата по составленному и согласованному с учителем плану.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: