Билет № 11. 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройст­ве России

1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройст­ве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию федера­тивным государством. Термин «федерация» относится к форме государст­венного устройства и отражает территориальное деление государства и ха­рактер соотношения государства в целом и его территориальных единиц.

Составные части федерации — субъекты федерации, в отличие от административно-территориальных единиц унитарного государства, обладают рядом специальных прав. Субъекты федерации имеют право создавать свою конституцию, свою правовую систему, но она не должна противоречить общим правовым началам, установленным федерацией. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле итого слова и не обладают суверенитетом, хотя иногда некоторые субъекты федерации формально провозглашают его.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъектов федерации. На высшем уровне фе­деративный характер государства выражается в создании двухпалатно­го парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. Другая палата формируется для выражения интересов все­го населения государства, всех его регионов.

В составе Российской Федерации находятся ее субъекты: республи­ки, края, области, 1 автономная область, 2 города федерального значе­ния (Москва и Санкт-Петербург), автономные округа.

Конституция 1993 г. установила, что все субъекты Федерации, неза­висимо от их видов, являются равноправными как во взаимоотношени­ях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Основные законы республик в составе РФ на­зываются конституциями, а остальных субъектов Федерации — устава­ми. Высшие должностные лица республик называются президентами, в других субъектах Федерации, как правило, — губернаторами и т.д.

Российская Федерация функционирует на основе строго опреде­ленных принципов, которые закреплены в Конституции РФ и детали­зируется в текущем законодательстве. Помимо принципа равноправия субъектов Российской Федерации, другим основополагающим прин­ципом является принцип государственной целостности России. В со­ответствии с ним на территории России не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств внутри России. Также Конституция РФ не допускает для отдельных субъектов права выхода из состава Федерации.

Принцип единства государственной власти в Российской Федерации означает, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему.

Деятельность федеральных органов государственной власти и орга­нов государственной власти субъектов РФ строится на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.

Конституция РФ закрепляет в ведении Российской Федерации следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; фе­деративное устройство и территория Российской Федерации; регулиро­вание и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности: формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; оборона и безопасность— словом, все то, что соответствует федераль­ному уровню управления.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Россий­ском федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защи­ти прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопо­рядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и многое другое.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

2. Шотландский ученый-экономист Адам Смит исследовал и опи­сал механизм рыночного регулирования экономики без вмешательст­ва государства, назвав его «невидимой рукой» рынка. Объясните дей­ствие этого механизма.

Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между про­давцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи. По образному выражению Р. Липси, рынок — это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принима­ет экономические решения.

Существует множество форм рынка: магазин, ярмарка, аукцион, фондовая биржа, товарная биржа и др. Но всем, им присуща главная функция рынка — обеспечение обмена, купли-продажи. Покупатели, следуя основному принципу — получить максимум при минимуме за­трат — выбирают лучшую из альтернатив, которую позволяют им их доходы. Таким образом, рынок представляет собой систему взаимодей­ствия продавцов и покупателей, производителей и потребителей опо­средованно через куплю-продажу.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. Основными функциями рынка являются цено­образование и конкуренция.

Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето считал, что в обществе всеобщего благоденствия все выигрывают лишь в том слу­чае, если действующий па рынке предприниматель, извлекая полез­ность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другим и участниками рынка. Другими словами, богатство общества увеличивается в том случае, если все члены общества выигрывают.

Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предоставлять надежную информацию покупателям и продавцам классик экономической науки Адам Смит назвал «не­видимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производитель не знает покупателя. Но обоими управля­ет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим об­разом свое личное благосостояние. То есть стремление каждого к богат­ству ведет к богатству общества в целом.

3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились проблемы с учебой. Возникшие пробелы затрудняют усвоение нового материала. Вас попросили пятикласснику помочь. Составьте план своих возможных действий.

1. Необходимо определить, в изучении каких предметов у пяти­классника имеются наибольшие пробелы. Для этого можно:

1.1.В каждом параграфе попросить дать определение основных по­нятий (которые, как правило, выделены жирным шрифтом)

1.2.В гуманитарных предметах (история, литература) можно задать вопросы, которые есть в конце параграфа.

1.3.В математике — решить несколько примеров из каждого пара­графа.

2. Определив основные проблемы и составив примерный план «ли­квидации пробелов в знаниях», необходимо:

2.1.По отдельным предметам (история, биология, литература и др.) попросить составить конспект (краткое изложение) содержания плохо изученных параграфов. Основные понятия должны записывать полно­стью. По отдельным темам можно составить логическую схему, таблицу и т.д.

2.2.По математике, информатике, проработав теорию, прорешать несколько задач из учебника. При этом, если трудно усваивается мате­риал, вначале можно использовать «решебники», с помощью которых можно понять логику решения задач.

3. Проводя данные мероприятия, необходимо помнить и о текущих занятиях и домашних заданиях. Лучше, если повторение старого мате­риала будет сопровождаться и работой с новым материалом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: